На первом этапе изучения данной проблемы был проведен теоретический анализ научных исследований.
С появлением Международной ассоциации менеджмента культуры и искусств (АIМАС), в мировом культурном сообществе официально было провозглашено возникновение нового дисциплинарного направления – «Арт-менеджмент» или менеджмент в сфере искусства, который признан наукой третьего тысячелетия.
Менеджмент в сфере искусства очень тесно связан с обществом, в котором он развивается, что многие не понимают и недооценивают. Причем, что очень важно, взгляд на искусство как на эстетические отношения между предметом и потребителем означает, что потребительское поведение становятся частью творческого процесса и исследования в этой области вносят значительный вклад в теорию общего менеджмента.
Менеджмент в сфере искусства, по определению таких исследователей, как Ф. Колбер, И. Эврар, находится «между теоретической структурой (менеджмент) и социальным сектором (искусство)», поэтому он является поддисциплиной, которая существенно отличается от общего менеджмента.
В контексте развития информационного общества как «системной и долгосрочной задачи», а также в целях повышения компетентности и конкурентности уже действующих на рынке труда специалистов во всех без исключения сферах человеческой деятельности весьма актуальным представляется решение ряда проблем в сфере образования и культуры.
Еще раз подчеркнем, что именно рыночные условия бытования современного информационного социума способствуют осознанному пониманию того, что приобретение способности самостоятельно принимать решения деловых проблем требует определенных знаний, умений, навыков, нового экономического мышления, ориентации на ценности и идеалы демократического общества, отечественной и зарубежной культуры. Отсюда ясно, что менеджмент представляет собой самостоятельную область знаний, синтезирующая науку, специализированный вид человеческой активности, опыт, методы и формы управления, организационно-управленческое искусство и инновации, креатив.
Такой подход не мешает воспринимать менеджмент в сфере искусства по-разному - например, как:
1) искусство (т.е. высокая степень умения и мастерства) управлять искусством;
2) искусство управлять интеллектуальными, финансовыми и материальными ресурсами;
3) науку, имеющую свой объект, предмет, совокупность концепций, теорий, принципы, проблемы и методы их решения;
4) деятельность, базирующуюся на системе принципов, функций, методов и организационной структуре управления организацией, соответствующую социокультурным условиям, а также экономико-правовой реальности и т.д.
Важно подчеркнуть, что основной задачей менеджмент в сфере искусства сегодня является и то, что информация, знания, опыт, инновации должны трансформироваться в производительную силу. Именно это позволит обеспечить успешное продвижение услуг, эффективность любой организационной структуры артосферы (например, арт-галереи, художественной школы, музея, библиотеки как просветительского и информационного центра, театра, киноконцертного зала, продюсерского центра и проч.) на художественном рынке, интегрированном в глобальное социо-культурное пространство.
В настоящее время весьма востребованными становятся художественные школы для взрослых. Изобразительное искусство– это прекрасная возможность развить в ребёнке умение воспринимать окружающий мир. Изостудия позволяет окунуться в чудесный мир живописи, развить художественные навыки.
Художественная школа для взрослых разрабатывает программы, которые учат образно мыслить, фантазировать, ощущать мир по-новому. Школа рисования для взрослого поколения позволяет реализовать свой творческий потенциал, который может раскрыться не только в рисовании, но и других проявлениях его стремительно меняющейся жизни. Это счастливая возможность заложить хороший фундамент в развитие личности.
Курсы рисования в художественной школе развивают интерес и любовь к искусству, художественный вкус, умение видеть красоту в жизни и искусстве, не оставаться безучастным к мировосприятию. Обучение рисованию для взрослых определяет культуру творческого мышления человека любой специальности.
Художественная школа для взрослых позволяет вырваться из круговорота дел и повседневных забот, войти в прекрасный мир искусства.
Однако, следует отметить, что подавляющее большинство школ данного типа представляют собой частные образования. И для того чтобы увеличить приток потребителей, занять верхние строчки в рейтингах подобного вида школ, привлечь потенциальных инвесторов, конечно, необходима постоянная работа, направленная на продвижение услуг школы для взрослых.
Из всех существующих видов рекламы, PR и иных способов продвижения услуг особой популярностью пользуется Интернет. Собственный сайт школы для взрослых – это значительная часть работы по продвижению услуг.
Информация о школе, курсах, занятиях; сведения о педагогах, учениках; характеристика перспектив обучения в школе; информация о скидках, акциях и дополнительных услугах; он-лайн расписание, которое формируется в зависимости от пожеланий учеников, наглядные примеры (фото, видеоролики, отзывы и др.), размещенные на сайте, позволяют оперативно отслеживать важную информацию, быть в курсе последних новинок.
Таким образом, цель менеджмента в сфере искусства заключается в том, чтобы обеспечить, заставить, дать возможность тому или иному творческому замыслу, проекту, задумке произойти, случиться. И именно работа менеджеров в данной сфере - создать условия, в которых творческий, художественный проект произойдет и будет поддержан.
1. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. - М.: Дело, 1991.
2. Герчикова И. Н. Менеджмент: Учеб.- М: Банки и биржи ЮНИТИ,1994.
3. Джерелиевская И. К. Аргументы в пользу менеджмента организаций: Продолжение дискуссии на тему «Модернизация менеджмента – нужны ли радикальные меры?» // Справочник руководителя учреждения культуры. – М., 2003. – № 12. – С. 19.
4. Драгичевич-Шешич М. Культурная политика: новая роль администратора и менеджера культуры – роль посредника // Материальная база сферы культуры: Науч.-инф. сб. – М.: РГБ, 1999. – Вып. 2.
5. Драгичевич-Шешич М. Менеджмент в культуре и искусстве // -Первая международная Летняя Библиотечная Школа, 26 июня-7 июля 2000 г.: Сб. материалов. – М.: Рудомино, 2001. – С. 34-56.
6. Друкер, Питер Ф. Энциклопедия менеджмента; Пер. с англ.- М.: ООО «И.Д.Вильямс», 2006.- С.20.
7. Зайцева Н. А. Менеджмент в социально-культурном сервисе. - М.: Изд-во «Академия», 2003.
8. Зеленцова Е., Гладких Н. Творческие индустрии: теории и практики. – М.: Классика XXI , 2008. – 240 с.
9. Игнатьева Е. Л. От менеджмента организаций к менеджменту проектов? // Справочник руководителя учреждения культуры. – М., 2002. – № 6. – С. 7-13.
10. Каплицкая А.А. Аспекты менеджмента и маркетинга в деятельности учреждений сферы культуры. - М.: «Экономика», 2004.
11. Карпухин О.И. Культурная политика и менеджмент. - М.: Изд-во «Экономика», 2004.
12. Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Основы социально-культурной деятельности: Учеб. пособие для вузов культуры и искусств, пед. институтов и сред. спец. учеб. заведений. – М.: Изд. МГУ, 1995. – 133 с.
13. Кошкина М. Негосударственные некоммерческие организации в сфере культуры и искусства. — М.: Композитор, 2002.
14. Кротова Н. В., Клеппер Е. В. История мирового менеджмента: Уч. пособие / Моск. гос. университет культуры и искусств. – 2-е изд. – М.: МГУКИ, 2002.
15. Кудрина Е. Л., Рудич Л. И. Система планирования в организации социально-культурной сферы: Учеб. пособие для студентов учебных заведений культуры и искусства. – Кемерово: КемГИИК, 1997.
16. Кук П. Культура менеджмента и менеджмент культуры // Экология культуры: Инф. бюллетень. – Архангельск, 2002. – № 2 (27). – С. 88-96.
17. Мак-Илрой Э. Культура и бизнес. Путеводитель по фадрайзингу. - М.: Классика XXI , 2008. – 160 с.
18. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования. – СПб., 1997.
19. Мескон М. X., Альберт М., Худоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. - М.: Дело, 1992.
20. Михеева Н. А., Галенская Л. Н. Менеджмент в социально-культурной сфере: (социально-экономические механизмы и методы управления): Учеб. пособие. – СПб.: В. А. Михайлов, 2000.
21. Морозова Е.Я. Экономика и организация предприятий социально-культурной сферы. – СПб.: Михайлов, 2002.
22. Новикова, Г.Н. Технологии арт-менеджмента: Учеб.пособие. - М.: Издательский Дом МГУКИ, 2006. - С.22.
23. Переверзев М.П. , Косцов Т.В. Менеджмент в сфере культуры и искусства. – М.: Инфра-М, 2007 г.
24. Рудич Л. И. Менеджмент социально-культурной сферы. Основы технологии. - Кемерово: Изд-во «Кузбассвузиздат», 2003.
25. Сачук Т. В. Критерии эффективности деятельности учреждений культурно-досуговой сферы // Сайт Псковского областного информационно-ресурсного центра. – 2004.
26. Седлак М. Сущность и содержание теории менеджмента. // Проблемы теории и практики управления. 1997. № 5.
27. Силантьева Г. О. Менеджеры сферы (учреждений) культуры. Кто они? // Ориентиры культурной политики: Инф. сб. – М.: ГИВЦ МК РФ, 2002. – № 5.
28. Социокультурный менеджмент в России на рубеже веков/ Под ред. проф. И.Г. Хангельдиевой. - М.: Изд-во «Международный универсистет», 2005.
29. Столяров И.А. Управление культурой: организационно-экономический механизм.- М.: Изд-во «Экономика», 2005.
30. Суминова, Т.Н. Ноосфера: поиски гармонии.- М.: Академический Проект, 2005.- 448 с.: ил. - (Технологии культуры).