На экране бутылка вина и бокал. Женская рука закрывает бутылку вместо пробки гигиеническим тампоном. Затем переворачивает бутылку. Зритель видит, что «пробка» надежно закупоривает отверстие бутылки. Текст: «Принимает любую форму».
2.3 Телеанонс
Телеанонс - предварительное объявление о предстоящем новом событии, включающее общую информацию о месте проведения события и краткий пересказ его содержания.
Телевизионные анонсы имеют свою специфику. Во-первых, это всегда визуальное представление преимущественно фрагментов и наиболее интересных участников будущего действа (или героя картины т.д.); во-вторых — едва ли не большую часть телевизионных анонсов составляет самореклама «у себя дома» — анонсы телевизионной продукции — фильмов, программ, рекламных передач; в-третьих, исполнителями анонсов собственной продукции являются не рекламные агентства, а сами телевизионщики.
Анонсируемая информация на телевидении касается, как правило, представления телевизионных передач и кинопоказов.
Анонсы телевизионных передач каждый канал организует с учетом интересов самопрезентации. Анонсы, как правило, музыкально оформлены, что позволяет услышать, выделить их в потоке рекламных роликов. Свой джингл имеет не только канал, но и постоянные анонсные рубрики (различно оформленными, например, могут быть анонсы программ передач, телесериалов, предстоящих кинопоказов, следующие после позывных и логотипа канала). У анонса есть и своего рода визуальная «визитная карточка», меняющаяся каждый телевизионный сезон (в 1999 году программы ТВЦ, например, анонсировались заставкой с очками, лежащими на газете, через которые на более крупном плане проступали слова «Программа передач телевидения»). В зависимости от периода, в течение которого будут демонстрироваться анонсируемые программы, фильмы и сериалы, анонсы можно подразделить на:
- сезонные {«Осенью на ОРТ!»),
- ежемесячные («В марте на ОРТ!»)
- еженедельные
- ежедневные.
Анонсы каждого канала имеют свою специфическую тематическую организацию. Помимо постоянных анонсных рубрик, о которых мы уже упомянули, может встретиться и представление передач, фильмов, объединенных одной темой.
Стандартное представление телепередач зиждется на трех китах: позывных передачи (музыки из фильма, музыки к сериалу), нарезки наиболее ярких фрагментов (разнообразно исполненной технически) и текста, который может ограничиваться просто приглашением к просмотру (как правило, постоянных популярных рейтинговых телепередач, для которых анонс — скорее напоминание и сообщение темы очередной встречи с телезрителями), либо быть кратким, ярким, завлекательным пересказом того, что будет происходить.
Согласно этой схеме, анонсы многочисленной кинопродукции выглядят примерно следующим образом:
На экране — наиболее зрелищные моменты фильма. Диктор динамично говорит: «Катастрофа. Виртуальный эксперимент стал неуправляемым. Киллер, взращенный на жидких кристаллах, выходит на свет. Преступник ослепительно красив, изысканно жесток. Виртуоз — он любит покрасоваться, он обожает играть, но сыщики — против дешевых эффектов. Человеческий разум и искусственный интеллект — на РТР фантастический триллер «Виртуозность».
С недавнего времени анонсы телевизионных кинопремьер «вышли» на улицу — анонс показа на ОРТ фильма «Азазель» в начале 2002 года, снятого по нашумевшей книге Б.Акунина, появился на щитах сити-формата, размещенных на остановках городского транспорта, и не только там. Позднее с помощью наружной рекламы таким же образом ОРТ анонсировало очередной телесериал.
Как удачную находку нестандартного представления телепередач можно оценить ролик телеигры «Кто хочет стать миллионером». Мужчина приходит к женщине с букетом в руках. Раздается звонок в дверь. Мужчина: «Что ж ты врала, что не замужем!». На экране появляются варианты ответов: муж, тетя Ася, соседка, телеграмма. Женщина: «Да не замужем я! И тети у меня никакой нет!». Варианты «муж» и «тетя Ася» пропадают». Хозяйка идет открывать дверь. За дверью оказывается ведущий игры в роли сантехника: «Сантехника вызывали?».
Рекламные телевизионные анонсы иных событий: информационно-развлекательного к презентационного характера: концертов, выставок, фестивалей - скажем, что по своей структуре они ближе рекламным роликам и построены по тому же стандартному принципу: объявление, самые зрелищные фрагменты, слоган или коротенькая аннотация. В целом, анонсы такого рода тонут в море анонсов телепередач.
2.4 Телеафиша
Телеафиша - отличаются от анонса прежде всего более детальной, точной и конкретной информацией о каком-либо событии, не всегда новом, но ожидаемом в конкретное время. Телеафишу можно определить, как оповещение (напоминание) о социально-значимом событии, как правило, с точным указанием места, времени, условий его проведения и включающем информацию об организаторах и контактные данные.
Телевизионные афиши, как правило, оповещают о кинопремьерах (например, кинозал «Пушкинский» регулярно приглашает на премьеры кинофильмов), о концертах, различного рода фестивалях. Чаще всего афиши воплощены в форме традиционного рекламного ролика, но встречаются н телепрограммы, рекламирующие различную продукцию индустрии развлечений. В данном случае налицо смешение жанров традиционной афиши и рекламной телепередачи, о которой речь пойдет ниже. Например, телевизионная передача «Афиша» на РТР трижды в неделю отслеживала заслуживающие внимания театральные постановки, кинофильмы» выставки и другие события в мире искусства.
2.5 Рекламный видеофильм
Рекламный видеофильм - представляет собой жанр большей временной протяженности, чем рекламный ролик, и по сути идентичен развернутому объявлению. Действительно, жесткие временные рамки ролика не всегда позволяют в достаточной мере представить товар иди услугу» особенно когда основное преимущество предмета рекламы заключается в многообразии функций, возможностей и предложений, универсальности. Кроме того, такие разновидности рекламы, как демонстрация, прямое сравнение, житейские истории или интервью с покупателем трудно уложить в 15-60 секунд эфирного времени; наконец, существует определенная аудитория, для которой важны именно подробности о тех или иных товарах и услугах.
Надо заметить, что в последнее время рекламные видеофильмы — явление достаточно редкое. К сожалению, почти незамеченным остался фильм Т. Бекмамбетова «Дорога длиною в 70 лет. ГАЗ. Русские машины», посвященный 70-летию Горьковского автозавода. Фильм состоял из серии мини-историй, связанных с каждой новой моделью ГАЗа, героями которых были мужчина, 30 лет ждавший свою «Волгу»; женщина, дети которой появились на свет благодаря автомобилю; молодожены, ссорившиеся в «Чайке»; солдат, которого выручил ГАЗ-66, средней руки предприниматель, выживающий благодаря «ГАЗели» и др. Художественные зарисовки перебивались документальными историческими кадрами, представлением технических характеристик автомобилей, информацией об известных владельцах тех или иных моделей. Впоследствии фрагмент фильма, посвященный «ГАЗели», стал использоваться в качестве самостоятельного ролика, рекламирующего продукцию Горьковского автозавода.
2.6 Рекламная телепередача
Одним из довольно новых, но отчетливо выделяющихся жанров телевизионной рекламы является рекламная передача. Рекламная передача — это телевизионная продукция, формально организованная в соответствии с жанрами телевизионной публицистики, но содержательно отвечающая задачам рекламного произведения. Рекламные передачи занимают четко обозначенное место в сетке вещания и имеют конкретное время и дни выходов в эфир. Этот факт с точки зрения эффективности охвата аудиторий можно оценить двояко - с одной стороны, телепередача не «врывается» на ваш экран в самый захватывающий момент интересного фильма и не посягает на любимое ток-шоу, благодаря чему не вызывает такого стойкого раздражения, как рекламные блоки. Кроме того, рекламные передачи выходят не в «прайм-тайм», а как правило, в утренние, дневные либо ночные часы. С другой, — зная, когда передача начнется и закончится, любой безболезненно оставит ее за пределами своего телевизионного интереса, но тем действеннее будет коммуникация с оставшейся аудиторией. Другая характерная особенность рекламных телепередач — в большинстве своем они имеют постоянных ведущих. Большей частью рекламные передачи представляют собой такую заимствованную из американской рекламы форму прямой продажи, как телешопинг. Однако в отличие от американского телевидения, где прямая продажа с экрана приобрела за два десятилетия гигантский размах (существуют целые шопинговые каналы), на российском телевидении данный жанр уходит с центральных каналов на дециметровые и каналы кабельного телевидения. Среди передач центральных телеканалов к «Магазину на диване» можно отнести, пожалуй, только «Библиоманию», выходившую на ОРТ. Частная же телекомпания «НТВ плюс», напротив, имеет самостоятельный рекламно-информационный канал, включающий анонсы передач (преимущественно кинофильмов) на других каналах, телетексты с коммерческой информацией для абонентов «НТВ плюс» и телемагазины.
Телемагазин — тот же иллюстрированный рекламный каталог, но обладающий уникальной возможностью показа товара «лицом», сравниться с ним может разве что реклама на местах продажи. Изначально предполагалось, что телешопинг эксплуатирует импульсивное желание человека приобрести товар немедленно, независимо от того, нуждается он в нем или нет.