Смекни!
smekni.com

Проектирование полиграфических предприятий (стр. 8 из 10)

В последнем способе помимо преимуществ (отсутствие муара (ряби) и более плавная тонопередача), присутствуют и недостатки - погрешности воспроизведения контрастных слайдов и наличие микрорисунка, дезинформирующего о кажущейся шероховатости изображенной поверхности. Выведенные пленки нуждаются в тщательной проверке, осуществляемой на специальном световом столе: положите их последовательно одну на другую, посмотрите, не пропало ли что. Особого внимания требуют тексты.

Процесс любой ретуши (механической, химической или электронной) не должен приводить к искажению изображения на фотоформе.

Изготовление фотоформ

Для начала уточним основные понятия: фотоформаи печатная форма.

Фотоформав полиграфических технологиях это изобразительный иллюстрационный или текстовой однокрасочный негатив или диапозитив, подготовленный для копирования (изображение на прозрачной основе) с целью изготовления печатной формы при подготовке оригинала издания к полиграфическому воспроизведению. К фотоформам необходимо отнести не только фотоизображения, но и изображения, изготовленные на прозрачных материалах с использованием непрозрачных красок (материалов), например, чертежи, изготовленные тушью на прозрачной недеформирующейся пленке или диапозитивы, изготовленные на прозрачной пленке лазерным принтером.

Диапозитивэто позитив (позитивное изображение), изготовленный на прозрачной подложке.

Печатная формаэто поверхность пластины (плиты или цилиндра), изготовленной из разных материалов. В качестве материала может служить светочувствительный слой или фотополимер, а также поверхность металла, пластмассы, бумаги, дерева, литографского камня. Печатная форма служит для образования и сохранения изображения в виде участков, воспринимающих печатную краску (печатные элементы) и не воспринимающих краску (пробельные элементы) и передающих ее на запечатываемый материал или передаточное звено, например, офсетный цилиндр, тампон, в процессе печатания.

Выбор фотоформ в полиграфии

При подготовке оригиналов к изданию очень часто издатели пользуются услугами рекламных бюро, дизайн-бюро или репроцентров. Как правило, рекламные бюро имеют свои репроцентры или пользуются услугами одних и тех же репроцентров.

Заказчик может прийти в рекламное бюро с идеей издания, с авторскими оригиналами или с электронной формой издания - с набранным и сверстанным текстом и готовыми цветоделенными иллюстрациями или только с цветными и черно - белыми оригиналами - слайдами, фотографиями, рисунками или электронным изображением компьютерной графики, если, например, планирует напечатать плакат. Во всех случаях заказчик получит фотоформы, которые он отдает в типографию или сам печатает в своей типографии.

Неприятно, конечно, но в типографии фотоформы могут не принять, ссылаясь на некачественность или на несоответствие фотоформы к способу печати.

И, чтобы такие неприятные моменты исключить, заказчик должен ориентироваться в фотоформах и понятно сформулировать свои требования при сдачи заказа на исполнение и претензии при получении выполненного заказа.

Еще лучше, конечно, когда заказчик заранее идет в типографию, где будет печататься заказ и уточняет требования к фотоформам, которые он должен передать в типографию. А для того, чтобы в начале понять, а потом, при заказе фотоформ четко сформулировать свои требования, желательно, чтобы заказчик обладал минимум знаний о фотоформах.

Порядок передачи диапозитивов и требования к ним.

1.Комплекты диапозитивов (текста и иллюстраций) в виде отдельных диапозитивов

Или сверстанных полос или монтажа нескольких полос издания поступают в монтажное отделение вместе с макетом. Комплектность диапозитивов и их качество проверяет мастер участка.

Макет служит эталоном при монтаже.

На макете должны быть указаны: формат бумажного листа, обрезной формат издания, формат живописного поля, ширины каждого поля.

В макете должны быть точно расставлены рисунки и текст с указанием форматов и красочности всех изображений.

При печати книжной продукции необходимо указать место расположения контрольных и сигнальных меток.

2. Размеры изображения на диапозитивах должны быть равны заданным на макете. Допустимое отклонение для изображения форматом до 400 X 500мм - ±0,5мм, для больших форматов - ±1,0мм. Величина отклонения от размера должна быть одинаковой для каждого диапозитива одного комплекта.

Расстояние от края изображения до края листа пленки(линии обреза) должно быть не менее 5 мм.

Размеры изображения контролируют специальной линейкой с миллиметровой шкалой (строкомер).

3. На диапозитивах не должно быть вуали, темных пятен, царапин, точек, заломов основы. Изображение должно быть резким по всей площади пленок и обратным по отношению к оригиналу при просмотре со стороны слоя, несущего изображение.

4. Изображения на диапозитивах всех красок для одного сюжета должны совмещаться по меткам-крестам равной толщины. Толщина меток-крестов должна быть не более 100 мкм. резкость и оптическая плотность растровых точек на диапозитивах должны быть достаточными для копировального процесса.

5. Правильность углов поворота растра на цветоделенных диапозитивах оценивают по характеру рисунка микромуара при совмещении растровых диапозитивов по меткам-крестам: при несоблюдении требуемого угла наклона образуется крупный муар.

Технологический процесс изготовления монтажа диапозитивов

1. На монтажный стол укладывают пленку с миллиметровой сеткой на прозрачной основе и закрепляют липкой лентой. На нее помещают лист прозрачной или полуматовой пленки с высокой размерной стабильностью, размером соответствующим необрезному тиражному листу.

2. На план монтажа наносят общие и приладочные метки-кресты, обрезные углы, метки для фальцовки. При изготовлении плана монтажа для книжной продукции посредине корешкового поля, между первой и последней страницами каждого листа наносят корешковые (листовые, потетрадные) метки.

За краем обрезного поля, в соответствии с изображением ,наносят линии для установки шкал оперативного контроля формного и печатного процессов.

3. При использовании штифтовой приводки на монтажном столе ,параллельно его краю устанавливают планку со штифтами и фиксируют липкой лентой.

4. Расчерченный план монтажа проверяет и утверждает мастер или технолог цеха. Отступления от утвержденного плана монтажа не допускаются.

Полиграфическая корректура

Организация технологического процесса набора и верстки предусматривает несколько контрольных операций, каждая из которых включает три действия: получение корректурной копии (контрольного оттиска), собственно корректуру, т.е. выявление ошибок, допущенных в процессе набора и верстки, и исправление ошибок в текстовых файлах (правку).

· Получение корректурной копии с набора, полученного в текстовом процессоре.

Примечание. Набираемый в текстовом процессе текст сразу же обрабатывается программой правописания, позволяющей обнаружить и исправить в процессе набора допущенные грубые ошибки: если набранное слово не может быть идентифицировано встроенным словарем, оно подчеркивается волнистой красной линией; если же допущена синтаксическая ошибка подчеркивается волнистой зеленной линией. При исправлении подчеркивания исчезают. Какое-то слово может быть набрано правильно, но отсутствовать в словаре. В этом случае можно либо проигнорировать реакцию компьютера, либо добавить это слово в словарь. Вместе с тем проверка орфографии (Spelling) не снимает необходимости получения корректурной копии и последующей издательской корректуры. Действительно, хотя компьютер и умная машина, это не человек. Он может пропустить нераспознаваемые ею ошибки, например, правильные по форме, но ошибочные по существу слова, табличные данные и т.п.

· Читка первой издательской корректуры несет несколько функций:

- Сверка набора с оригиналом и исправление замеченных опечаток;

- Проверка текста техническим редактором на отсутствие противоречий, правильность ссылок, исправление погрешностей стиля; кроме того, технический редактор составляет список личных имен, названий и сложных слов для корректора;

- Корректор делает стилистическую правку и вносит исправления посредством корректурных знаков в соответствии с ГОСТ 7.62-90.

· Оператор или сам корректор осуществляет правку текста в текстовом процессоре и сохраняет текстовые файлы в заданном формате. При необходимости производится распечатка страниц текста, которые совместно с иллюстрациями (или их шаблонами) используется для изготовления графического макета.

· После импорта текстовых и графических файлов в издательскую программу оператором электронной верстки производится компьютерная верстка в соответствии с графическим макетом (или без него).

· В режиме черновой печати (иллюстрации печатаются с низким разрешением или обозначаются только рамкой) на принтере получают корректурную копию верстки (в случае полного, не сокращенного процесса подготовки издания).

· В результате читки 2-й издательской корректуры корректор вносит незамеченные (не внесенные) в первый раз исправления. Правку желательно проводить без подвижек текста (компенсационная правка), т.к. файлы полос уже существуют.

· Далее макет печатается целиком на лазерном принтере в формате PostScript с высоким разрешением иллюстраций и отсылается на подписную корректуру. Обратно возвращаются чистые листы без исправлений, с подписью корректора на каждом листе. Изменения в макете после подписной корректуры нежелательны.

· Внешний вид издания в целом даёт возможность оценить контрольный оттиск, на котором страницы издания представлены в виде миниатюр по несколько штук на листе.

Изготовление печатных форм

Экспонирование

Коперовщик помещает пластину в копировальную раму, накладывает на нее монтаж эмульсионной стороной к копировальному слою. Изображение на пластине должно быть читаемым.