1) 0 – 15 лет включительно – население моложе трудоспособного возраста;
2) мужчины 16 – 59 лет включительно, женщины 16 – 54 года включительно – население в трудоспособном возрасте;
3) мужчины 60 лет и старше, женщины 55 лет и старше – население пенсионного возраста.
В возрастной структуре населения постоянно наблюдается изменения, из которых наиболее характерным является следующее. При снижении рождаемости и росте средней продолжительности жизни происходит увеличение доли населения старших возрастов, которое называется демографическим старением.
Разные страны имеют различную степень демографического старения, определяемую как долю населения в возрасте 60 – 65 лет и старше. По международным критериям население считается старым, если доля жителей в возрасте 65 лет и старше во все населении превышает 7 %. В России в этом возрасте находятся 13 % населения. Некоторые европейские страны имеют 20 % и более населения в возрасте старше 65 лет. Тогда как в большинстве стран Африки и Юго-Западной Азии доля пожилых составляет 2 – 3 % населения.
В соответствии со Шкалой демографического старения ООН:
а) если доля населения в возрасте 65 лет и старше равна 7 % и более, то население страны считается старым;
б) если составляет 4 – 7 %, то население находится на пороге старости;
в) если эта доля менее 4 %, то население считается молодым.
Есть и другие шкалы демографического старения населения, например шкала Ж. Боже-Гарнье – Э. Россета (см. Таблица № 2).
Таблица № 2
Шкала демографического старения Ж. Боже-Гарнье – Э. Россета
Этап | Доля лиц в возрасте 60 лет и старше, % | Этап старения и уровня старости населения |
1 | < 8 | Демографическая молодость |
2 | 8 - 10 | Первое преддверие старости |
3 | 10 - 12 | Собственно преддверие старости |
4 | 12 и выше | Демографическая старость |
12 - 14 | Начальный уровень демографической старости | |
14 - 16 | Средний уровень демографической старости | |
16 - 18 | Высокий уровень демографической старости | |
18 и выше | Очень высокий уровень демографической старости |
Одновременно с ростом доли пожилых людей в населении сокращается доля детей. В некоторых европейских странах она уже снизилась до 15 % населения, в России – до 20 % населения. Тогда как во многих странах Восточной Африки и Юго-Западной Азии дети составляют около 50 % всех жителей, т.е. их в 10 – 15 раз больше чем пожилых людей. Можно сказать, что возрастная структура населения в этих странах очень молодая.
Возрастная структура населения влияет на социальные процессы на отдельных территориях. Она оказывает закономерное влияние на естественное движение населения, которое выражается показателями рождаемости, смертности, брачности. Чем выше доля молодых возрастов в населении, тем выше общие показатели рождаемости и брачности, рассчитываемые для всего населения территории. Чем выше доля старших возрастов, тем выше значение общего показателя смертности. Кроме этого, в странах с молодой возрастной структурой населения выше вероятность социальных потрясений. В странах с постаревшим или старым населением, для которого характерны мудрость, сдержанность, терпение, вероятность социальных потрясений меньше.
2. Динамика смертности населения
Одной из самых болевых медико-демографических проблем социального развития современной России остается высокий уровень смертности населения.
Уровень смертности зависит от социально-экономического развития страны, благосостояния населения, развития системы здравоохранения, доступности медицинской помощи и т.д.
Анализ длительной динамики показателей смертности дает возможность учесть влияние различных факторов на ее изменения.
В ХХ веке изменения смертности в России были крайне неравномерными, непоследовательными, сопровождались возвратным движением, происходили по-разному в отдельных половозрастных группах. Снижение уровня смертности российского населения наблюдалось лишь в отдельные, относительно краткие периоды минувшего столетия.
Уровень смертности населения наиболее адекватно отражается в показателе ожидаемой продолжительности жизни при рождении. Динамика данного показателя в первой половине ХХ века отражает череду демографических катастроф, а период после 1965 года характеризуется стагнацией или его снижением. Однако даже в периоды общего снижения смертности в России основной «выигрыш», особенно у мужчин, был получен за счет детских и молодых возрастов. Изменение же смертности в возрастах после 30 лет было ничтожным, она осталась практически на дореволюционном уровне.
В 2005 году показатель ожидаемой продолжительности жизни российских мужчин составил 58,8 года (в западно-европейских странах, США, Японии, Австралии – на 15 – 20 лет больше). Но в то же время снизилась смертность детей в возрасте 1 – 4 года.
В то же время в самых активных рабочих (25 – 30 лет) смертность уменьшилась незначительно, а у мужчин в возрастах от 40 лет на даже повысилась.
При сохранении в дальнейшем современного половозрастного уровня смертности мужчин России из нынешнего поколения 16-летних юношей до 60 лет не доживет 47 %, то есть около половины, в конце ХIХ века такая вероятность составляла немногим более половины (55 %).
Высокая смертность мужского населения привела к ухудшению соотношения полов в структуре населения. По данным на начало 2006 года на 1000 мужчин приходилось 1158 женщин.
В 2006 году отмечено существенное снижение смертности населения. По предварительным оценкам, показатель ожидаемой продолжительности жизни мужчин впервые за последние восемь лет превысил пенсионный возраст, увеличившись на 1,5 года (с 58,87 года в 2005 году до 60, 37 года в 2006 году). У женщин этот показатель поднялся не столь значительно – на 0,8 года (с 72,4 года в 2005 году до 73, 2 года в 2006 году).
Сокращение числа умерших, наблюдалось по всем основным классам причин смерти:
-от болезней системы кровообращения – 67,3 тыс., или на 5 %;
-от внешних причин смерти – на 33,1 тыс., или на 11 %, из них от: ДТП – на 15,2 тыс., или на 38 %; случайных отравлений алкоголем – на 7,9 тыс., или на 19 %; убийств – на 6,8 тыс., или на 19 %; самоубийств – на 3,2 тыс., или на 7 %;
-от болезней органов дыхания – на 12 тыс., или на 13 %;
-от болезней органов пищеварения – на 4,4 тыс., или на 5 %;
-от некоторых инфекционных и паразитарных болезней – на 3,3 тыс., или на 8 %;
-также от туберкулеза – на 3,7 тыс., или на 12 %;
-от новообразований – на 1,7 тыс., или на менее 1 %.
Продолжилось сокращение младенческой смертности (на 7,2 %). В 2006 году ее показатель составил 10,2 умерших детей в возрасте до одного года на 1000 родившихся живыми против 11,0 в 2005 году. Снизилась материнская смертность – 23,8 умерших на 100000 родившихся живыми против 25,4 в 2005 году (на 6,3 %).
Остается надеяться, что наблюдаемое улучшение ситуации является началом долговременной положительной тенденции. Это тем более актуально в условиях начавшегося снижения численности населения в трудоспособном возрасте. Согласно предварительной оценке возрастного состава населения число лиц рабочих возрастов на начало 2007 года сократилось по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 176 тыс. человек, и этот процесс будет нарастать.
3. Вероятностный прогноз численности населения
Из сложившейся возрастно-половой структуры численность населения России обречена на снижение в ближайшие годы. Это произойдет даже в случае, если рождаемость существенно повысится и женщина будет иметь в среднем два ребенка. На фоне снижения общей численности населения с 2007 года наблюдается сокращение наиболее экономически активной его части – населения в трудоспособном возрасте. Продолжится процесс демографического старения населения.
Расчеты перспективной численности населения является важнейшей задачей демографической статистики. В настоящее время они достаточно регулярно проводятся Федеральной службой государственной статистики и отдельными научно-исследовательскими институтами.
В последние годы был разработан новый путь прогнозирования населения. Его основная идея заключается в том, чтобы учесть главные источники неопределенности и оценить вероятность того, что фактическая численность населения не выйдет за установленные прогнозируемые пределы. Это – так называемые вероятностные подходы к прогнозированию населения.
Применение вероятностных подходов при построении прогноза населения России представляется вполне оправданным. Демографическая ситуация в России остается достаточно неопределенной. Эта неопределенность усиливается принятием с 2007 года новых мер демографической политики. Остается неясной реакция населения на новые меры по стимулированию рождаемости: будет ли действительное повышение уровня рождаемости или произойдет сдвиг календаря рождений.
Неопределенной остается и ситуация со смертностью населения. Национальный проект «Здоровье» направлен в большей степени на модернизацию системы здравоохранения, что является положительным моментом, но он не учитывает влияния поведенческих факторов на состояние здоровья населения. Предлагается два варианта вероятностного прогноза населения России.
Первый вариант, названный трендовым, предполагает повышение показателя суммарной рождаемости с 1,29 ребенка на одну женщину репродуктивного возраста в 2005 году до 1,53 – к 2050 году. Значение в 2050 году было оценено на основе так называемого скорректированного значения показателя суммарной рождаемости и рассчитывается с учетом того, что рост среднего возраста матери при рождении ребенка по всем очередностям стабилизируется к 2050 году. Средний возраст матери при рождении ребенка при этом увеличится с 26,6 года в 2005 г. до 29,4 года в 2050 г. В 2050 г. с вероятностью 90 % суммарный коэффициент рождаемости будет находиться в интервале 1,08 – 1,98 ребенка на одну женщину.