Смекни!
smekni.com

Культурный туризм как сегмент рынка туристского бизнеса (стр. 3 из 5)

В заключение данной главы хочется отметить, что культура региона способна вызвать у потенциальных туристов сильнейший побудительный мотив к путешествию. Поэтому сохранение культурного наследия и его потенциальное использование имеют определяющее значение для устойчивого привлечения туристских потоков и сохранения популярности конкретного туристского направления.

Также следует сказать: так как культурный туризм популярен во всем мире и является одним из важнейших факторов, влияющих на привлекательность туристского региона, то любая туристская фирма может быть нацелена на тесное сотрудничество с организациями культуры. Или же вообще выбрать целевым рынком такой сегмент туристского бизнеса как культурный туризм, особенно это актуально в Росси. Ведь Россия – страна с богатейшей культурой.

2 Культурный туризм на территории города Чайковский

Для проведения маркетингого исследования, представленного в данной главе были использованы следующие методы сбора первичных маркетинговых данных:

- опрос;

- наблюдение.

Город Чайковский расположен на землях, освоенных народами Прикамья с давних времен.

В середине 50-х годов XX в. здесь началось строительство крупнейшей на Урале Воткинской ГЭС. Местом строительства гидроузла стало село Сайгатка Фокинского района. "Селе­ние это известно еще с 1646 г., когда бывшая здесь деревня с четырьмя дво­рами составляла вотчину Осинского Преображенского монастыря". Исто­рия села - часть истории города. Сейчас Сайгатка находиться в черте города. От села сохранилась только одна улица деревянных изб с небольшими приусадебными участками. В одной из них разместился этнографический музей «Усадьба крестьянина – старообрядца конца XVIII – начала XIX века», где проводятся экскурсии, в которых рассказывается о быте, жизни крестьян-старообрядцев, проживавших в с. Сайгатка [8].

Данная история очень интересна как и для жителей самого города, так и гостей, которые только лишь после знакомства с историей села, с культурой народа, проживавшего здесь до строительства ГЭС, могут иметь полное представление о современном городе, о жителях, населяющих его территорию. Это направление в туризме (культурный туризм) в туристском бизнесе является очень интересным, перспективным и именно оно может способствовать развитию туристской индустрии молодого (но со своей историей), перспективного города.

Что следует сказать о таких музеях? Этнографические музеи – некоммерческие организации и они менее всех склонны к революционным преобразованиям и рыночным отношениям. В то же время они, как и всякий музей, являются составной частью индустрии туризма. Поэтому переориентация коммуникационного процесса и, прежде всего смена мотиваций у массового потребителя музейных услуг требует совместной деятельности (или, как минимум, координации) с прессой и туристическими фирмами и организациями (участие в туристических выставках с ориентацией на театрализацию и экзотику). Для этого необходимы создание соответствующей научно-просветительской инфраструктуры и реализации коммерческих проектов – временных выставок и временных экспозиций, ярмарок, конкурсов.

Особое место должны занять и новые формы работы в рамках в рамках делового туризма, то есть для профессионалов, которых интересуют фонды и запасники, а также консультация узких специалистов [7].

2.1 Уникальность и привлекательность музея «Усадьба крестьянина – старообрядца конца XVIII – начала XIX века»

В 1963 г. по инициативе обществен­ности в городе открыт народный крае­ведческий музей. Местные краеведы исследовали населенные пункты и, ко­нечно, село Сайгатку.

По адресу ул. Гагарина, 98 находился дом Е.И. Щелканова, который являлся старейшей постройкой села (см. приложение 3). Название музея указывает на время постройки избы. Она сохранилась удивительно хорошо, включая такую редкость как встроенная мебель и глинобитная печь.

Прочая мебель была завезена музеем и датируется второй половиной XIX века. Анахронизма в этом нет, так как изба служила крестьянам вплоть до 1989 года, когда последней хозяйке Т. Л. Дерюшевой была предоставлена современная двухкомнатная квартира [5].

Сохранилось не так-то много дворцов и дворянских усадеб конца XVIII века. С интерьером – тем более. А крестьянское жилище того времени – явный уникум.

В прошлом это была "курная изба". Дом построен из той сосны, что называли кондовой – мелколистной, структурной, напоминающей лиственницу. Встроенная мебель сделана из липы – «теплого» дерева, не имеющего сучков и не выделяющего смолы. Сама изба и мебель срублены без единого гвоздя. Это и определило ее сохранность. Вся изба построена без применения пилы – только топором и долотом. Пол устроен не из доски, а из плах, то есть бревен разрубленных вдоль пополам.

Здесь все удивительно просто, компактно и прочно, все учитывает природные особенности материалов и рассчитано на много поколений.

Первоначально это было трехкамерное трехфункциональное жилище, состоящее из зимней (теплой) избы и летней избы (клети). Но клеть до настоящего времени не дошла в результате семейного раздела.

Наблюдение за избой велось с 1960-х годов, и уже тогда с хозяев было взято обязательство не менять внутреннее устройство своего жилища. [6].

Государственным актом от 22 февра­ля 1991 г. для устройства музея-усадь­бы была отведена земля 0,28 га в бес­срочное и бесплатное пользование кра­еведческому музею. В 1992 г. дом по­ставлен на фундамент, подведены два нижних венца, прирублены Северное и Южное крыльца, восстановлена часть заплота. В 1993 г. восстановлены лед­ник и навес, закончен заплот, восстановлена баня – по-черному. Работы выполняло товарищество "Китеж" г. Пермь. От старых времен сохранились деревянные ворота и забор. Огород огорожен то двора еще одним забором (см. приложение 3, 4, 5).

Параллельно с реставрационной ра­ботой научным сотрудником ПОКМ С.Д. Шамшуриной разработаны науч­ное обоснование музея-усадьбы и тематико-экспозиционный план "Интерьер избы в усадьбе крестьянина-старообряд­ца кон. ХVIII - нач. ХIХ вв. в селе Сай­гатка". Над созданием экспозиции в феврале 1993 г. работал художник Пермского художественного фонда В.С. Печорской.

В доме восстановлен интерьер весен­не-летнего периода, позволяющий по­казать домашнее занятие крестьян, ткачество, плетение лаптей, витье ве­ревок, шитье. В нем размещены комп­лексы традиционной старообрядчес­кой одежды, домашней утвари, посу­ды. Основу экспозиции составили под­линные материалы из фондов Чайков­ского филиала, характеризующие ма­териальную и духовную культуру села, района в ХIХ веке [5].

Современному человеку в этой избе многое кажется непонятным, но в тоже время это и привлекает, и заинтересовывает посетителей. Деревянный дом был так же рационален и во всех деталях продуман, как кабина космического корабля, только более удобен и насыщен естественной символикой. В северной избе все было направлено на сохранение тепла: и высокая подклеть и маленькие косещатые окна, и узкие дверные проемы, и высокие пороги. И даже скругленность внутренних углов, чтобы выступы в них не промерзли. С углов здесь и начинаются экскурсии. Точнее с их функций – ремесленнической, сакральной, хозяйственной, отдыха.

Красный угол – справа впереди (от входа). В нем божница, со стоящими на ней иконками (см. приложение 6)

Слева впереди – середь. Это место хозяйки дома, отгороженное от основного объема заборкой. здесь представлена посуда, в основном для выпечки хлеба: сеянцы, в которых просеивали муку, корчажки, корноватки (специальные тарелочки, плетенные из еловых корней), в которых тесто, отстаиваясь, приобретало форму караваев, после чего отправлялось на лопате в печь (см. приложение 7).

Справа сзади, у входной двери, подпорожье.

Слева сзади – печной угол. В нем стоит печь, занимающая треть избы. До 1870 года, когда была сделана труба, она топилась по-черному, то есть изба была курной: дым проходил прямо в помещение, а далее – в открытые двери и в дымоволок – отверстие до сих пор сохранилось в потолке (см. приложение 6).

Именно курным характером избы объясняется низкое положение полатей: дым во время топки колыхался под потолком густой пеленой. Но полати со спавшими в них ребятишками находились ниже его уровня. Теперь о них можно стукнуться головой. Но посетитель быстро запоминает, что входя в избу надо пригибаться. Печь топиться и в настоящее время – другого отопления в ней нет, так что музейным работникам приходиться колоть дрова, складывать поленницы.

Музей в Сайгатке имеет счастливую возможность дать комментарий каждому предмету, исходя из рассказов бывшей владелицы. В ходе экскурсий рассказывается об изменениях в крестьянском быте, происходящих с течением времени.

Посетителям в ходе экскурсий рассказывают об огороде, в котором музей выращивает лен. Растут, стихийно пробиваясь из земли, хмель и дикий виноград, которые здесь когда-то выращивали.

Интересно зайти в чулан, где сундуки и короба, плетеные туеса, бутылки, корыто для стирки, долбанная купель для крещения младенцев.

Восстановлен ледник глубиной 2,5 метра. В нем хранят продукты. Тут же при леднике – навесы для дров, где сушили веники для бани. Баня – по-черному. Топили баню царскими дровами – ольхой.

Для детей музей проводит игровые экскурсии. Например, экскурсия «Тайны старых стен» рассказывает, что в избе живет суседко, в леднике – шишок, в бане – банники. Это может быть последнее, что помниться о микрокосмосе русской избы, хотя, пожалуй не самое существенное [6].

Музей уже давно стал брэндом города.

Проводятся в музее праздники календарного цикла: «Святки в Сайгатке», Масленица, Пасха, Троица, которые органично и ярко смотрятся в естественных декорациях старой крестьянской усадьбы. Создается определенная система работы с местным населением и гостями города – разрабатываются обзорные, тематические, игровые экскурсии для разных категорий населения (см. приложение 8). Оживляют музей и проводимые в нем фольклорные мероприятия, такие как «Свадьба по старинке», где действующими лицами являются не только фольклорный коллектив, а молодожены и их родственники.