Смекни!
smekni.com

Русские в современном Казахстане (стр. 3 из 4)

Демографические тенденции русского населения. Как отмечалось, с конца 1960-х гг. русские стали уезжать из Казахстана. Этому способствовала политика более активного привлечения "национальных кадров", реализуемая в тот период ЦК Компартии Казахстана. Открывались казахские отделения на многих факультетах вузов и устанавливались квоты для выходцев из сельской местности, которые в большинстве своем были казахами. В таких условиях часть русских специалистов посчитала целесообразным искать себе применение в России и стала выезжать из республики. В 1970 - 1980-е гг. существовала устойчивая тенденция отрицательного миграционного баланса Казахстана в несколько десятков тысяч человек, который был самым заметным из всех советских республик. Но в тот период убыль населения перекрывалась естественным приростом. Ситуация радикально изменилась в период с 1989 по 1995 г., когда республика потеряла в миграционном обмене с другими государствами около 1200 тыс. человек. Одновременно, в этот период у представителей так называемых европейских народов смертность стала превышать рождаемость и началось абсолютное сокращение численности (см. табл.).

Внешняя миграция продолжала влиять на численность русских Казахстана и в последующее время, но никогда она не была столь значительной, как в период 1993 - 1995 гг. Так, в 1992 г. число выехавших из Казахстана составило 326 672, а въехавших - 162 111; в 1994 г. - 480 839 и 70 542 соответственно. К 2002 г. ситуация несколько меняется: 120 150 человек уехавших и 58 162 приехавших [6]. В приведенных данных не отражена национальность участников миграционного обмена, но на протяжении многих лет русские составляли 70 - 80% выезжающих из Казахстана в Россию. Например, по официальным данным за 2006 г., русские составляли 85,4% среди эмигрирующих в страны СНГ.

Отрицательное сальдо внешней миграции сохранялось и в 2003 г., но, начиная с 2004 г., оно сменилось положительным. За январь-ноябрь 2009 г. в Казахстан въехало 36 965 человек, выехало 32 300. Если же рассмотреть те же показатели применительно к миграционному взаимодействию со странами СНГ, то картина несколько изменится. Число выехавших (30 221) превысит число въехавших (28 807). Основная убыль происходит из-за выехавших в Россию.

На фоне положительного общего сальдо внешней миграции в некоторых регионах оно было

отрицательным на протяжении рассмотренного периода. Это области Севера и Северо-Востока Казахстана, где когда-то преобладало, а сейчас сохраняется в значительных масштабах русскоязычное население. Сказанное позволяет реалистичнее подойти к анализу причин выезда русскоязычного населения из Казахстана. В первую очередь можно назвать "социальное" давление, которое включает в себя разрушение привычной социально-экономической и культурно-информационной среды. Разрушение социально- экономической среды произошло вследствие развала общесоюзной производственной инфраструктуры, а также появления в городах, где в большинстве жили русские, огромного количества сельских казахов, которые бежали туда из различных мест. Они принесли с собой иные принципы организации социальной среды и иные стратегии поведения. Культурно-информационная среда, привычная для городских русских,

была дискредитирована идеологией деколонизации и дерусификации. В результате, многие русские были лишены как социальных (в виде профессиональной квалификации), так и

Динамика численности населения Казахстана (1989 - 2010 гг.)

Примечание: Таблица составлена по материалам Агентства РК по статистике.

символических (в виде общесоюзной идеологии) ресурсов и стремились выйти из сложившейся ситуации путем эмиграции. Говоря о возрастной структуре русского населения, нужно отметить, что она сильно отличается от таких же показателей у казахов и узбеков. Так, доля детей до 6 лет составляет у русских 6%, у казахов и узбеков 12% и 15% соответственно6 . В возрастной когорте 20 - 39 лет доля русских - 29,7%, казахов - 38,6%, узбеков - 37,6%. За 10 лет после переписи 1999 г. перспективы отрицательного естественного прироста у русских стали очевиднее. Ведь уже в год переписи доля старше 50 лет составляла у них 10,3%, тогда как у казахов - 6,1%, у узбеков - 5,8%.

Согласно статистическим данным за 2004 г., общий коэффициент рождаемости у всего населения

Казахстана составлял 18,1 промилле, в том числе 21,4 у казахов, 10,9 - у русских, 27,3 - у узбеков. При среднем уровне естественного прироста по стране в 8 промилле, у казахов он составляет 15, у русских - (- 4,6), у узбеков - 21,8. Исходя из этих данных, можно прогнозировать весьма значительное сокращение русских. Такая тенденция вряд ли обратима, и в республике уже существуют прогнозы этнодемографического развития страны с учетом такой перспективы. Так, по мнению некоторых казахских публицистов, уже через 15 лет русских в Казахстане будет менее 15%, и тогда можно будет ставить вопрос о практической государственной моноэтничности.

Русская идентичность сегодня. Для характеристики самоощущения русского этноса в Казахстане воспользуемся данными, полученными Институтом стран СНГ в ходе опроса русских в 2006 г.* [8].

Согласно материалам этого опроса, около 60% считали, что их положение "улучшилось" и 26% -

"ухудшилось". То есть русские не стали исключением в общеказахстанских тенденциях. Но при ответе на вопрос "Если сравнивать положение Вашей и других русскоязычных семей с семьями казахов, кому сегодня в Казахстане жить легче?", только 5,4% сказали, что русским живется лучше, а почти 50% отметили, что русскоязычным живется хуже, 37% убеждены, что всем в Казахстане живется нелегко. Очевидно, на ответы повлияло ощущение зыбкости имеющихся в распоряжении русских социальных ресурсов, которые позволяли бы им поддерживать достаточный уровень благосостояния. Что касается ресурсной базы, то, на наш взгляд, в современных условиях она истончается. Во-первых, теперь гораздо меньшее значение имеют трудовые навыки предшествующих поколений, и заметное когда- то преимущество русских в овладении техническими специальностями сходит на нет перед лицом поколения казахской молодежи, выросшей не под скрип арбы и звуки пастушьего бича, а под перекличку

модемов и мобильных телефонов. Во-вторых, приход рыночных отношений не уменьшил значения внеэкономических отношений, заметно влияющих на социально экономический статус

людей. В эмоциональной, но довольно отчетливой форме это выразила моя собеседница - русская в Чимкенте в июне 2008 г., отвечая на вопрос, чувствует ли она себя казахстанкой. Надо сказать, что ей было тогда около 30 лет, она работала в сфере образования, имела определенные планы и профессиональные амбиции и не помышляла об отъезде из Казахстана. Меня интересовало, насколько ее современная идентичность связана с имеющимися в ее распоряжении возможностями для профессиональной самореализации. И вот, что я услышал в ответ: "Нет, я не чувствую себя казахстанкой ... несмотря на то, что здесь родилась и это моя родина, я не чувствую, что президент и его "программа 2030" что-то делает для людей обычных

и простых. Я вижу постоянно, что у нас везде коррупция ... пойти в налоговую, пойти в финполицию, финконтролъ, везде надо дать на карман и везде казахские фамилии. Никакие мы не казахстанцы. Почему- то так получается, что все руководящие должности должны занимать или казахи или корейцы, а русские нет. Я вот в суд хожу, все судьи вышли из залов на перекур, все казахи. О чем здесь еще можно говорить?

Какие казахстанцы? А русские где? Только прислуживают и моют полы. Все учителя русские. Все домработницы. 70 школ в городе и в 68 из них казахи директора. И ждут, когда эти двое на пенсию уйдут". О том, что это не уникальное мнение отдельного человека, свидетельствуют некоторые ответы из упоминавшегося опроса 2006 г. Тогда только 17,1% респондентов были удовлетворены возможностями карьерного роста и 18% - справедливой оценкой своих заслуг. При этом 25% опрошенных полагали, что русские в России живут лучше их. Вряд ли можно в данном случае говорить о прямом свидетельстве распространенности миграционных настроений, но и их также нельзя сбрасывать со счетов. Так, 47,4% респондентов склонялись к переезду в Россию в рамках программы переселения соотечественников

Сегодня мы знаем о трудностях реализации этой программы, о немногочисленности среди ее участников переселенцев из Казахстана. Однако примерно 30% опрошенных говорили нам, что периодически подумывают о переезде в Россию. Главное, что их останавливало - отсутствие реальных перспектив и возможностей сделать это. В заключение отметим, что значительная часть казахстанских русских с трудом видит для себя перспективы жизни и самореализации в рамках существующих в Казахстане социально-экономических реалий. По крайней мере, это относится к тем, кто пытается смотреть на будущее с позиций, формировавшихся в предшествующие, в том числе и советские годы. Но это отнюдь не означает, что какая- то часть этих людей выберет для себя путь миграции из страны. Трудности этого пути известны. Это означает, что большинству русских придется предпринимать дополнительные усилия для успешной реализации своих возможностей, которые сужаются в условиях воздействия изменяющихся экономических, социально-демографических и других факторов.

Наверное, проще это будет сделать молодому поколению, которое входит во взрослую жизнь, усвоив главные на сегодняшний день уроки "правильного" социального поведения: сами по себе личные профессиональные и квалификационные качества еще не гарантируют успеха, не будучи