Решением Арбитражного суда города Москвы от заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением названные судебные акты отменил, в удовлетворении заявленных требований отказал.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора постановления суда кассационной инстанции К. просит его отменить, ссылаясь на нарушение судебным актом единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.
В отзыве на заявление регистрирующий орган просит оставить оспариваемый судебный акт без изменения как соответствующий действующему законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что оспариваемое постановление суда кассационной инстанции подлежит отмене, а решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций - оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" (далее - Федеральный закон от 23.06.2003 N 76-ФЗ) физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя до вступления в силу настоящего Федерального закона (до 01.01.2004), до 01.01.2005 обязано представить в регистрирующий орган по месту своего жительства документы и сведения для внесения о нем записи в государственный реестр. В перечне определенных этой статьей необходимых документов указан документ, подтверждающий государственную регистрацию данного лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с названными требованиями К. обратился в регистрирующий орган с заявлением о внесении о нем записи в государственный реестр, представив в качестве документа, подтверждающего его статус индивидуального предпринимателя, свидетельство Московской регистрационной палаты от 13.04.1999 N 77:7:01254, выданное на срок до 01.04.2004.
Регистрирующий орган отказал во внесении записи в государственный реестр, сославшись на утрату К. статуса индивидуального предпринимателя на день его обращения в регистрирующий орган в связи с истечением срока действия свидетельства о государственной регистрации.
Суды первой и апелляционной инстанций, признавая отказ регистрирующего органа неправомерным, исходили из того, что в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ) истечение срока действия свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя не является основанием для прекращения физическим лицом деятельности в таком качестве.
Суд кассационной инстанции отменил решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций и отказал в удовлетворении заявленных требований, сделав следующий вывод: к моменту обращения К. в регистрирующий орган срок действия его свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя истек, поэтому статус предпринимателя им утрачен и у регистрирующего органа не имелось оснований для внесения записи в государственный реестр в порядке, предусмотренном статьей 3 Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ.
Этот вывод суда кассационной инстанции является ошибочным.
К. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, на основании Закона РСФСР от 07.12.1991 N 2000-1 "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации". Согласно выданному Московской регистрационной палатой свидетельству срок действия государственной регистрации установлен до 01.04.2004.
Указанный Закон, предусматривавший государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя на определенный срок, утратил силу с 01.01.2004 в связи с принятием Федерального закона от 08.12.2003 N 169-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу законодательных актов РСФСР".
Статьей 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (в редакции, вступившей в силу с 01.01.2004) истечение срока действия регистрации в качестве индивидуального предпринимателя как одно из оснований для прекращения физическим лицом предпринимательской деятельности без образования юридического лица не предусмотрено.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ в случае неисполнения физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя до вступления в силу этого Закона, предусмотренной названной статьей обязанности по предоставлению в регистрирующий орган необходимых документов и сведений государственная регистрация данного лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу с 01.01.2005.
Поскольку на день вступления в силу Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ гражданин К. обладал статусом индивидуального предпринимателя и до 01.01.2005 представил необходимые документы и сведения, у регистрирующего органа не имелось законных оснований для отказа во внесении записи в государственный реестр по мотиву утраты им статуса индивидуального предпринимателя в связи с истечением срока его регистрации в этом качестве[51].
Данное дело демонстрирует момент окончания правосубъектности индивидуального предпринимателя, а именно, тот факт, что истечение срока действия регистрации в качестве индивидуального предпринимателя как одно из оснований для прекращения физическим лицом предпринимательской деятельности без образования юридического лица не предусмотрено.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В начале данного исследования нами была поставлена цель ответить на вопрос о возможности выделения индивидуального предпринимателя как отдельного субъекта гражданского права. Для достижения поставленной цели нами было рассмотрено понятие индивидуального предпринимателя, возникновение и сущность его правового статуса, прекращение правового статуса предпринимателя, проблематика правового положения главы крестьянского (фермерского) хозяйства как индивидуального предпринимателя.
При изучении различных взглядов на основания классификации субъектов права мы приняли за исходное основание характер происхождения (естественные и искусственные субъекты). Рассматривая правовое положение индивидуального предпринимателя, мы пришли к выводу, что ввиду своего особого двойственного положения, он не может быть отнесен полностью ни к одной из выделенных нами групп, следовательно по нашей классификации он стоит особняком, как некий смешанный субъект.
Рассмотрение права заниматься предпринимательской деятельностью в рамках общей правоспособности физических лиц нецелесообразно, поскольку полная дееспособность физического лица, т.е. способность своими действиями приобретать и осуществлять права и нести обязанности наступает, по общему правилу, с момента достижения лицом восемнадцатилетнего возраста. Возникновение дееспособности обуславливает возможность лица в полной мере осуществлять права, входящие в состав правоспособности физического лица. Однако само по себе достижение возраста не создает для лица прав и обязанностей индивидуального предпринимателя. По достижению совершеннолетнего возраста лицо лишь приобретает право обратиться в регистрирующий орган с соответствующей заявкой о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Таким образом, нам представляется целесообразным внести в ст. 18 ГК РФ изменения, а именно слова «заниматься предпринимательской деятельностью» словами «обращаться в регистрирующий орган для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя». Поскольку, на наш взгляд, исходя из смысла законодательства, только это право возникает у лица с момента возникновения дееспособности в полном объеме. Не сама субъективные права и обязанности, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, а только право на получение статуса индивидуального предпринимателя. Здесь не стоит путать право на получения статуса и право действия в данном статусе.
Кроме того в законе отсутствует легальное определение термина индивидуального предпринимателя. Целесообразно в отдельной статье ГК закрепить если не определение, то, хотя бы признаки индивидуального предпринимателя.
Индивидуальный предприниматель – это физическое лицо, обладающее правовым статусом индивидуального предпринимателя в соответствии с государственной регистрацией в данном качестве, осуществляющее предпринимательскую деятельность и обладающее комплексом прав и обязанностей, обусловленных спецификой деятельности, способное быть истцом и ответчиком в суде.
Рассматривая проблематику правового положения главы крестьянского (фермерского) хозяйства, путем простых логических рассуждений мы пришли к выводу о том, что он является индивидуальным предпринимателем, хотя и в его правовом статусе в качестве субъекта гражданского права есть существенные особенности.
Двойственность самой сущности индивидуального предпринимателя проявляется на всех этапах изучения его правосубъектности, что делает невозможным отнесение его к какой либо из существующих в настоящее время групп субъектов гражданского права. Таким образом они должны быть выделены в самостоятельную группу субъектов гражданского права.