ШУСТЕР: Пожалуйста, Дмитрий Олегович.
РОГОЗИН: Ну, вопрос, честно говоря, не по адресу и вообще претензии не по адресу. Хотя я ее понимаю, эту женщину, я во многом даже…
ШУСТЕР: Но вы представляете государственную власть.
РОГОЗИН: Да, да, ну, естественно. Но законы, которые были приняты, по которым мы жили до сих пор, они действительно требуют пересмотра. Я, кстати говоря, вместе с моим коллегой Николаем Овчинниковым вхожу сейчас в межведомственную группу по совершенствованию миграционного законодательства. Мы сейчас пересматриваем и закон о статусе иностранца, и миграционную концепцию Российской Федерации, и закон о гражданстве, куда сейчас во втором чтении внесены поправки. Я этой женщине отвечая, хочу сказать, что именно я был автором и докладывал Государственной думе о необходимости кардинальной реформы миграционного законодательства. У нас, например, сегодня, в Москве и Московской области проживают около 2 миллионов человек жителей Азербайджана.Из них 8 человек встают на учете в налоговых инспекциях, 8 человек! Дальше я хочу сказать, у нас китайская миграция, мы сейчас говорим о Кубани, я Александра Николаевича здесь во многом поддерживаю. Китайская граница! Вы знаете, что у нас тысячами, десятками тысяч исчисляются смешанные брак, когда китайский гражданин 18-20 лет, хорошей спортивной или боевой выправки, женится, видимо, по любви на девушке 1908 года рождения. И автоматически приобретает российское гражданство.
ШУСТЕР: Дмитрий, еще один вопрос мы можем выслушать из Краснодара. Пожалуйста.
- У меня вопрос нашим парламентариям в студии. Дело в том, что мы не ожидали такого компетентного анализа обстановки, и очень приятно слышать такие слова. Теперь вопрос. Скажите, пожалуйста, поддержите ли вы нашего губернатора в том деле, которое он ведет, если все все понимают, что это правильно?
ШУСТЕР: Спасибо. Я прощаюсь с Краснодаром. Миндиа Гавашели, большое вам спасибо, я благодарю людей, которые, несмотря на этот дождь пришли на наш телемост и высказались в нашей программе «Свобода слова». Спасибо, Миндиа.
РОГОЗИН: Я хочу сказать, что мы с Александром Николаевичем старые добрые товарищи. Когда он еще работал председателем Комитета по делам национальностей, я в этом комитете тоже работал в Думе прошлого созыва. А Владимир Юрьевич, нынешний министр, тогда был председателем моим, мы все из одного Комитета, корни оттуда. И Рамазан Гаджимурадович тоже наш старый добрый вечный оппонент. Хочу сказать вот о чем: то, что начали делать на Кубани, это от безысходности. Мы к июню поправим федеральное законодательство таким образом, чтобы губернаторы, которые столкнулись с тяжелейшей миграционной ситуацией, имели четкую правовую основу, на которую они могли бы опираться.
ШУСТЕР: Валерия Новодворская, у Вас всегда есть, что сказать.
НОВОДВОРСКАЯ: Господин Рогозин, я сознаю прекрасно, что Вы сейчас на волне, Вы, а не мы, но понимаете ли Вы, насколь грязной и мутной волне Вы сейчас находитесь, и насколько вы в своих действиях вашего Комитета вдохновляетесь позицией всего нашего российского государства? Начиная с 94-го года убивают один и тот же чеченский народ! Насколько вашу позицию подкрепляет то, что мы ведем российскую, этническую, колониальную войну на уничтожение чеченского народа?
РОГОЗИН: Понятно. Я не помню, как Вас по батюшке, я Вас зову госпожа Новодворская: не гоните волну, госпожа Новодворская.
ШУСТЕР: Я думаю, этого ответа вполне достаточно. Я предоставляю слово министру.
ЗОРИН: Я хотел бы обратиться к статистике, которая знает все. Доля русского населения в волне мигрантов на Кубани 85 процентов. То есть это процесс, который касается всех, - этнических групп, народов, наций и национальностей. Конечно, над законами мы когда-то работали в Комитете все вместе, и я думаю, что мы дальше также вместе будем работать над законами, но законами, которые решают двуединую задачу. С одной стороны, защищают интересы государства и в том числе, безусловно, его национальную безопасность. С другой стороны не допускают дискриминации личности.
ШУСТЕР: Пожалуйста.
ОЛЬГА ЧУДИНОВСКИХ: Центр проблем народонаселения МГУ: Вообще, цифры – это очень интересная вещь. Если их нет, то их можно придумать. Если она будет маленькая, ее можно умножить на нужный коэффициент или заказать специальное обследование, которое покажет те результаты, которые хочется видеть заказчику. Так вот, статистика, о которой сказал уважаемый министр, к сожалению, у нас неадекватна реальным процессам, она разрушена, и данные, которые МВД собирает, формируются на основе такой безумной методики, что доверять им нельзя. И поэтому возникают такие цифры миллионов, сотен тысяч азербайджанцев, китайцев и так далее. Поэтому возникают проблемы, которые решаются таким способом, как нам предлагают в Краснодаре. Завтра это будет в Москве, послезавтра – на Дальнем Востоке. И я хотела бы узнать: в пакете прекрасных законов по миграции, которые вы обещали к лету подготовить, найдется ли место для закона, способного навести порядок хотя бы в учете, в регистрации? Сейчас мы даже не знаем, сколько у нас легальных мигрантов, так называемых временных, статистика их не видит абсолютно, и мы не знаем, в том числе и Вы, я думаю, не знаете, сколько у нас внутрироссийских мигрантов, живущих без регистрации, нарушающих наше законодательство.
ШУСТЕР: Пожалуйста, Дмитрий Олегович.
РОГОЗИН: Ну, во-первых, те данные, которые я вам привожу, я их не выдумываю, хотя я сейчас выступаю не по моему профилю. Я сейчас занимаюсь международными делами, но нелегальная миграция, совершенно очевидно, приходит из-за рубежа. Цифры, которые я вам называю, это данные и Центрального банка, и Федеральной пограничной службы, и Министерства внутренних дел, и Федеральной миграционной службы, которая совсем недавно перешла в ведомство МВД. Меня тоже удивила эта разница – от полутора до 10 миллионов. Хотя, в принципе, для нас это свойственно. У нас миллион туда, миллион сюда. Мы до сих пор не знаем, сколько у нас во Второй мировой войне погибло: 20 миллионов – сказал Сталин, потом сказали – 27, потом – 35. Ничего, бабы нарожают еще. Это старая добрая наша традиция. Но хочу Вам сказать только одно: во-первых, сейчас мы уже добились решения об ускорении паспортизации в Российской Федерации. Мы столкнулись с интересной цифрой: 25 миллионов чистых, незаполненных корочек паспортов граждан бывшего Советского Союза находятся за пределами Российской Федерации. И все это без всякого учета. Сейчас Гознак перешел на почти 24-часовую сменную работу, паспорта будут подготовлены и розданы гражданам Российской Федерации. Только тогда мы сможем провести реальную экспертизу. И, конечно, перепись населения. У нас последняя перепись населения была в 1989 году. В этом году она будет производиться снова.
ШУСТЕР: Спасибо, Дмитрий Олегович, я вас благодарю. Итак, мы в самом деле говорили о дружбе народов и о национализме, о гостеприимстве и о ненависти. Мы продолжим эту тему после рекламы.
ШУСТЕР: Добрый вечер еще раз. В прямом эфире программа «Свобода слова», мы обсуждаем «кубанский эксперимент», в кавычках, конечно же. Мы обсуждаем проблему межэтнических отношений, проблему нелегальной миграции. Я приглашаю к микрофону Владимира Лукина, вице-спикера Государственной Думы.
Владимир Петрович, вы как человек опытный, скажите нам, пожалуйста, что произошло со старой, традиционной дружбой народов?
ЛУКИН: Со старой дружбы народов, я думаю, по большому счету, ничего не произошло, просто вышли на поверхность подспудные психозы, индивидуальные, массовые, которые раньше держались под спудом, официальная пропаганда и так далее – это все было, только было под ковром, а сейчас из-под ковра вырвалось. Вот, это, во-первых. Во-вторых, я бы хотел сказать о двух вещах. Первое. Здесь вот затрагивалась одна проблема: как бы выдворить нелегальных эмигрантов? Вообще, юридически это правильно, юридически надо законы соблюдать, а если они не соблюдаются, тонадо восстанавливать законы. И вообще, я к губернатору Ткачеву отношусь с большим уважением, как к моему старому коллеге по парламенту, и думаю, что он много полезных дел делает, и не такой же он крутой националист, как многим кажется. Я знаю, что у него в правительстве работают люди…
ШУСТЕР: И похож национально с «Яблоком», мы тоже это знаем.
ЛУКИН: Вот, и это есть, и, кстати говоря, очень толковый человек.
ШУСТЕР: Это уже партийная пропаганда.
ЛУКИН: Это не пропаганда. Но я хочу сказать другое. А почему они в таком количестве приехали? Виноваты не только исторические катаклизмы. Есть одна простая вещь: люди едут туда, где они считают лучше, к родственникам, и знают, что если немножко заплатить, на все законы наплюют. Разве это не так? Воруют лица самых разных национальностей, которые находятся при границе. Так вот, почему федеральные власти, почему наш министр, который человек замечательный и совсем недолго работает, не возьмет во главу угла это дело? Надо прижать тех людей, которые занимаются контролем над границей, контролем над эмиграцией, чтобы они воровали меньше. И, кстати говоря, региональные власти должны тоже ужесточить свою политику.
ШУСТЕР: Вот почему, когда вы призываете вот тех, кто ворует, призвать к ответственности, москвичи за это так «за», а гости «за», но не очень…
ЛУКИН: А вот это я не знаю, это тайна, завернутая в загадку. Я вспоминаю Щедрина. На ваш вопрос, кто где ворует, Щедрин сказал: у нас все воруют, и при этом хохоча, говорят, ну когда же это безобразие кончится? Так вот, перестанем воровать, и тогда можно будет начать с помощью законов контролировать миграцию.
ШУСТЕР: Да, я бы хотел дать возможность высказаться экспертам с этой стороны, меня уже обвиняют в недемократичности, что неправильно. Пожалуйста.