СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИРМЕННОГО СТИЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ………………………………………………………………...5
1.1.Понятие фирменного стиля и история его возникновения……………………………………………………...……..5
1.2.Компоненты и носители фирменного стиля………………………………………………………………………13
ГЛАВА II. СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФИРМЕННОГО СТИЛЯ…...20
2.1Корпоративная философия и внедрение фирменного стиля..20
2.2. Этапы разработки и формирования фирменного стиля……25
2.3Анализ фирменных стилей гостиничных предприятий Екатеринбурга……………………………………………………………38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….43
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………45
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………….48
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшим направлением деятельности предприятий, работающих в сфере гостеприимства, является продвижение своих услуг на рынок. Реклама – самый действенный инструмент для этого. Именно реклама доносит информацию до потенциальных клиентов, привлекает их внимание к производимым услугам и создает положительный имидж самого предприятия.
Какой бы реклама не была, нельзя забывать, что она не может существовать сама по себе. Реклама всего лишь инструмент рынка. В основе рекламы — информация и убеждение. При этом одной из главных задач рекламы становится формирование образа гостиничного предприятия.
В нашей стране культура фирменного стиля еще очень молода. Далеко не все российские компании вкладывают достаточно средств в разработку концепции фирменного стиля. Некоторые успехи в этой области все же есть, однако, они относятся в большей степени не к фирменному стилю, а к созданию новых торговых марок, что не совсем одно и то же.
Фирменный стиль - это средство формирования имиджа компании, а также определенный носитель информации. Чем лучше предприятие сферы гостеприимства соблюдает свой собственный фирменный стиль, тем больше у клиентов доверия к этому предприятию.
Данной темой занимались следующие исследователи:
В. С. Алексеевский, Б. Аренс, Е. И. Богданов, А. Б. Василенко, Н. Е. Гончарова, Б. Джи, Н. С. Добробабенко, Г. Г. Почепцов, А. А. Ротовский, В. Г. Зазыкин, А. П. Чумиков и другие.
На сегодняшний день существует большое количество книг по формированию фирменного стиля. Но на самом деле создать правильный фирменный стиль очень сложно, так как он должен обладать такими качествами как современность, гибкость и соответствие образу гостиницы.
Исходя из вышеизложенного, цель данной курсовой работы – определить (разработать) стратегию формирования фирменного стиля гостиничного предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по данной теме;
2.Проследить историю возникновения фирменного стиля, выявить понятия и носители фирменного стиля;
3. Раскрыть основы формирования фирменного стиля;
4. Сформировать этапы разработки фирменного стиля;
5.Проанализировать фирменный стиль гостиничных предприятий Екатеринбурга.
Объектом исследования курсовой работы является фирменный стиль.
Предметом исследования –являетсяпроцесс формирования фирменного стиля предприятий сферы гостеприимства.
Поставленные цель и задачи определили структуру курсовой работы, состоящую из введения, двух основных глав, заключения и одного приложения.
ГЛАВА I. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИРМЕННОГО СТИЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Понятие фирменного стиля и история его возникновения
Понятие фирменного стиля зародилось относительно недавно, ему еще нет и сотни лет. Но еще в древности отдельные элементы фирменного стиля использовались довольно часто. Кочевые народы накладывали знак собственности на скот, наиболее искусные ремесленники помечали свою продукцию личным клеймом, а покупатели, осведомленные о высокой профессиональной репутации этих ремесленников стремились приобрести товары с такими знаками.
В средние века появились цеховые корпоративные торговые марки. По мере централизации производства и расширения географии рынков значение товарных знаков и других фирменных отличительных знаков постоянно росло.
В середине XIX века в США и странах Западной Европы складываются предпосылки для возникновения общенациональных торговых марок. Крупных производителей, накопивших к тому времени значительный капитал, уже не устраивал полный контроль над сбытом со стороны посредников. «В условиях растущей конкуренции и формирования единого информационного пространства производители товаров могли выделить непосредственно потенциальных покупателей в качестве целевой аудитории своих коммерческих коммуникаций». При этом первоочередной задачей крупного товаропроизводителя стала самоидентификация, выделение себя из общей массы непосредственных конкурентов.
В постиндустриальную эпоху сфера услуг заняла позицию не менее прочную, чем производственная сфера. А для организаций, оказывающих услуги уже в начале своего существования наличие фирменного стиля является жизненно необходимым. Западные компании уже давно осознали эффективность фирменного стиля в борьбе за клиентов: достаточно вспомнить такие компании как Coca- Cola, McDonalds, Nike, Nivea, Sony, Samsung, как тут же возникает узнаваемый зрительный, а то и вкусовой образ.
Начало формирования элементов фирменного стиля как явления можно отнести к концу ХIХ в. Это время, когда сосуществовали старые традиции путешествий как вида досуга и новые формы гостиничного сервиса. Именно тогда на смену гостиницам со скромными названиями появились роскошные отели со звучными именами - "Метрополь", "Палас", "Савой", "Гранд Отель". В обиход вошли слова комфорт и дизайн.
Первым официальным дизайнером, создавшим фирменный стиль, считают Петера Беренса. Этот выдающийся архитектор, занимая должность художественного директора немецкой компании в начале ХХ столетия, создал определенное художественное лицо фирмы, которое соответствовало основным законам стилеобразования. Практическая работа Беренса имела огромное значение для формирования нового вида дизайна – деятельности, которая привела к упорядочиванию и стилизации промышленной продукции.
Во второй половине ХХ столетия сложилось целое направление маркетинговых коммуникаций – формирование фирменного стиля.
Прежде всего, необходимо отметить, что понятие фирменного стиля толкуют в узком и широком смысле.
Под фирменным стилем в узком понимании подразумевается совокупность товарного знака (и присущих ему цветов), цветового и графического оформления деловых бумаг.
Большинство предприятий ограничиваются именно таким толкованием фирменного стиля [В.П.Скараманга "Фирменный стиль в гостепр - ве"]
Фирменный стиль в широком понимании – это использование единственных принципов оформления, цветовых сочетаний и образов для всех форм рекламы (в печати, на радио, телевидение), деловых бумаг, технической и других видов документации, офиса, а иногда и одежды сотрудников.
Разработка и использование собственного фирменного стиля становится все более популярным атрибутом стратегии развития возрастающего числа российских компаний.
Это обусловлено их усилившейся озабоченностью своим корпоративным имиджем, от которого во многом зависит устойчивый и продолжительный коммерческий успех.
Фирменный стиль прагматичен, то есть, ориентирован на ограниченный круг задач соответствующих целям организации или особенностям настоящей ситуации, ее развития.
Одним из ключевых звеньев в построении имиджа компании занимает фирменный стиль, который в широком понимании предполагает использование единых принципов оформления цветовых сочетаний и способов для всех форм рекламы, документации, упаковки продукции, оформления офиса, одежды сотрудников и других компонентов, имеющих отношение к компании.
Кто-то разрабатывает фирменный стиль по принципу «иметь фирменный стиль - модно и современно». Другие действуют по принципу «и я тоже». Кому-то фирменный стиль может понадобиться в предпродажной подготовке по требованию инвесторов. Но настоящая потребность в разработке фирменного стиля возникает лишь тогда, когда осознаются выгоды от его использования.
Фирменный стиль нужен для того, чтобы посредством индивидуальности и единства графических и др. констант, выделиться среди конкурентов, стать узнаваемым (идентификация) и хорошо запоминаемым. Из-за хорошей узнаваемости уменьшается количество средств, потраченных на рекламные кампании. Наличие фирменного стиля (хорошего) значительно повышает эффективность рекламы.
Основными целями формирования фирменного стиля можно назвать:
• идентификацию услуг гостиницы между собой и указание на их связь с ней;
• выделение услуг предприятия из общей массы аналогичных услуг его конкурентов.
При стабильно высоком уровне других элементов комплекса маркетинга фирменного стиля обеспечивает ее владельцу следующие преимущества:
• помогает потребителю ориентироваться в потоке информации, быстро и безошибочно найти гостиничную услугу, которая уже завоевала его предпочтение;
• позволяет предприятию с наименьшими затратами выводить на рынок свои новые услуги;
• повышает эффективность рекламы;
• снижает расходы на формирование коммуникаций, как вследствие повышения эффективности рекламы, так и за счет универсальности компонентов фирменного стиля;
• обеспечивает достижения необходимого единства всей рекламы и других средств маркетинговых коммуникаций предприятия (например, пропаганды: ведение пресс-конференций, выпуск престижных проспектов и тому подобное);
• способствуют повышению корпоративного духа, объединяя сотрудников, вырабатывает чувство причастности к общему делу;
• положительно влияет на эстетический уровень и визуальную среду организации.