На мировом рынке листового проката наблюдалось снижение объемов предложениий при довольно значительном спросе на товар. Врезультате экспортные цены европейских производителей на толстолистовой прокат повысились на 5- 15 $ за тонну по сравнению с концом осени и в декабре составили 495-520 $ за тонну. Цена среднелистового проката выросла на 20 $ за тонну - до 480-520 $ за тонну. Внутренние европейские цены на листовой прокат выросли в среднем на DM 10-20 за тонну. В конце декабря толстолистовой прокат предлагался по DM 750 за тонну, а среднелистовой - по DM 700 за тонну.
На американском рынке листового проката отмечено снижение объемов предложений, что заставило покупателей согласиться на повышение цен на 10-20 $ за одну короткую тонну. Цена контрактов на толстолистовой прокат на первый квартал составила 445 $ за тонну.
По заявлениям трейдеров, такие причины как повышенный спрос на товар, исчерпание запасов прката на складах потребителей и ограниченный объем импорта будут повышать цену еа листовой прокат и во втором квартале текущего года.
В декабре отмечено значительное ослабление мирового рынка горячекатонного рулона. В то время как в ноябре наблюдался дефицит предложения, в течение последнего месяца 1997 г. ситуация изменилась коренным образом - ввиду экономического кризиса в странах ЮВА и соответственного снижения спороса производителям разных стран приходилось бороться за рынок. Европейским заводам, которые традиционно продавали горячекатанный рулон в странах Южной Европы, приходится конкурировать производителям стран ЮВА, которые вышли на этот рынок с более дешовой продукцией. Турецкие производители также сообщаются агрессивной политике тайваньских сталелитейных заводов, которые предлагают свой товар 330 $ за тонну. Такая политика не оставляет для производителей Турции другого пути, кроме снижения цены на свой товар. В целом же в течение первого полугодия ожидается, что на рынок Европы будет представлено из стран ЮВА около 500 тыс.т. горячекатанного рулона.
На мировом рынке холоднокатанного рулона в декабре 1997 года не было отмечено осбой акивности. Южнокорейские производители пытались продавать свою продукцию по заниженной цене, но педение вона сделало снижение цены невозможным. Специалисты считают, что такое снижение, пусть не значительно, но ослабило европейские рынок, куда Южная Корея намеревалась экспортировать товар. Пока цены на основных региональных рынках не изменились и находятся на уровне цен ноября 1997 года.
Одной из сложнейших внешних проблем расширения украинского экспорта продукции черной металлургии является широко применяемая практика возбуждения странами - торговыми партнерами атидемпинговых расследований против украинской стороны, что имеет своей целью оказание протекционистской защиты национальным предприятиям-производителям.
В истекшее десятилетие в странах Запада антидемпинговые пошлины, применяемые в случаях импорта товара по ценам ниже их предполагаемых издержек производства, стали одними из наиболее активно используемых экономических инструментов регулирования импорта. Особенностью их применения является необходимость проведения предварительного расследования с целью установления факта демпинга, а также опредедения нанесенного ущерба или угрозы его возникновения. При определении экономического ущерба исходят из трех групп экономических показателей: динамики импорта и динамикидоли рынка, занимаемой поставщиком товара, относящегося к “демпинговому”; соотношения импортных цен на “демпинговый товар” и внутренних цен на аналогичный товар, производимый в стране; влияния импорта “демпингового” товара на экономические показатели национальных предприятий. Другой важной специфической чертой этих ограничительных мер является то, что они применяются на дискриминационний основе против определенных поставщиков определенного товара.
Правовое регулирование антидемпинговых процедур в Украине также вызывает много вопросов. Закон Украины “О внешнеэкономической деятельности” в ст.1 определяет демпинг как “продажу товаров по ценам ниже контрактных на международных товарных рынках при условии, что низкий уровень цены не обуславливается соответствующим уровнем издержек производства этого товара”. Но существенный недостаток закона - это отсутсвие правового регулирования антидемпинговых прецедур на международных рынках, где все активнее торгуют украинские субъкты ВЭД. Субъкты ВЭД Украины не представляют себе всех последствий осуществления демпинга на рынках других государств. Подтверждением этого факта является антидемпинговое дело против украинских металлургов (комбинатов “АЗОВСТАЛЬ”, имени Ильича и Алчевского меткомбината Луганской области), возбужденное по петиции двух металлопроизводящих фирм США “Geneva Steel” и “Gult State Steel” в Международной комиссии по торговле.
На предварительном этапе расследования Комиссией международной торговли США было сделано заключение об отсутствии ущерба американской промышленности от импорта стального листа из Украины, но в то же время было указано, что существет угроза нанесения ущерба.
В частности, Комиссия отметила, что американские производители инвестировали значительные средства в развитие производства в надежде на рост потребления стали на внутреннем рынке, который, кстати, и имел место. Обычно, в случае, если Комиссия обнаруживает рост потребления внутри страны, то демпинговая пошлина не вводится. Но было решено, что американские компании не сумеют вернуть инвестированные средства в случае, если не будут приняты антидемпинговые меры. Сверх того, были высказаны опасения, что в ближайшее время американский рынок может подвергнуться стальной экспансии из Украины в связи с ограничениями на импорт металла, принятыми в ЕС, а также из-за антидемпинговых мер, введенных в Канаде.
При таком положении дел вряд ли возможно сохранить американский рынок для украинских поставок. Даже если рассмотреть самый низкий из тарифов, то цена, которую можно будет предложить американцам, составит от 470 до 510 USD за тонну, что значительно превышает цену внутреннего рынка США ( 395-418 USD). Такая разница означает потерю рынка.
Страны ЕС решили защитить рынок из СНГ введением квот. В марте 1997 г. подписано соглашение между украинским правительством и Европейской комиссией о поставках металла до 2001 года.
В Таиланде, Чили и Индонезии также возбуждены антидемпиоговые разбирательства против украинских поставщиком. Причем в первых двух из перечисленных стран тариф не является предварительным и подлежащим утверждению, а уже введен. В Таиланде с 25 мая введен тариф в размере 45.56% на поставку горячекатаного рулона с комбинатов им. Ильича и “Запорожсталь”. ММК им. Ильича поставил в Таиланд 373.3 тыс. тонн проката на общую сумму 89.2 млн. $ за первое полугодие 1997 года.
Предварительный 20- процентный тариф на ввоз рулона был введен в 1996 г. в Чили. Однако после подачи апелляции комбинатом им. Ильича и украинским правительством в апреле 1997 года тариф был снижен до 9%. Известно, что цена местных чилийских производителей на горячекатанный рулон составляет 350 дол за тонну, в тоже время как украинская продукция уже с 9% тарифом имеет цену 336 $ за тонну. Такой размер тарифа позволяет сохранить чилийский рынок потребления украинской стали. Не получив желаемого результата от продажи горячекатанных рулонов, комбинат переключился на поставку проката и за пять месяцев 1997 года его количество достигло 113.8 тыс. тонн на сумму3.5 млн. $.
В Индонезии с апреля 1997 г. введен предварительный тариф на поставку рулона и проката с комбинатов им. Ильича, “Запорожсталь”, Донецкого металлургического завода, комбината “Азовсталь”, Алчевского МК, Днепропетровского МЗ.
Индия рассматривает введение 45-ти процентного тарифа на поставку запожстальского и ильичевского горячекатанного рулона. Цена местных производителей составляет 395 $ за тонну, в то время как цена украинских поставщиков находится в районе 260 $ за тонну. После введения тарифа украинская цена составит 387 $ за тонну. Этот уровень тарифа позволяет сохранить рынок и конкурентоспособность на нем. Особую пикантность выше сказанному придает тот факт, что индийская черная металлургия еще во вре-мена СССР была создана руками украинских специалистов - таково было тогда союзное разделение труда.
Египтяне тоже не порочь защитить своих производителей, установив тариф на уровне 20% для продажи холодно- и горячекатанных рулонов от “Запорожстали” и комбината им. Ильича.
Украина вместе с Россией мешают жить также и мексиканцам. Среди украинских поставщиков - комбинат им. Ильича, “Запорожсталь”, ДМЗ, “Азовсталь”, Алчевский металлургический комбинат, Днепропетровский металлургический завод. Украинские производители торгуют по ценам на 64% ниже, чем уровень цен внутреннего рынка Мексики. Вот и решили в Мексике улучшить положение ведением 64-ти процентного тарифа, дабы уровнять украинских поставщиков с местными производителями.
Повсеместные антидемпинговые процессы (завершившиеся уже установлением тарифа или только начавшиеся) однозначно грозят украинской металлургии невостребованностью товара. Потеря рынка США “Азовстали” и комбинату им. Ильича может стоить от 5 до 7 млн. $ прибыли в год. Вдобавок к потери рынка на заводах может снижаться использование мощностей и количество занятых.
По оценкам экспертов, сегодня потребности внутреннего рынка не превышают 20% производимого Украиной металла. В долгосрочной перспективе можно рассчитывать на рост внутренних потребностей на это вид продукции. Это произойдет, если начнет расти экономика и будут развиваться металлоемкие отрасли, такие как машиностроение, судостроение, производство различных видов оборудования.