Смекни!
smekni.com

Организация и направления развития маркетинговой деятельности на промышленных предприятиях Кабар (стр. 13 из 32)

Высокий уровень использования производственных мощностей (выше 80 %) наблюдается только в отраслях производства плодоовощных консервов (95,3%), производстве обуви (81,9%).

Некоторые отрасли характеризуются длительными простоями производства, что неблагоприятно сказывается на качестве промышленного потенциала, так как трудовые ресурсы теряют необходимую квалификацию, механизмы без нагрузки утрачивают свои качества и т. п. В настоящее время происходит перераспределение промышленного потенциала внутри отраслей, например, посредством реструктуризации и организации новых производств на месте старых, нежизнеспособных. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока существуют неконкурентоспособные производства.

Вместе с тем доминирующими формами собственности в структуре промышленного производства в 2003 г. являлись частная (69,9%) и смешанная (21,8%), из нее 20,4% - смешанная российская собственность и 1,4% - смешанная с российским и иностранным участием; 3,8% приходится на предприятия государственной формы собственности.

Таблица 2

Структура промышленного производства по формам собственности в 2003г.*

(в процентах к итогу)

Удельный вес

в общем количестве предприятий

в общем объеме производства

Вся промышленность

100

100

в том числе по формам собственности:
государственная

3,8

7,4

муниципальная

4,1

6,2

собственность общественных и религиозных
организаций

0,4

-

частная

69,9

39,2

смешанная российская

20,4

42,9

совместная российская и иностранная собственность

1,4

4,3

*) - Таблица составлена по данным Госкомстата КБР

Доля государственных предприятий в общем объеме производства составляет 7,4%. Всего 6,2% объемов промышленной продукции произвели в 2003 году предприятия, находящиеся в собственности муниципальных образований.

Уровень развития производственного потенциала региона во многом определяется через инвестиционную привлекательность. В свою очередь инвестиционная привлекательность трансформируется в реальные инвестиции в основной капитал хозяйствующего субъекта (Приложение 6).

В динамике прослеживается устойчивая тенденция роста объема инвестиционных вложений в основной капитал республиканских предприятий. Однако такая тенденция не носит масштабного характера и дифференцируется по отраслям экономики. Так, если рост инвестиционных вложений в промышленность за последние пять лет составил 111,7%, то в транспорт и связь – 373,9%, жилищное строительство – 249,4%, в предприятия прочих отраслей в 6 раз, а в сельское хозяйство в 13 раз. Вместе с тем наблюдается незначительное внимание потенциальных инвесторов к таким отраслям, как строительство, торговля и общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт.

Следует отметить, что для создания реальных условий привлечения инвестиций, на предприятиях необходимо обеспечить:

1) профессиональное знание рынка планируемых к производству товаров;

2) наличие квалифицированного менеджмента, бизнес - планов, отвечающих общепринятому в мировой практике уровню;

3) инвестиционную привлекательность и «прозрачность» для инвесторов;

4) формирование эффективных и надежных механизмов привлечения инвестиций.

Решение проблемы инвестиций в промышленности, с одной стороны, должно увязываться с задачей реформирования промышленных предприятий, с другой, с созданием благоприятного инвестиционного климата и механизма привлечения инвестиций в республику в целом.

Перспективной задачей является также формирование банка данных инвестиционных проектов промышленных предприятий, его регулярная актуализация, обеспечение экспертизы проектов с целью активного продвижения их на региональный, межрегиональный, федеральный и международный уровни.

Важнейшей задачей является создание механизма привлечения инвестиций и обеспечения гарантий их возврата, как для отечественных, так и для зарубежных инвесторов путем создания источника гарантий финансовых рисков.

В сложившейся ситуации в промышленности КБР, когда не представляется возможным достаточно быстро принять меры по сохранению, стабилизации управляемости, созданию эффективной политики в сфере промышленности, представляется целесообразным в приоритетном порядке рассмотреть некоторые аспекты формирования первоочередной научно-технической политики с целью активизации инновационной деятельности по ее реорганизации.

Отсутствие планово-распределительной системы, исполняющей роль регулятора концентрации ресурсов на важнейших направлениях развития науки и техники, низкий платежеспособный спрос на научно-техническую продукцию привели к снижению научно-технической и инновационной активности в КБР. В отраслях промышленности продолжается снижение объемов производства наукоемких видов продукции. Научно-техническая сфера оказалась неготовой к работе в новых условиях. Научно-технические разработки далеко не всегда становятся инновационным продуктом, готовым для производства и эффективной реализации. Инновационная сфера остается малопривлекательной для отечественного банковского капитала, иностранных инвесторов и частных лиц.

Существуют проблемы правового и организационного порядка в защите интеллектуальной собственности и введения ее в хозяйственный оборот. Вместе с тем необходимо отметить, что в республике по-прежнему имеются значительные фундаментальные и технологические заделы, уникальная научная и производственная база, ученые, специалисты и рабочие высшей квалификации.

На наш взгляд, основными направлениями научно - технической политики должны стать:

1) развитие инфраструктуры научно-технической и инновационной сферы путем создания центров координации деятельности академической, вузовской и отраслевой науки;

2) создание аналитических и инновационно-технологических центров, центров внедрения, научно-технических, инновационных, консалтинговых фирм малого и среднего бизнеса;

3) создание и развитие коммерческих форм взаимодействия науки и производства от превращения научно-технических разработок в инновационный продукт, привлекательный для инвестора, производителя и покупателя, и до его коммерческой реализации на рынке товаров и услуг;

4) формирование приоритетов инновационной деятельности в промышленности области;

5) совершенствование системы экономического стимулирования, способствующей привлечению российских и зарубежных инвестиций, направленных на освоение научно-технических достижений и создание новой продукции и технологий, снижению суммарной ставки налогов и налогооблагаемой базы для предприятий и предпринимателей, осуществляющих активную инновационную деятельность;

6) создание государственных, отраслевых, региональных и иных фондов, способных профинансировать приоритетные инновационные проекты по выпуску наукоемкой продукции, конкурентоспособной на внутреннем и мировом рынках;

7) целевая подготовка и переподготовка высококвалифицированных специалистов по приоритетным направлениям науки и техники, менеджеров инновационной деятельности на основе базового технического, экономического и дополнительного юридического образования.

Устойчивость отраслевой структуры КБР может быть обеспечена на основе последовательного применения следующего принципа развития: устойчивость через многообразие. Многообразие означает поддержку развития в КБР максимального количества отраслей и подотраслей экономики. Полифункциональность развития республики должна базироваться на первоочередном вовлечении в оборот и комплексном использовании наиболее выгодных местных природных ресурсов, специализации производства, а также на наличии как крупных, так и средних и мелких промышленных предприятий. Все вышесказанное позволит избежать серьезных кризисов в функционировании производственной системы города и обеспечит ее устойчивость на длительный период.

Переход на диверсификационную деятельность по перепрофилированию производственных мощностей под выпуск наукоемкой гражданской продукции, на технологии двойного применения, обладающие гибкостью реагирования на требования рынка – необходимое условие выживания многих предприятий республики, улучшения структуры промышленности КБР, развития новых секторов экономики.

Поскольку все предприятия объединены общностью территории расположения, то, очевидно, что преимущества получат те производства, которые будут более эффективно использовать имеющиеся ресурсы. В конечном счете, при достижении некоторой критической массы противоречий между процессами, происходящими в КБР (в том числе тех, которые нельзя заметить и измерить), и особенностями в развитии той или иной отрасли даже на первый взгляд успешно функционирующее производство неизбежно станет депрессивным, и будет тормозить развитие экономики в целом. Никакая внешняя поддержка производств не даст эффекта до тех пор, пока оно само не станет соответствовать специфике происходящих в республике экономических процессов. В практическом аспекте это означает, что из кризиса выйдут те предприятия, которые найдут свою нишу соответствия логике развития процессов, происходящих в КБР.

Машиностроение и металлообработка представлены в КБР значительным количеством крупных и средних предприятий, имеющих различную специализацию, поэтому думается, что даже если некоторые из них в силу сложившихся обстоятельств не смогут развиваться успешно, в целом роль отрасли в будущем хотя, и не повысится, но останется на высоком уровне (30 % товарной продукции КБР) (Приложение 7).