Смекни!
smekni.com

Развитие лесоведения и лесоводства в России XX век (стр. 9 из 10)

В лесоводств. и биогеоценотич. направлениях Т. л. не учитывается фактор времени. В результате же антропогенных воздействий нарушается климаксовое состояние лесов и имеется большое разнообразие факторов в лесообразоват. процессе. Изменение естеств. лесов во времени учитывается в генетич. направлении Т. л., основоположник к-рого — сов. учёный Б. П. Колесников (1909—80), развивший взгляды сов. лесовода Б. А. Ивашкевича (1889—1936) на цикличность формирования кедрово-широколиств. лесов Д. Востока. Низшие единицы — типы насаждений — характеризуют отдельные возрастные стадии лесообразоват. процесса. Продолжительность этих стадий обычно корректируется классами возраста древостоев. Недостатком этой Т. л. при существующей практике учёта лесного фонда является трудность в разграничении типов насаждений на стадии молодняков и средневозрастных древостоев. Динамич. Т. л., развиваемая сов. учёным И. С. Мелеховым, рассматривает во времени не только природные изменения типов леса, но и изменения, вызываемые антропогенными факторами в виде рубок, лесоосушения, огневого воздействия и др. (см. Типология вырубок). Наличие неск. направлений в Т. л. обусловило внедрение в лесное х-во разных подходов к типам леса и создание в СССР региональных лесотипологич. классификаций. Такой подход отвечает решению 2-го Всесоюзного совещания по лесной типологии (Красноярск, 1973). Именно в таких условиях достигается успешное внедрение Т. л. в практику и использование в лесохоз. деятельности лесорастительного и др. районировании (см. Районирование лесорастительное).

Тип леса и тип лесорастит. условий давно признаны таксац. признаками, однако всестороннее внедрение идей Т. л. в лесное х-во СССР возможно лишь при интенсивном лесо-хоз. произ-ве, т. е. при высоких разрядах лесоустройства. На совр. этапе осуществляется попытка организации ведения лесного х-ва на зонально-типологич. основе, когда осн. единицей принимается группа типов лесов, перечень к-рых разработан для разных подзон лесной зоны Европ. части СССР. Группы типов леса — основа разработки систем лесохоз. мероприятий для тех же подзон. Идеи Т. л. давно и широко применяются при разработке нормативных документов (наставлений, инструкций и др.) и осуществлении ряда лесохоз. мероприятий.

За рубежом существует неск. направлений Т. л. Из них наиболее известна типология фин. учёного А. К. Каяндера (1879—1943), предложившего термин «тип леса» и выдвинувшего представление о биол. равноценности местообитаний; типы леса Каяндера соответствуют типам лесорастит. условий, экологич. режимы к-рых определяются по напочвенному покрову, без учёта лесообразующей породы. Все существующие за рубежом (в ПНР, ГДР, ФРГ, Швеции, Канаде и в др. странах) направления в Т. л. базируются на двух науч. основах, наз. соответственно экологич. (преим. используются почвенные условия с построением классификац. и ординац. систем) и фитоценотич., или экосистемной (разработка классификаций сообществ по признакам растительности или по взаимосвязям растений со средой). Другими словами, всё многообразие лесотипологич. подходов за рубежом можно рассматривать как типологию лесорастит. условий и типологию лесов. При этом концепция собственно типов леса получила большее признание в странах с менее нарушенным лесным покровом (Финляндия, Швеция, Канада); в малолесных странах, особенно при больших объёмах лесовосстановления и лесоразведения, господствующее положение принадлежит типологии местообитаний.

78. История типологии вырубок.

ТИПОЛОГИЯ ВЫРУБОК, учение о типизации природных условий участков лесной площади, образующихся после сплошной рубки леса. Основоположник Т. в. — сов. учёный И. С. Мелехов, впервые разработавший (в кон. 40-х гг. 20 в.) Т. в. лесов С. Европ. части СССР. Т. в. — самостоят. науч. направление в рамках познания природы типов вырубок, их особенностей и классификации; составная часть динамич. типологии леса на естественноисторич. основе, где Т. в. рассматривает типы вырубок как определ. этап лесообразоват. процесса при формировании типа леса. Необходимость в разработке Т. в. появилась в связи с широким проведением концентрированных рубок леса в таёжной зоне. Со временем рамки изучения и применения Т. в. расширились. Объектами её стали также участки после сплошнолесосечных, но не концентрир. рубок, т. е. вырубки меньших размеров. Типы вырубок стали изучаться и использоваться в лесохоз. практике не только в таёжной зоне (Урал, Д. Восток, Зап. Сибирь и др.), но и в лесах Кавказа, Карпат, Ср. Азии, а также за рубежом (ГДР, ЧССР, СРР и др.).

После сплошной рубки происходят изменения в окружающей среде, создаются новые лесорастит. условия, в к-рых протекают начальные этапы возобновления леса. Если до рубки характерным показателем условий произрастания является тип леса с присущими ему рельефом местности, почвой, древостоем, ниж. ярусами леса, то после рубки из этих компонентов сохраняются только рельеф, экспозиция и почва (её гранулометрич. состав). Древостой, мн. виды мхов и др. растений, определявшие среду леса и являвшиеся до рубки эдификаторами, после неё исчезают и утрачивают эту роль. В определ. мере меняются и нек-рые свойства почвы (особенно микробиологические); даже её ниж. горизонты претерпевают иногда большие изменения. Появляются новые растит. комплексы как показатели (индикаторы) среды, её эдификаторы, создаются новые лесорастит. условия, к-рые преемственно связаны с исходным типом леса. При характеристике вырубок иногда неверно отождествляют исходный (бывший) тип леса и тип вырубки. Изучая лесорастит. условия участков после сплошных рубок, нельзя ограничиваться только типом леса. Изменения, происходящие на вырубках, отличаются большим разнообразием и динамичностью. Сложность природы вырубок вызывает определ. трудности в практике лесного х-ва и решении науч. вопросов, связанных, напр., с изучением природы лесов, формирующихся после рубки на обширных территориях.

Первостепенное нараднохоз. значение имеет проблема облесения сплошных вырубок. В связи с этим возрастает роль диагностики таких вырубок, расчленения их на более простые, относительно однородные категории; возникает также необходимость в установлении заранее (до рубки) прогнозов тех изменений, к-рые произойдут после рубки. Т. в. подходит к типу вырубки (в естественноисторич. смысле) как к природному единству, включающему в себя комплекс природных факторов, определяющих габитус и экологич. условия определ. вырубки. Внеш. показателем этого единства, наглядно отражающим специфичное, существенное в формировании и становлении типа вырубки. является растит. (и прежде всего напочвенный) покров, его совр. строение и потенциальное развитие. Напр., разрастание кукушкина льна (Polytrichum commune) и сфагнума (Sphagnum sp.), а также зарослей таволги (Filipendula ulmaria), что характерно для увлажнённых местоположений, в то же время указывает на гидрологич. и др. изменения в почве. Образование луговикового покрова из Deschampsia flexuosa приводит к задернению почвы, сильно препятствующему возобновлению леса. Иную среду для возобновления леса создают, напр., вырубки с кипреем (Наraaenerium angustifolium). Значение живого напочвенного покрова как индикатора и эдификатора на вырубке значительно больше, чем в лесу: при отсутствии древостоя именно напочвенный покров определяет наземную среду — влияет на микроклимат, почву, биотич. факторы; отражая микроклиматич. и почвенные особенности верх. горизонтов (да и не только верхних), напочвенный покров определяет возможности и особенности лесовозобновления, т. е. обусловливает важнейший биол. этап в существовании леса.

На определ. вырубках можно выделить участки, относящиеся к фоновому типу вырубки, и фрагменты участков, относящихся к др. типам (напр., лишайниковый тип вырубки — фоновый, и на нём выделяются фрагменты верескового типа, приуроченные к трелёвочным волокам и сожжённым кучам хвороста).

Основные (фоновые) типы вырубок разделяются на 2 группы: с сохранением растит. покрова, составлявшего ниж. ярусы леса, но приспособленного по своей экологии и к условиям сплошных вырубок (лишайниковых, долгомошных из долгомошно-го типа леса, вересковых и нек-рых др.); с резким изменением растит, покрова после рубки (вырубки вейниковые, кипрейные, луговиковые и др.). В обоих случаях имеется связь с характером леса до рубки, а после неё происходят качественно новые явления. В первом случае они выражаются в улучшении роста и развитии сохранившихся растений и в нек-ром их обновлении — появляются новые особи данного вида и отмирают старые; во втором — хотя и происходит резкое изменение видового состава, но и оно связано своим происхождением с исходным типом леса (а в пределах его — с возрастом древостоя, его сомкнутостью и т. д.).

Применение Т. в. предусматривает наряду с теоретич. разработкой отражение доступными для лесохоз. практики средствами глубокого смысла понятия «тип вырубки» с учётом экономич. аспекта. Использование напочвенного и вообще растит. покрова для диагностики почвенных условий — наиболее экономичный метод, особенно для вырубок таёжной зоны. Это можно осуществлять не только наземными способами, но и путём использования аэрокосмич. съёмки. Внеш. диагностика основывается на её связи с внутренними, глубинными процессами, протекающими по-разному в разных типах вырубок.

Т. в. раскрывает комплексную природу вырубок, учитывая их происхождение, динамику, географич. распространение, биологию и экологию растений — индикаторов и эдификаторов, изменения в животном мире, микробиол. процессы в почвах разных типов вырубок. Напр., почва в кипрейно-паловом типе вырубки обогащается нитрифицирующими и др. бактериями, ускоряющими процесс разложения клетчатки; в луговиковом типе вырубки, напротив, наблюдается более слабая активизация бактериальной флоры и актиномицетов. Рассматривая вырубки в динамике, Т. в. изучает отдельные фазы и этапы их формирования, устанавливая время зарождения, апогея и спада. Одни типы вырубок эфемерны, кратковременны (до 3—5 лет), продолжительность других растягивается на более длит. сроки.