Кризис экономики России 1990-х годов являлся одной из причин усиления предпринимательского риска, что привело к увеличению числа убыточных предприятий.
Значительный рост числа убыточных предприятий в экономике 1990-х годов позволил сделать вывод о том, что не учитывать фактор риска в предпринимательской деятельности нельзя, без этого сложным является получение адекватных реальным условиям результатов деятельности. Создать эффективный механизм функционирования предприятия на основе концепции безрискового хозяйствования невозможно.
Законодательством установлено, что предпринимательская деятельность является рисковой, то есть действия участников предпринимательства в условиях сложившихся рыночных отношений, конкуренции, функционирования всей системы экономических законов не могут быть с полной определенностью рассчитаны и осуществлены. Многие решения в предпринимательской деятельности приходится принимать в условиях неопределенности, когда необходимо выбирать направление действий из нескольких возможных вариантов, осуществление которых сложно предсказать.
Предпринимательские риски возникают при осуществлении деятельности в результате влияния многочисленных факторов. Они могут быть следствием внутренних для фирмы решений или следствием воздействия внешней предпринимательской среды.
Анализ современного состояния российской экономики после кризиса 2008-2009 годов позволяет выделить следующие причины, приводящие к появлению предпринимательских рисков:
экономический кризис;
рост криминализации общества;
высокие темпы инфляции;
политическая нестабильность;
необязательность и безответственность хозяйствующих субъектов;
нечеткость и непрерывные изменения законодательных и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность;
отсутствие реального предпринимательского права, что препятствует снижению общего уровня риска;
отсутствие персональной ответственности значительной части предпринимателей за результаты своей деятельности, что увеличивает «моральный» риск любой сделки;
зависимость предпринимателя от уголовного мира, неспособность и нежелание правоохранительных органов защитить его;
увеличение аппарата управления на федеральном и местном уровнях;
недобросовестная конкуренция;
низкий уровень образования предпринимателей по проблемам рынка и предпринимательства и др.
В целом, несмотря на наблюдаемый ежегодный рост количества малых предприятий и соответствующий рост занятости на них, необходимы дальнейшие изменения правил хозяйственной деятельности, создающие стимулы как к экстенсивному, так и интенсивному развитию малого предпринимательства, в том числе для минимизации рисков.
2.2. Практика минимизации предпринимательских рисков
Практические способы минимизации рисков, которые используют менеджеры российских компаний, для финансовой устойчивости бизнеса, снижения рисков инвестирования и снижения управляемости, а также защиты в конкуренции и разделения деловых рисков.
Как пример предупреждения риска потери финансовой устойчивости можно привести опыт ЗАО «Супермаркет «Кировский» (Екатеринбург), объединяющего более двадцати магазинов. Ежедневный оборот этого супермаркета – более 200 тыс. долларов. Предприятие ни разу не воспользовалось кредитными ресурсами, хотя открытие каждого магазина требует около миллиона рублей. Такие оборотные средства оно всегда находит без помощи банков. Хотя боязнь кредитов – следствие привычки и недостатка аналитической информации о состоянии собственного бизнеса. Ведь если ставки за кредит приемлемы (меньше собственной рентабельности), такое заимствование позволит наращивать обороты и отдачу на собственный капитал.
Для разделения риска (50% на 50%) и применения традиционных схем финансирования у большинства российских капиталоемких предприятий нет стабильных оборотов и кредитных историй, не хватает собственного капитала и имущества для залогов. Инвестиционные кредиты нужно давать под бизнес, так как предприятиям нечего закладывать – цех продать трудно, а оборудование как правило изношено. Необходима методика качественной оценки бизнеса, определяющая платежеспособность заемщика и риски кредитования.
Российская экономика остро нуждается в эффективной системе рискового финансирования. Финансовые инвесторы – владельцы рискового капитала вкладывают обычно в компании, обладающие потенциалом роста и квалифицированными менеджерами, отличающиеся прозрачностью бизнеса с тем, чтобы через 4-7 лет продать акции по более высокой цене. Проблемы венчурного финансирования в России связаны с тем, что для обеспечения прозрачности необходимо разделение налоговой и финансовой отчетности, а для беспрепятственного выхода из бизнеса требуется развитый рынок ценных бумаг, активные инвестиционные фонды, система государственных гарантий для выкупа акций.
Наиболее надежное средство от угрозы финансовой несостоятельности для компаний, уже достигших определенного уровня развития – это финансирование посредством акционирования. В этом случае помимо благоприятной структуры капитала предприятие получает надежный механизм контроля. Акционеры контролируют менеджмент, заставляя взвешивать каждый шаг.
Реструктуризацию задолженности применяют для минимизации риска в работе с долговыми обязательствами, что касается в первую очередь задолженности перед поставщиками оборудования. Примером могут служить проведенная ОАО «Ростелеком» реструктуризация по несвязанному кредиту «Мерил Линч» на $100 млн. – кредитором была предоставлена отсрочка на несколько лет, реструктуризация ОАО «Электросвязь» Республики Бурятия и ОАО «Электросвязь» Кемеровской области с компанией «ИталТел», ОАО «Электросвязь» Республики Карелия с «Сименс АГ», ОАО «Электросвязь» Ульяновской области перед «Искрател» и другие.
«Портфель бизнеса» как метод управления риском составляли, как показывают исследования McKmsey&Company, наиболее успешные быстрорастущие фирмы, исходя из концепции трех горизонтов. По этой программе виды бизнеса предприятия были разделены следующим образом. К первому горизонту относят выделенное «ядро бизнеса» – главный источник прибыли, ожидаемой в короткие сроки. Второй горизонт составляют виды деятельности которые могут обеспечить позитивные результаты лишь в среднесрочный период – чаще всего через два-три года. Наконец, на ступени третьего горизонта находятся стартовые виды деятельности, например вновь созданные предприятия, отделения, товарные линии. Задача состоит в том, чтобы за счет органического сочетания трех горизонтов максимально использовать ядро, своевременно распознавать среднесрочные угрозы, поддерживать новый бизнес для развития на длительную перспективу.
Пример управления риском можно найти в проекте новой финансовой стратегии «Газпрома». В нем предлагается на основе модели достижимого роста Ван Хорна определять максимальный размер продаж с учетом ресурсов корпорации и состояния рынка (управление безубыточностью), а для расширения деятельности инвестировать в проекты с рентабельностью не ниже 15% годовых (управление финансовой устойчивостью, использование эффекта финансового рычага).
Важнейшим инструментом минимизации кредитного риска для банков в России в последние годы служил контроль над предприятием. Банковские холдинги создавались для обслуживания узкой группы привилегированных клиентов, связанных со своими акционерами. Для такой модели развития банков использовалась распространенная практика сокрытия реальных акционеров, когда невозможно применять ограничения на кредитование связанных заемщиков и инсайдеров. Следствием непрозрачной структуры собственности стала атмосфера недоверия, и в последнее время конкуренция заемщиков сменяется конкуренцией кредиторов.
Диверсификация бизнеса, например сочетание коммерции и производства, помогла многим российским предприятиям выстоять в период финансового кризиса 1998 г. за счет сокращения производственной и расширения коммерческой составляющей деятельности. Данное направление может способствовать преодолению современных кризисных явлений 2008-2009 гг.
Чтобы ограничить риск заемного финансирования (риск потери финансовой устойчивости) и привлечь собственников, топ-менеджеры компаний в условиях нестабильности на финансовых рынках готовы выплачивать акционерам более высокие дивиденды. Так по решению совета директоров Южной телекоммуникационной компании (ЮТК) на выплату дивидендов за 2001 г. направлено 89% чистой прибыли. По мнению аналитиков это вызовет спекулятивный рост стоимости акций ЮТК. Между тем каждый доллар, выплачиваемый на дивиденды, уменьшает сумму нераспределенной прибыли, которая могла бы быть инвестирована в новые активы, и снижает стоимость фирмы. Это снижение должно быть компенсировано новой эмиссией акций. Поэтому необходимо многовариантно просчитывать, что выгоднее в каждом конкретном случае: кредиты или собственный капитал, высокие дивиденды или накопление прибыли.
Разделение бизнеса на несколько юридических лиц для оптимизации налогообложения, широко применяемое российскими предпринимателями, с другой стороны связано с риском снижения управляемости. Например, сеть салонов видеопроката «Видеобум» разделена на множество юрлиц – под каждый новый салон. Таким образом, основателем компании была решена проблема поиска средств для расширения бизнеса. Но по мере роста бизнеса им стало трудно управлять и сейчас речь идет о переходе на другую модель управления собственностью.