Скинхеды: «…Мы за Россию идем, мы хотим, чтобы она была чистая, русская, белая»
Губернатор: «…Численность иностранных граждан — преимущественно армян, турок, курдов — растет на Кубани такими темпами, что в недалеком будущем русские могут оказаться здесь в меньшинстве», «…приезжие не поддаются ассимиляции, не желают учить русский язык, промышляют исключительно торговлей, а нередко распространением наркотиков»
Скинхеды: «Наркотиками торгуют, русских девушек обижают…»
Губернатор: «…уже сегодня, ровно треть жителей Сочи — армяне по национальности…», «Вы хотели бы, чтобы через двадцать лет вашей дочери или сыну сказали — хватит, дорогая моя, пожили и вперед? Проваливайте отсюда. — Вспомните историю Югославии». — Вот тут-то автор роняет весьма провокационную фразу: «Чтобы край не превратился в Косово…» Получается двойной эффект: мало того, что не просто официальное лицо, а губернатор оперирует очень опасными выражениями, еще и автор репортажа вставляет подобные фразы. Как должен на это реагировать телезритель? Но, может быть, оброненная фраза автора – случайность?… Вернемся к этому чуть позже.
Далее следует благолепная картинка, комментируемая автором: «Совместный милицейско-казачий патруль выезжает на поиски нелегалов…». Здесь к перекличке реплик губернатора и скинхедов добавляется еще и реплика атамана Крымского казачьего войска: «…они не только девушек насилуют, но даже парней и стариков»
Дабы быть справедливыми, обратим внимание на интересное открытие автора: «…Турки-месхетинцы – это не совсем мигранты. Их родина – Грузия, откуда в конце войны по решению Берии они были вывезены в Узбекистан. В 89-м году, после ферганских событий, советское правительство вновь переселило их – из Узбекистана в Россию. Но с тех пор гражданство турки так и не получили…» Сам собой напрашивается вывод – получается, что турки-месхетинцы на вполне законных основаниях являются гражданами России. Но вместо того, чтобы развить эту тему, автор останавливается…
Ниже по тексту идут все те же статистические данные, которые подкреплены соответствующими высказываниями автора: «…Маленьких семей здесь не бывает. Русские же родители не всегда готовы даже иметь двоих детей. Так что будущее района можно предсказывать по журналу, хранящемуся в единственном на всю округу родильном доме».
Таким образом, можно сказать, что автор далеко не беспристрастен. И теперь, фраза о Косово не кажется случайной. Более того, по-иному зазвучали и два последних абзаца репортажа…
Ярким примером обработки общественного мнения может служить известная передача телеканала НТВ «Свобода слова», транслируемая на многомиллионную аудиторию. Посмотрим, как обсуждался в ней вопрос о миграции, поднятый губернатором Краснодарского края. Вот полный текст программы:
«СВОБОДА СЛОВА» 25.03.2002
ШУСТЕР:Добрый вечер. На телеканале НТВ программа «Свобода слова» - телепрограмма, в которой свободу слова ограничивает время и я, Савик Шустер. В России миллионы нелегалов. Их становится все больше и больше. Политики заявляют: «Страна превращается в проходной двор». Кубань проводит эксперимент и предлагает свои методы: фильтрационные пункты, депортация по этническому признаку.
Наш «свободный микрофон» сегодня установлен в Краснодаре, и мы приглашаем всех желающих принять участие в нашей программе. А я представлю главных ее героев: Александр Ткачев - губернатор Краснодарского края, Дмитрий Рогозин - председатель комитета по международным делам Государственной Думы РФ, Рамазан Абдулатипов - член Совета Федерации, председатель Ассамблеи народов России, Владимир Лукин - вице-спикер Государственной Думы РФ. Сегодня мы говорим о дружбе народов и национализме, о гостеприимстве и о ненависти. Краснодарский, кубанский эксперимент. В Краснодаре сегодня шел дождь. И там сильно опасаются, что грянет гром. По крайней мере, так называется фильм, снятый по заказу администрации края.
ФРАГМЕНТ ИЗ ФИЛЬМА:
«ГОЛОС ДИКТОРА: Интенсивный рост численности турок-месхетинцев уже привел к тому, что в некоторых школах края 90 процентов учеников - турецкие дети, не говорящие по-русски. В результате за 10 лет в некоторых исконно казачьих станицах местное население оказалось в меньшинстве.
ЛЮДИ НА ПЛОЩАДИ:
- Русские тебе помогли! Никто тебя дурным словом не обозвал! Почему теперь мои дети должны бояться выходить на улицу. Почему? Потому что вы сказали, что вы всех подожжете, что вы на вилы всех посадите?!
- Нам, русским, выйти нельзя. Говорят, мы националисты. Ничего подобного! Житья нам нет.
- …не делать этого!
(крики)
- Вот она сказала, что она ко мне приходила, говорила «мамочка». Потом поговорим. Но в то же время ты мне говорила, что моим детям не будет здесь покоя. Что будут над ними издеваться. Твои слова это были.
ГОЛОС ДИКТОРА: Непрекращающиеся случаи воровства. Традиционное употребление наркотиков. Недопустимые поведенческие установки. Нескрываемые проявления агрессивности турок-месхетинцев сделали уже невозможным наше совместное проживание.
УЧИТЕЛЬ: Кто у нас приехал из Армении?
- Вам нравится здесь жить?
ДЕТИ: Да.
УЧИТЕЛЬ: Вы уезжать собираетесь отсюда?
ДЕТИ: Нет.
ГОЛОС ДИКТОРА: По данным независимых исследований, в крае проживает уже около 30 тысяч турок-месхетинцев, около 40 тысяч курдов, более 1 миллиона армян. На карте края уже немало районов компактных поселений многочисленных национальных групп мигрантов. Здесь компактные поселения армян. Здесь - турок-месхетинцев. Здесь - курдов и изидов. Здесь - чеченцев. Сегодня эта территория называется Краснодарским краем. Надолго ли? Решать нам с вами.»
ШУСТЕР: Вопрос к главным героям программы. Ответ должен быть не длинным. Считаете ли вы, что принудительное выселение нелегалов - это решение национальных проблем для России.
АЛЕКСАНДР ТКАЧЕВ: Важно, чтобы мы не путали сегодня понятия «межнациональные отношения» и «незаконные мигранты». Незаконные мигранты не должны пребывать на территории Российской Федерации, в том числе и Краснодарского края. И поэтому будем применять все правовые меры, законодательство федеральное, краевое для того, чтобы поставленную задачу решить.
РАМАЗАН АБДУЛАТИПОВ: Я согласен с Александром Николаевичем, очень опасно социальную проблематику переводить в межнациональную сферу. Кто этим занимается сознательно - или провокатор, или враг многонациональной России.
ДМИТРИЙ РОГОЗИН: Сегодня даже неизвестно, сколько у нас нелегальных эмигрантов. Недавно Государственная Дума рассматривала данный вопрос, принимала даже постановление о мерах по совершенствованию миграционного законодательства. Вот когда мы вызывали экспертов и на заседание комитета, и потом на Палату, оказалось, что все называют цифры очень интересные - от полутора до 10 миллионов человек, которые нелегально проживают, без вида на жительство, без паспортов, и уж тем более без регистрации… Знаете, сколько в Москве зарегистрировано в налоговых организациях лиц азербайджанской национальности?.. Восемь человек. Я считаю, что ситуация провальна. И Россия является уже проходным двором. И поэтому меры по обеспечению контроля за миграционным контролем должны быть приняты немедленно и, конечно, на основе закона.
ВЛАДИМИР ЛУКИН: Нелегальные эмигранты, как и всякие нелегалы, это нарушители законов страны. И с нарушителями законов страны надо поступать также точно, как и с другими нарушителями в других областях. А что касается того, насильственно их удалять из страны или нет - это проблема, которая должна решиться государством. Если будет совершенно ясно, что эти люди не нужны, их можно удалять. Во Франции автобусами удаляют незаконных иммигрантов, я сам это видел.
ШУСТЕР: Так что, вы поддерживаете даже самые жесткие меры?
- Я поддерживаю самые жесткие меры с нарушителями закона, но есть одна проблема, о которой я скажу позже, Россия – это особая страна и если в интересах государства нужно привлекать какое-то население, не важно какого профиля, то можно сделать там и в той мере, в которой это выгодно и нужно государству.
ШУСТЕР: Спасибо, нам понятны позиции. За нашими героями их трибуны поддержки, на одной из трибун федеральный министр, который нам будет высказывать точку зрения Правительства Российской Федерации. За мной, на трибуне группа, благодаря которой мы в режиме реального времени следим за изменением общественного мнения. Я прошу тест-группу начать работать и приглашаю к микрофону губернатора Краснодарского края Александра Ткачева. Александр Николаевич, вот вы сказали, что проблема - не межнациональные отношения, а нелегальная миграция.
ТКАЧЕВ: Незаконная.
ШУСТЕР: Незаконная. Как вы собираетесь их определять и вычислять?
ТКАЧЕВ: Есть несколько способов, которые в крае применяются. Это, конечно, рейды, совместное патрулирование, дежурство с привлечением казачества, милиции, в районах, где проживают нелегальные незаконные эмигранты? Как правило, у тех или иных граждан этнических групп, где прописано два человека - живет еще шесть или восемь. И конечно этих людей, безусловно, нарушивших российское законодательство, паспортный режим, мы должны выдворить. Здесь говорили о фильтрационных лагерях – это, как всегда, преувеличение, как помните, говорили, что мы готовы выходить с вилами…
ШУСТЕР: Скажите, а окончание фамилий…
ТКАЧЕВ: Можно я договорю? Именно в крае мы приняли решение, это, кстати, нам позволяют
и нормы Российского правительства, создание центров временного содержания, или эмиграционных центров, как мы называем их в крае. Эти люди будут в них доставляться, допрашиваться. Мы будем выяснять кто есть кто, зачем приехали, почему они нарушают наше Российское законодательство, и в случае неполучения ответа на эти вопросы, мы за счет бюджетных краевых средств - мы договорились, для дела не жалко - будем нанимать чартерные самолеты, надо в Турцию - в Турцию отправим, надо в Ташкент, Узбекистан или в Грузию, поезд, автобусы… Правильно говорил Владимир Петрович, эти все нормы цивилизованны и страны европейские достаточно широко их применяют.