Смекни!
smekni.com

Роль интеллектуальной собственности в устойчивом развитии предприятия (стр. 2 из 4)


2.Интеллектуальные активы фирмы: идентификация и управление.

Успех и долгосрочная устойчивость фирмы в современном мире во многом определяется степенью ее адаптации к ускоряющейся и усложняющейся динамике изменений, происходящих во внутренней и внешней среде функционирования. Очевидно, что адаптация является, прежде всего, информационно-интеллектуальным и социально-психологическим процессом. Уровень развития рынков в индустриально развитых странах уже не дает возможности обеспечивать существенные преимущества фирмы только за счет материальных и финансовых факторов, делая их в принципе общедоступными. Индивидуальные преимущества и лидерство во все большей и большей степени становятся следствием эффективного использования уникальных по своей природе факторов нематериального, неосязаемого характера, включающим в себя получение, обработку, анализ, интерпретацию информации; прогнозирование, предвидение, моделирование изменений; создание, использование, коммерциализацию баз знаний, опыта и иных интеллектуальных продуктов; формирование внутрифирменной атмосферы инновационной восприимчивости, делового и эмоционального сотрудничества (партнерства); развитие прямых и обратных коммуникационных каналов с внешними аудиториями. Эту особенность подчеркивают и зарубежные исследователи, отмечая, что "в период постиндустриальной эры успех корпорации зависит в большей степени от интеллектуальных возможностей системы, чем от физических активов".

Интеграция России в мировое экономическое пространство с одной стороны, низкий научно-технический уровень, изношенность материальных активов и дефицит финансовых ресурсов для их модернизации с другой стороны практически не оставляют иного выбора и отечественным производителям. Интеллектуальный потенциал является, наверное, единственным фактором, который возможно мобилизовать в достаточно короткие сроки для завоевания устойчивого положения на российском рынке в борьбе с зарубежными фирмами. Уровень накопленных общих, научных и профессиональных знаний технико-технологического и экономического характера, степень образованности и культуры трудовых ресурсов, несмотря на затяжное кризисное развитие, остаются, на наш взгляд, достаточно высокими, а понимание российской рыночной специфики вообще может стать уникальным конкурентным преимуществом отечественных компаний.

К сожалению, следует констатировать, что в отечественной практике понятие нематериальных, неосязаемых активов у многих руководителей и специалистов слишком прямо ассоциируется с неосязаемостью, абстрактностью их реальной стоимости. До последнего времени в графе "Нематериальные активы" бухгалтерских балансов большинства российских предприятий значился прочерк или какие-нибудь мизерные значения. Находясь в рамках нормативной бухгалтерской модели фирмы и не имея методических инструментов оценки и отражения нематериальных элементов, управленческий персонал достаточно слабо представляет себе необходимость и возможность повышения реальной рыночной стоимости предприятия путем целенаправленного и рационального управления активами, созданными "из ничего", не оцениваемые "ни как" и не торгуемые на рынке почти "ни кем". Типичный российский руководитель гораздо охотнее тратит деньги на станки, оборудование, мебель, компьютеры, чем на специальную литературу, периодические издания, обучение персонала, консультации внешних экспертов. Созданные внутри предприятия за весь период функционирования знания научно-исследовательского, опытно-конструкторского, организационно-управленческого, маркетингового и иного характера, внутрифирменная культура, опыт и квалификация персонала, торговые марки, репутация и т.д. не рассматриваются как реальные и основные ценности фирмы, а, следовательно, воспринимаются как вспомогательные ресурсы и побочные продукты, используются достаточно хаотично и нерационально, редко рассматриваются как основной рыночный продукт компании. Однако следует отметить, что в условиях жесткой конкуренции только уникальный характер интеллектуальных активов фирмы может обеспечить в долгосрочном аспекте достаточно прочные монопольные барьеры для своей зоны получения стабильных доходов на рынке. И что очень важно, эта монопольная зона охраняется законами во всем мире.

В настоящее время по оценкам Федерального института сертификации и оценки интеллектуальной собственности и бизнеса ("СОИС-SERVAL") в среднем доля нематериальных активов в общей структуре активов всех хозяйствующих субъектов российской экономики уже сегодня составляет 10-15 процентов. Причем в промышленности на долю этих активов приходится в среднем 15-20 процентов от общей стоимости активов. Но экспертами также отмечено, что данная оценка носит вербальный характер, так как номинально в бухгалтерском балансе большинства предприятий данные активы не зафиксированы. В США, например, эти цифры вдвое выше в основном за счет иного отношения к юридическому оформлению своих прав и существенно более высокого уровня управления активами предприятий.

Таким образом, проблемы целесообразного и эффективного создания, мобилизации и использования интеллектуальных факторов функционирования фирмы в современных условиях существенно актуализируется как в рамках национальной экономики, так и в глобальном масштабе.

Для того, чтобы научиться извлекать выгоду от использования информационно-интеллектуальных факторов, вначале необходимо обобщить и уточнить понятийно-категориальный аппарат, уже существующий в теории и практике.

В этой связи можно выделить работы таких зарубежных исследователей, как профессор Лозанны Иоган Роос, японский и американский экономисты Итами Хирояки и Томас У. Ройхл , член совета директоров шведской корпорации Skandia AFS Л. Эдвинссон, его неоднократный соавтор американский публицист М. Мэлоун, американский экономист Пол Страссман англичанин Майкл Д. Макмастер и др. Однако, на наш взгляд, в указанных работах не сформировалось исчерпывающего представления о сущности неосязаемых активов предприятия. Несмотря на коллективное признание информации, как природы этих активов, их трактовка до сих пор далеко неоднозначна. Каждый автор имеет по этому поводу сугубо индивидуальную точку зрения на исследуемое явление, используя при этом термины "интеллектуальный капитал", "профессиональный интеллект" или "капитал знаний", "невидимые" или "неосязаемые активы". При этом основной упор делается на исследование информационных ресурсов и информационных потоков предприятия, либо на правособственнеческие отношения по поводу средств и продуктов интеллектуальной деятельности субъектов бизнеса.

В российской теории и практике для отражения любых нематериальных объектов бизнесс-процесса в подавляющем числе случаев используется термин "интеллектуальная собственность", а для целей ведения бухгалтерского учета и отчетности на предприятии применяется понятие "нематериальные активы". Попытаемся кратко рассмотреть сущность и области использования этих понятий.

Термин "интеллектуальная собственность" сформировался, прежде всего, в процессе обсуждения и решения проблем юридической регламентации в рамках права собственности отношений по поводу создания, использования и охраны результатов интеллектуальной деятельности. В этом смысле интеллектуальная собственность представляет в настоящий момент обобщающее понятие, обозначая собой совокупность всех прав на результаты творческой деятельности и некоторые, приравненные к ним объекты. Следует отметить, что многими авторами оспаривается использование данного термина и возможность эффективной регламентации отношений по поводу неосязаемых объектов в рамках традиционного правомочия владения, пользования и распоряжения. Тем не менее, понятия "интеллектуальная собственность", "промышленная собственность" и "право интеллектуальной (промышленной) собственности" прочно вошло в юридическую лексику России и зарубежных государств, а так же в тексты международных договоров и конвенций.

Устойчивое использование этого термина в сфере правового регулирования экономики, растущая необходимость защиты и коммерциализации интеллектуальных продуктов деятельности рыночных субъектов, очевидно, стали причинами распространения термина "интеллектуальная собственность" на всю совокупность нематериальных элементов бизнесс-процесса фирмы. Например, А.Н. Козырев считает, что "права интеллектуальной собственности, принадлежащие организации, составляют ее нематериальные активы". На наш взгляд, такой подход недостаточно точен. С юридической точки зрения не все неосязаемые факторы, создаваемые и используемые фирмой, могут являться безусловными объектами ее собственности (в частности, опыт и квалификация персонала, знания общего характера, внешние информационные базы и т.п.). С точки зрения экономики фирмы использование термина "собственность" по отношению к любым факторам функционирования не несет, на наш взгляд, принципиальной смысловой нагрузки при решении проблем эффективности процесса трансформации "ресурсы-активы-результаты".

"Более экономический" термин "нематериальные активы" чаще всего отражает условно-нормативный подход и является элементом бухгалтерской модели фирмы. Например, Валдайцев С.В., Завлин П.Н., Миндели Л.Э. определяют нематериальные активы, как "вложения в нематериальные объекты, используемые в хозяйственной деятельности в течение длительного периода и приносящие доход". Согласно п. 55 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации к нематериальным активам, используемым в хозяйственной деятельности в течение периода, превышающего 12 месяцев, и приносящим доход, относятся права, возникающие: