Федеральное агентство по культуре и кинематографии
Санкт – Петербургский Государственный Университет
Кино и Телевидения
Институт Массовых Коммуникаций
Факультет Массовых Коммуникаций
Курсовая работа
по дисциплине "Теория и практика связей с общественностью"
"PR как инструмент формирования бренда"
Выполнила:
студентка ФМК,
2 курса, 462 группы
Елишева Ксения Сергеевна.
Проверила:
Хамаганова Ксения Владимировна.
Санкт - Петербург
2006 год.
Содержание
1.2. Первые попытки строительства бренда средствами РR.. 14
1.3. РR как основа стратегии строительства бренда. 27
2. Работа с основными группами общественности. 38
2.1. Лоббирование как составляющая связей с общественностью.. 38
2.2. Скандалы и слухи в PR – работе. 43
2.3. Жанровые возможности РR.. 44
2.4. Успешный брендинг: эмоции + воображение. 61
3. Комплексные направления деятельности PR.. 72
3.1. Особенности построения имиджа организации. 72
3.2. Представительские мероприятия. 90
3.3. Организация специальных событий. 97
3.4. Антикризисное планирование РR.. 102
Использованная литература.. 115
Помечтаю… Я просыпаюсь утром с блестящей идеей в голове – с новой концепцией, до которой раньше никто не додумался. За чашечкой кофе я разрабатываю безупречный маркетинговый план, к полудню извещаю нужных людей о своём открытии, и все дружные команды специалистов начинают мне звонить. Все самые известные в мире дизайнеры, маркетинг – консультанты, медиа–планировщики и бренд–менеджеры бесплатно предлагают мне свои услуги, лишь бы поучаствовать в реализации моей грандиозной идеи. К трем часам дня четыре крупнейшие всемирные корпорации поднимают на уши свои юридические отделы, и те срочно готовят и высылают мне по факсу контракты, чтобы объединить силы для воплощения столь великолепного замысла…
"Эй! Спустись-ка на землю! ", - наверное, скажете вы. Да, действительно, если бы все было так просто, то не существовало бы ни фирм по имидж – менеджменту и развитию брендов, ни всей этой широкомасштабной деятельности, направленной на развитие и менеджмент брендов (не говоря уже о многочисленных книгах, посвящённых этим вопросам). Так что пока всё не станет столь простым, как описано выше, бренды будут либо достигать успеха, либо держаться на плаву, либо тонуть – в зависимости от того, насколько хорошо они задуманы и насколько хорошо они поддерживаются.
Величайшей целью и пределом мечтаний в брендинге было бы создание категории, состоящей из одного лишь вашего бренда, и сохранение этого статус – кво. Быть лучшим в своей категории – это достойно восхищения, но быть единственным в категории – это выше всяких похвал.
Так как же стать категорией из одного бренда? Нужно действовать в соответствии с выбранными стратегией и тактикой бренда. Необходимо постоянно сохранять свежесть, бодрость и гибкость бренда. А для этого сегодня и существует широкий спектр средств PR. Именно о формировании успешных брендов с помощью связей с общественностью я и хочу рассказать в своей курсовой работе. Ведь сегодня, куда ни глянь, все вокруг пестрит баннерами, рекламными щитами с логотипом того или иного бренда; по радио и на телевидении мы ежедневно слышим названия крупнейших компаний. И любая, уважающая себя фирма, на мой взгляд, должна стремиться стать брендом, а не просто существовать ради лишней тысячи в кармане её руководителей. По-моему, бренд – это одна из самых актуальных сегодня тем. И эта актуальность, мне кажется, будет существовать ещё очень долго. Так что я смогу продолжить рассмотрение этого вопроса и в своей дипломной работе…
Ну, а пока что я исследую инструменты PR (объект) – в своей курсовой работе. Безусловно, я начну с экскурса в эволюцию бренда (предмета исследования), представляющую собой уникальное путешествие от простого клейма до актива, формирующего добавленную стоимость многих современных компаний. Конечно, сегодня существует большое количество формул построения успешных брендов, каждая из которых уникальна и интересна по - своему. И все их не опишешь. Но в своей работе я постараюсь охватить различные приемы и средства (как базовые, уже давно практикующиеся PR - специалистами, так и новые, появившиеся в 2005 году), используемые для создания известных торговых марок. Теоретический материал, почерпнутый не только из учебных пособий, но и современных профессиональных журналов, я подкреплю яркими примерами, иллюстрациями и рейтингами наиболее узнаваемых брендов.
Итак, приступлю, не мешкая, к формированию бренда средствами PR.
Корни бренда уходят во времена викингов, эпоху грабежей и войн. Английское слово "brand", буквально означающее "ставить ил выжигать клеймо на чем-либо", имеет скандинавское ("branna" - жечь, выжигать) и шведское ("brand" - огонь) происхождение. В те далёкие времена клеймо использовали для обозначения права собственности или удостоверения авторства произведенного товара.
Первые свидетельства использования бренда в виде клейма приходятся на XXI век до нашей эры, когда египетские жрецы выжигали тавро на быках, принадлежащих храмам. В Америку эту традицию завезли испанские конквистадоры в XVI веке, а в 1664 году был принят первый закон, касающийся клеймения. Известен исторический факт, что техасский юрист Самуэль Маверик не стал клеймить своих быков, а когда через некоторое время захотел продать их, то обнаружил, что большая часть их была украдена соседями, которые проставили на них свои клейма.
У древних римлян и греков существовали так называемые знаки изготовителя, которые демонстрировали происхождение товаров. Необходимость введения подобных знаков была вызвана относительно развитым уровнем экономики и торговли и географической удаленностью производителей от покупателей. До этого времени обе стороны жили, как правило, в одних т тех же поселениях, и отношения строились на доверии личного контакта. С развитием торговли и перемещения товаров на дальние расстояния подобный знак служил своего рода гарантом качества, а также обозначал их принадлежность конкретному изготовителю.
Первые знаки были связаны с категориями товаров и по форме представляли собой изображение самих товаров (молоток плотника, башмак сапожника, свиная голова у мясника). Гончары Древней Греции оставляли отпечаток пальца на дне посуды или выцарапывали собственные инициалы. В Древнем Риме подобные знаки находили на кирпичах; стали появляться пробы мастерских-гильдий на изделиях из золота и серебра. В 1266 году английский король Генрих III обязал хлебопеков ставить клеймо на свою продукцию, а в 1300 году Эдуард I издал закон, обязывающий проверять и маркировать в ювелирной палате Goldsmith – Hall Лондона все производимые ювелирные изделия, в результате чего появилась английская марка Hallmark. Изделия, не имевшие этого клейма, ломались, а тех, кто занимался их подделкой, ждала смертная казнь. На ювелирных изделиях Великого Новгорода также нередки клейма мастеров: например, "Братило делал", "Коста делал". Помимо символов, стали появляться также подписи изготовителя, по чьему имени можно было определить род занятий, например: марка мясника – David Butcher (буквально Дэвид – мясник) или марка плотника – John Carpenter (Джон – плотник). Знаменитый музыкальный мастер Антонио Страдивари (1666 – 1737гг.) также имел личное клеймо, которое ставил на каждой сделанной им скрипке. Имя "Stradivarius" и по сей день является эталоном инструмента высочайшего класса. А известный краснодеревщик XVIII века Томас Чиппендейл прославился своей качественной и инновационной мебелью, что сделало его имя не только брендом, но и дало название для целого стиля, заложив, таким образом, традицию современных брендов, чьи имена используются для обозначения целых товарных категорий: Xerox в копировальной технике, Polaroid в мгновенной фотографии, Pampers – для подгузников, и многих других.
Первым российским документом, регламентирующим клеймение товаров, стал Новоторговый устав 1667 года, подписанный царём Алексеем Михайловичем, в котором закреплялась обязательная простановка клейм на таможне как свидетельство об уплате пошлины. По предложению мануфактур-коллегии, в 1754 году Елизаветой Петровной был подписан Указ об обязательном клеймении товаров, "дабы можно было их отличить друг от друга", но только после выхода в 1830 году закона, детально описывающего правила и способы клеймения, оно стало повсеместным в России.
В средние века репутация торговца и положительные отзывы покупателей выступали гарантами качества товара, вселяя уверенность и в определённой степени формируя владельцу имя. Ватикан даже призывал различать две категории интеллектуальной собственности: сам товар и его характеристики, а также репутацию производителя или поставщика товара, учредив впоследствии две судебные палаты для решения споров, возникающих по вопросам каждого из двух компонентов интеллектуальной собственности. Гражданский суд рассматривал тяжбы по вопросам торговых марок, товаров и их оформления, а церковь сохранила за собой право рассматривать дела о клевете и дискредитации имени клиента. Это был важный этап в эволюции брендинга, поскольку впервые в истории ценность репутации была признана как нематериальный актив, правда, стоимость её была внесена в балансы предприятий только в конце 1980-х годов.