Смекни!
smekni.com

Жанры телевизионной рекламы (стр. 4 из 6)

В отечественной практике более чем широко используется прием сравнения, незаменимый в рекламе шампуней, мою­щих, гигиенических средств, средств по уходу за детьми.

Например: в рекламе электрической зубной щетки «ВraunOral-B 3D» новая зубная щетка сравнивается с обычной: На экране две зубные щетки. На них наложен текст: «ВraunOral-B 3D или обычная зубная щетка?». Пока идет демонстрация действия электрической зубной щетки, диктор перечисляет возможности рекламируемого то­вара, которыми не обладает обычная зубная щетка:

— Какая зубная щетка лучше — «ВraunOral-B 3D» или обыч­ная зубная щетка?3D вибрирует из стороны в сторону, быстро снимая налет с зубов. Обычная зубная щетка — нет. Уникальные пульсирующие движения 3D эффективно удаля­ют вредный налет даже в труднодоступных участках. А обычная зубная щетка? В общем, вы понимаете...«Вrаип Oral-B 3D» помогает сохранить зубы здоровыми на всю жизнь!

Формула «обычные шампуни — наш шампунь, обычный по­рошок — наш порошок» достаточно стандартна для сравни­тельной рекламы. Она настолько прочно «сидит» в сознании потребителей, что это решили использовать коммерсанты, в конце 1999 года на рынках появился стиральный порошок «Обычный». Так реклама породила новую марку. К 2002 году «Обычный» заслужил самостоятельный рекламный ролик. Все это было бы не более чем милой шуткой, если бы не ука­зывало на то, насколько прочно вошла реклама в нашу дейст­вительность и насколько велико ее, подчас неосязаемое, вли­яние на массовое сознание.

Приемом сравнения часто пользуются активно завоевываю­щие российский рынок и испытывающие жесточайшую кон­куренцию операторы сотовой связи. Талантливая, но вызыва­ющая сомнения в этическом плане, рекламная кампания со­товой сети Билайн полностью построена на недостатках их основных конкурентов.

1. Ночь. На экране крупным планом будильник. Будильник начинает оглушительно звонить. Заспанный мужчина смо­трит на будильник. Текст диктора: «Напоминают, что опять нужно платить вперед? Для абонентов Билайн GSM предусмотрена и кредитная система оплаты. Билайн GSM. С нами удобно».

2. Звонок в дверь. Хозяин открывает и вручает входящим гос­тям купюру. Еще один звонок — ситуация повторяется. С каждым новым гостем, которому хозяин протягивает день­ги, выражение его лица становится все более унылым. Текст диктора: «Опять приходится платить за входя­щий? Для абонентов Билайн GSM все входящие звонки от абонентов любой сети бесплатно! Только для абонентов Би­лайн GSM! Билайн GSM. С нами удобно».

Соревнование - еще один весьма распространенный прием. Например, этот прием активно используется в рекламной кампании средства для мытья посуды «Ферри»: в результате экспери­мента «Какое средство экономичней», который проводят ма­ма и дочь, выясняется, что у мамы кончается уже вторая бу­тылка ее привычного средства, а дочь еще не израсходовала новый «Ферри»; жители деревни Виллариба продолжают праздновать свадьбу, поскольку стремительно справились с помощью нового «Ферри плюс» с мытьем огромной сковоро­ды, на которой жарилось угощение, а жители деревни Вилла-баджо, не имеющие в своем распоряжении такого чудесного средства, все возятся со своей сковородой.

Другой пример: ролик пылесоса «RowentaDelta», в котором этот пылесос включается в соревнование на скорость и чистоту уборки со своими собратьями, представителями других фирм, и, конеч­но, по всем показателям «приходит» первым.

Хотелось бы отметить свидетельства, или рекомендации, к разряду которых имеет смысл отнести свидетельства знаме­нитостей или специалистов, свидетельства и рекомендации простых покупателей (интервью с покупателем), житейскую историю.

Нет нужды доказывать эффективность свидетельств знаме­нитостей в рекламе. Но поскольку круг людей, которым дове­ряет аудитория, достаточно широк, имеет смысл использо­вать термин рекомендации «лидеров мнений», в качестве ко­торых могут выступать не только известные и популярные личности кино, театра, телевидения, спорта, специалисты в той или иной области, фирмы-производители, пользующиеся авторитетом и высокой репутацией. О качестве продукции Макдоналдс свидетельствует, например, то, что компания ра­ботает с лучшими поставщиками (картофеля, мяса, рыбы). На экране крупным планом картофелины. Текст диктора: «Картофель Макдоналдс. Крупный, отборный. Из него гото­вится, всемирно известный, картофель-фри». Крупным планом жареный картофель. Текст: «Золотистый, ароматный, с хрустящей корочкой». Крупным планом сноубордист. Текст: «А это наш постав­щик картофеля». Сноубордист кувырком летит со склона. Текст: «Может быть, он плохой сноубордист, но он знает толк в картофеле. Мы работаем с лучшими поставщика­ми». Крупным планом фирменный знак «Макдоналдс»: «Вкус, который любят. Качество, которому доверяют».

Гонорары знаменитостей за съемки в рек­ламных роликах на американском телеви­дении достигают семизначных цифр, компании соревнуются за право пригласить ту или иную звезду, заключаются долгосрочные контракты.

В России постепенно преодолевается психологический барь­ер отношения к участию известных лиц в рекламе как к че­му-то зазорному. Многие популярные актеры и музыканты внесли свой вклад — К. Орбакайте и Ю. Меньшова реклами­ровали «Дирол»; В. Золотухин рекомендовал «Антипохмелин»; А. Кончаловский, Л. Долина и И. Мирошниченко -пищевые и витаминные добавки («Холестейд», «Супер-система-6», «Кальций ДЗ-никомед») А. Самохина, А. Каля­гин, В. Сюткин — кофе «Гранд»; М. Пуговкин, Л. Якубович и А. Панкратов-Черный — автомобиль ИЖ (рис. 7).

Однако и многие авторитеты рекламного дела неоднократно об этом говорили, использование свидетельств знаменитости таит в себе определенные опасности. Они связаны не столько с многократно упомянутым риском «затмевания» звездой то­вара, сколько с необходимостью учитывать на российском ре­кламном поле особенности игры, того или иного актера, рус­ской драматической школы, укоренившимся амплуа актера или имиджем эстрадно­го исполнителя, которые могут категорически не совпадать с рекламным образом.

К свидетельствам знаменитостей, можно отнести и использование в рекламе любимых литературных и киногероев.

То же можно сказать и в отношении мифологических персона­жей, реальных и фантастических героев, исторических ситуа­ций. Например задолго до выхода на экраны нашумевшего фильма «Тита­ник» образ несчастного судна был использован в ролике одной страховой компании, который был снят в стиле кинохроники начала века. Главным «действующим лицом» выступал грузо­вой контейнер, который из-за нерасторопности, халатности и невнимательности грузчиков, шоферов, сопровождающих каж­дую секунду, был готов разбиться вместе со всем своим содер­жимым, и только счастливая случайность позволяла ему избе­жать этого. Рвались канаты, которыми закрепляли контейнер, перетирались тросы, грузовик, на котором перевозили контей­нер, попадал в аварийные ситуации. Когда же, наконец, контей­нер благополучно загружали на пароход, камера медленно про­езжала по борту и появлялось название судна — «Титаник». Ро­лик заканчивался слоганом «Лучше позвоните нам!», и сообща­лись название и реквизиты страховой компании.

Свидетельства знаменитостей и консультации специалиста давно и эффективно работают в печатной и радиорекламе, но телевидение, обладая возможностями зрительного ряда, мно­гократно усиливает убедительное воздействие этих форм. Вид одного зубоврачебного кресла, когда у кого-то обнаруживается кариес из-за того, что не пользовались нужной зубной пастой, чего стоит! Телевизионные консультации специалиста часто объединены со «срезом жизни»: кто-то приходит на прием к врачу, кто-то испытывает явные неудобства в «критические» дни, кто-то обнаруживает опрелость на попке ребенка - и с жи­тейскими историями, как правило, связанными с проблемами здоровья: заболел — попробовал новое средство — излечился (по меньшей мере, испытал облегчение). Большинство роли­ков подобного характера рекламируют медикаменты, средства гигиены, средства по уходу за младенцами.

К «свидетельским показаниям» в равной мере можно отнести рекомендации абстрактного покупателя. Например: Мужчина говорит по телефону: «Да. Умна, нежна, красива... (На экране ванная комната, ви­ден силуэт женщины, принимающей душ). К вещам относит­ся очень бережно... (Камера приближается к новой стираль­ной машине). Ей можно полностью доверять! А главное — же­на от нее просто в восторге! (На экране женщина обнимает мужчину. Крупным планом - стиральная машина). Диктор­ский текст: «Потому, что мы знаем толк в стирке. Электро-люкс. Швеция. Сделано с умом».

Психологами подмечено, что в гораздо большей степени, чем

известному лицу или даже специалисту, мы доверяем своим соседям, друзьям, коллегам, и склонны совершать покупки, скорее следуя их совету, нежели всем рекламным увещевани­ям вместе взятым. Поэтому появление в телевизионной рек­ламе такой разновидности «свидетельского» ролика, как ин­тервью с покупателем вполне объяснимо. Рекомендации про­стых людей существуют и в других видах рекламы, однако ощущение сиюминутности действия — в данном случае, диа­лога интервьюера с простыми, наугад выбранными людьми, эффект присутствия зрителя при этом способно дать только телевидение. Свидетельства в пользу товара должны выгля­деть максимально естественно, постановочность здесь недо­пустима. Поэтому в американской практике рекомендуется снимать их скрытой камерой, а затем брать разрешение на по­каз по ТВ.[11] Нарушение условия естественности способно вы­звать эффект прямо противоположный. Пожалуй, ничто так не раздражало зрителей, как повествования девушек, решив­ших, наконец, проблемы своих «критических дней». Изящ­ный выход нашли авторы одного из роликов — призеров Каннского фестиваля рекламы: