Полученные данные обработали на компьютере. На основании сходства оценок, машина построила матрицы шкал, которые затем подверглись процедурам факторного и кластерного анализа. В конце концов были получены семантические пространства мужчин и женщин, позволившие выявить структуру восприятия цвета; определить, как воспринимаются российской аудиторией образцы рекламы разных стран и какой, из предложенных образцов ближе к “идеальной рекламе”.
При формировании образа “американской” рекламы насыщенный красный цвет сыграл основную роль. Психологические портреты у мужчин и женщин получились разными. Для мужчин в “американской” рекламе красный цвет сочетается с серьезностью, движением, индивидуализмом. А для женщин — с чем-то темным, резким, большим, сильным, т. е. образ этой рекламы — пугающий. Интересно, что синий цвет присутствует в данной рекламе в том же объеме, что и красный, но его роль не была отмечена. Вероятно, это связано с тем, что красный оттенок был более насыщенным, чем синий. Насыщенность цвета оказывает большее воздействие на эмоции, чем оттенок.
Психологический портрет “японской” рекламы получился у мужчин и женщин похожим. На первое место обе группы ставят четкость. При этом для мужчин важнее такие параметры, как “красивая”, “приятная”, “гладкая”, а для женщин — “серьезная”, “надежная”, “мужская”, “гармоничная”. Интересно, что в представлении женщин реклама носит мужской характер. Мужчины видят эту рекламу также серьезной, гармоничной и реальной, а женщины — красивой, индивидуальной, традиционной. Следует заметить, что здесь автомобиль показан в движении, в отличие от предыдущего рисунка. Однако в этой рекламе преобладают холодные, спокойные тона: голубой, серебристый, темно-серый, не вызывающие раздражения, но также и не связанные с движением, что делает ее образ более четким, привлекательным и серьезным, хотя и традиционным.
Психологический портрет “российской” рекламы выглядит положительным и у мужчин, и у женщин. Среди наиболее важных характеристик у обеих групп оказалась безопасность. Вероятно, на это повлияли насыщенный синий фон и статичность автомобиля. В понимании мужчин данная реклама яркая, четкая, реальная, а в понимании женщин — добрая, мягкая, красивая. Следует заметить, что обе группы не выделили такую характеристику, как серьезность.
В “немецкой” рекламе обе группы на первое место ставят такие характеристики, как желтый и яркий. В представлении мужчин и женщин эта реклама приятная, радующая, гармоничная. В психологическом портрете данного образца у обеих групп появляется новая характеристика: “явная”. Мужчины добавляют к этому “простая” и “индивидуальная”, а женщины — “комфортная” и “теплая”. В данной рекламе доминирует насыщенный желтый цвет, который способен создать ощущение радости, солнечного тепла, что и проявилось в психологическом портрете обеих групп. Как и в японской рекламе, машина показана в движении, и желтый оттенок это подчеркивает, так как считается активным цветом. Психологический портрет “идеальной рекламы” определяется набором положительных характеристик у обеих групп. Среди наиболее значимых: приятная, радующая, надежная, комфортная, интересная, сильная. В понимании и мужчин и женщин, “идеальная реклама” автомобиля должна вызывать доверие, создавать положительные эмоции и оказывать сильное воздействие. При этом параметр “сильная” имеет одинаковую нагрузку у обеих групп. В психологическом портрете данной рекламы появляется новая характеристика: полезная. Ни один из тестируемых образцов не был оценен как полезный. Примечательно, что женщины к общему списку добавляют также параметр “освобождающая”. Для них данная характеристика является существенной в рекламе. Если сравнить психологический портрет “идеальной рекламы” с портретами тестируемой рекламы, то она ближе всего к японскому и немецкому образцам. Таким образом, проведенный исследователями анализ, свидетельствует о том, что реклама, выполненная в Японии и Германии, оказалась ближе российскому потребителю по своему цветовому оформлению. Следует заметить, что из-за невозможности найти качественную цветную рекламу российского автомобиля, в эксперименте участвовали только образцы рекламы зарубежных автомашин.
В Украине, к сожалению, ситуация такова, что цвету уделяют гораздо меньшее внимание, чем необходимо. Вот мнение специалиста крупнейшей компании, который по понятным причинам не захотел себя называть: “Конечно, важно выдерживать цвета в рекламе, важно, чтобы они отображали характер и суть бренда, но в силу того, что все же индустрия рекламы у нас еще в стадии начального развития, по глобальным меркам, - больших, серьезных исследований, подборок, работы с психологами и т.д. в области определения цветовой выдержки у нас мало кто делает. Все пока на уровне интуитивном и довольно простом - если рекламируем воду, к примеру, то выдерживаем холодные тона и т.п.”[27]
В настоящей курсовой работе я рассмотрела приемлемые сочетания цветов для разных продуктов и постаралась ответить на вопрос, как заслужить доверие потребителей к тому или иному продукту. Цель моей работы выполнена.
Цвет играет важную роль в рекламе. И большинство развитых стран придают этому огромное значение. К сожалению, в России это пока не так.
Будем надеяться, что в будущем картина изменится, и мы придем к осознанию того, что знание основных законов цветового восприятия позволяет создавать рекламу, убеждающую покупателя приобрести тот или иной товар. Ведь потребительским потоком можно управлять, а цвет – одно из уязвимых мест, через которое можно осуществить этот процесс. Внимательный и осторожный подход к психике человека через его цветовое восприятие неминуем и крайне необходим, тем более что уже давно поставлена цель, как в создании качественной рекламы, так и в ее успешном использовании и действенности.
Таблица 1. Цветовая товарная матрица
Функциональные | Эмоциональные | |
Большой и средний риск | Белые товары | Красные товары |
Незначительный риск | Голубые товары | Желтые товары |
[1]Мегабренд – бренд, используемый для обозначения всех товаров, производимых компанией. (Российский торгово-экономический словарь / Под ред. С.Н. Бабурина.-М., 2005)
[2]Психология рекламы; Мокшанцев Р.И., ред. Удальцов М.В.; Инфра-М; 2007 г.
[3] В.К. Трутовский – Хранитель Московской Оружейной палаты 1898 — 1924
[4] http://www.brand-way.ru/publications/aleynikov/kachestvo-znaka/
[5] http://www.gm-print.ru/marketing/color-vospr.html
[6]Геральдика – наука, изучающая символику гербов (БСЭ)
[7] Вексикология – наука о флагах (БСЭ)
[8]Колористика - наука о цвете, включающая знания о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии, цветовом языке, цветовой гармонии и цветовой культуре.
[9] Макс Люшер – всемирно известный швейцарский психиатр, автор знаменитого восьмицветного теста Люшера.
[10]Алеуты (самоназвание унанган), коренное население Алеутских островов (США).
[11] Ульрих Бер "Что означают цвета"; Феникс; 1997 г.
[12]Ульрих Бер "Что означают цвета"; Феникс; 1997 г.
[13]Диссонанс (франц. dissonance, от лат. dissono — нестройно звучу), нестройное, неслитное звучание двух и более тонов. (Энциклопедия «Кругосвет»)
[14] http://www.gm-print.ru/marketing/color-vospr.html
[15] Консонанс - (франц., от лат. consono - согласно звучу) - благозвучное, согласованное сочетание звуков в одновременности (в противоположность диссонансу).(Хоровой словарь)
[16] Цветовой тест Люшера — психологический тест, разработанный доктором Максом Люшером. Цветовая диагностика Люшера позволяет измерить психофизиологическое состояние человека, его стрессоустойчивость, активность и коммуникативные способности. Тест Люшера позволяет определить причины психологического стресса, который может привести к появлению физиологических симптомов.