Единственную ошибку, которую совершают родители в это время - это удостоверившись, что ребёнок заболел наркоманией, и это стало очевидным, они начинают самостоятельно лечить такого ребёнка, думая, что если они начнут его запугивать, говорить о том, как это страшно - вкладывать устрашительный момент, надеяться на то, что ребёнок одумается, поймёт и будет стремиться к излечению. В это время надо чётко представлять, что когда у пациента состояние острое, когда у него в голове одна единственная мысль: получить тем или иным способом облегчение, он практически неспособен воспринимать то, что ему говорят посторонние для него люди, не обещающие ему дать наркотики.
Он, практически, не слушает, а самое главное - не способен услышать то, что ему говорят, а тем более внять здравому смыслу. Поэтому в этом периоде необходимо щадящее, обходительное отношение, которое позволит вам хотя бы удержать ребёнка в поле вашего зрения и начать с ним беседу, когда вы увидите его хотя бы некоторое оживление и заинтересованность, которая так или иначе должна привести его к консультации со специалистом, желательно грамотным врачом, который может предложить тот или иной способ разрешения этой проблемы.
Так же не приводят ни к чему попытки посадить ребёнка в изолированном помещении, одеть на него наручники, пристигнуть его к батарее, не выпускать его из дома. К сожалению опыт сотен и сотен родителей, которые рассказывали о попытках таких мер, говорит о том, что ничего положительного они не смогли получить: при первой же возможности ребёнок сбегает, в зависимости от своего характера - иногда путём шантажа, угроз, иногда просто хитрости, и вновь продолжает употреблять наркотики. Если вы убеждены, что ваш ребёнок уже является больным наркоманией, то поверьте мне, даже врачам общей практики, а иногда и психиатрам, не удаётся сколь бы то ни было эффективно помочь пациентам, больным наркоманией, если эта помощь ограничивается беседами, какими-либо посулами, а чаще всего - просто запугиванием и угрозами.
В этой ситуации родители должны сориентироваться и употребить власть для того, чтобы показать этого ребёнка грамотному специалисту, который, во-первых, поможет снять все сомнения и определить, что в этой ситуации можно сделать для вашего ребёнка. Если разговор заходит об общем понимании, что должно происходить и как должно происходить, и если вы убеждаетесь, что ваша беседа ни к какому пониманию не приводит, то вы приходите к крайнему решению. Вы прямо говорите своему ребёнку, что ты уже взрослый человек, ты обладатель своей собственной жизнью, и ты можешь делать со своей собственной жизнью всё, что ты хочешь.
Мы сожалеем, мы сочувствуем, что твоя жизнь может оборваться из-за наркотиков и готовы оказать тебе любое содействие, любую помощь в случае, если ты выскажешь желание с этим справиться. Если нет, то, наряду с правом обладания своей жизнью, ты должен понимать, что это очень четко связано и с той мерой ответственности, которую ты несёшь за свои поступки. Мы заметили, что из дома пропадают вещи. Мы четко представляем себе, что наркотики стоят очень дорого. И если ты регулярно их употребляешь, то ты вынужден любым путём, а чаще всего нечестным, добывать деньги. А проще говоря, наверняка, в твоём поведении присутствует воровство.
К сожалению, мы должны тебе сказать, что за все эти поступки, так или иначе, ты должен нести ответственность. Кроме того, мы достаточно любим тебя, мы любим твою жизнь, но это ни в коей мере не может повлиять на то, чтобы мы отказались от своей собственной жизни. И, прости, но мы не можем тебе позволить убивать нас. Поэтому, если в этом выборе ты склонишься к выбору наркотиков, то это противоречит правилам в нашей семье, и тебе придётся покинуть нашу семью, что поможет наносить нам как можно меньший вред. Конечно мы переживаем из-за этого, конечно нам будет очень больно, но прости - позволять тебе убивать нас мы не будем.
По сути дела - эта формула беседы с вашим ребёнком, в которой, так или иначе вы должны добиться того, что ребёнок согласиться пойти на консультацию к специалисту, или хотя бы получить информацию о путях преодоления зависимости от наркотиков, и может быть что-нибудь покажется для него привлекательным, интересным, доступным. В этой ситуации вы должны сохранить хладнокровие, последовательность и, в определённой мере, жесткость. Если вы не предпринимаете такой меры, такого разговора, то вы только продлеваете агонию. Наркомания сама по себе не излечивается, её не излечивают запугивания и разъяснительные беседы, и развязка наступит так или иначе, вне зависимости от вас. Хотелось бы, чтобы вы научились и использовали и свой авторитет, и свою любовь, и определённую твердость для того, чтобы однозначно привести ситуацию к тому, чтобы ребёнок согласился пойти на лечение или, хотя бы, на консультацию к специалисту.
Вот, что говорит одна бывшая наркоманка: "Я, как человек, который когда-то принимал наркотики, очень хочу сказать, что же такое наркомания. Итак, твоя зависимость от наркотиков - это постоянное, абсолютно непреодолимое желание принять его. Для человека, который не знает, что это такое, это можно сравнить с жаждой или с голодом. Когда вы хотите пить - вы терпите час, когда вы хотите ещё - вы терпите два часа, когда вы хотите пить день - вы пьёте из лужи или чего угодно для того, чтобы удовлетворить свое желание.
Желание принять наркотик во много раз сильнее этого, и, на самом деле, человек, который принимает наркотики испытывает его постоянно, и он становится под этим желанием - оно контролирует его поступки, мысли, оно контролирует его жизнь. На самом деле, когда ты принимаешь наркотики в твоей жизни, кроме этого ничего не происходит. Твоя жизнь заключается в том, что ты идешь, находишь наркотики, принимаешь их, забываешься на какое-то короткое время, потом это повторяется снова. Как сказал Уильям Бироуз, который сидел 15 лет на героине - это катание опиумного шарика вокруг собственного носа. На самом деле тебе кажется, что твоя жизнь чем-то занята, но в ней не происходит ничего, и ты действительно только принимаешь наркотики. И это твоя зависимость. И поэтому ты раб. Ты служишь коварному и жестокому господину. И от этого ты становишься не просто несчастным - ты становишься просто мёртвым. На самом деле это боль, страх, ненависть, потери и это, ещё раз повторю, катание опиумного шарика вокруг собственного носа."
Сейчас я хочу обратить внимание родителей на то, что когда мы говорим о наркомании, речь идёт не только о тех людях, детях, подростках, которые уже заболели наркоманией, а в большей степени наша настороженность должна быть ориентирована на тот период жизни детей, когда они ещё не употребляют наркотики, а может даже и ещё ничего о них не слышали. Вы догадываетесь, что речь идёт о малолетних детях, буквально это касается 5, 6, 7 и 8 летних детей. Почему? Потому что, к сожалению, практика Фонда Спасения Детей и Подростков от наркотиков показывает, что детей в возрасте 7, 8, 9 лет родители уже заметили в употреблении наркотиков.
Поэтому от того, как вы начнёте готовить своего ребёнка к встрече с этим злом (а он неизбежно с ним столкнется, поскольку распространенность наркомании в Российской Федерации чрезвычайна и этому вряд ли стоит искать дополнительных подтверждений). Лучше, если правду о наркотиках он узнает от вас самих, то есть от родителей, а не в подворотне, или в школе, или среди своих сверстников (а может быть от старших детей, которые будут предлагать ему вылечиться, решить свои проблемы химическим путём, обещая ему рай и, естественно, не предупреждая о тех опасностях, о той угрозе, которые наркотики могут принести в жизнь этого ребёнка).
Беседу с ребёнком вы начинаете без элементов морализаторства или нравоучений, а чисто в образовательном плане. Вы начинаете разговор о наркотиках. И для этого вы можете поинтересоваться у вашего ребенка, знает ли он, что такое наркотики, знает ли он названия наркотиков. Где и когда он услышал об этом. Не удивляйтесь и не обескураживайтесь, если ребёнок скажет вам, что он уже слышал какую-то информацию или видел что-то по телевидению, и как бы совершенно незаинтересован в этой теме потому, что его это не касается.
Вы можете пропустить это заверение мимо ушей и продолжить разговор с вашим ребёнком, рассчитывая на то, что вы являетесь примером для подражания для вашего ребёнка, и, безусловно, - любви. И то, что вы сможете заложить в него в виде информации во многом будет сопровождать его дальнейшую жизнь, и уж, во всяком случае, сделает его более осторожным при восприятии тех посулов, которые будут делать ему распространители наркотиков. Эту беседу в можете превратить, в какой-то мере, в игру. После предварительного собеседования (после того, как вы убедитесь, что ребёнок понимает и знает о том, что наркотики стоят очень дорого, что случайно найти их невозможно, что это поле деятельности наркобизнеса, который зарабатывает на этом колоссальные суммы), вы невзначай подводите его к одному из главных вопросов, который вы формулируете таким образом: "Как ты думаешь, почему вначале детям, или вообще людям предлагают наркотики попробовать бесплатно, не беря за это никаких денег".
Попытайтесь на этом вопросе задержаться - пусть ребёнок фантазирует, обдумывает этот вопрос. И в конечном итоге вы, незаметно для него самого, приведёте его в определённой мере к сомнению: а действительно, почему? Наркотики ведь стоят очень дорого. И вы можете обсудить это конкретно, ведь сегодня один день жизни наркомана стоит для него от 50 до 250 долларов (в зависимости от наркотика и дозы, которую он употребляет), то для ребёнка 7-8 лет эта сумма просто фантастическая. И тем не менее вы говорите, что совершенно точно знаете, что первая проба наркотиков, как правило, даётся бесплатно. Вот если вам удастся посеять сомнение на этот счёт у ребёнка, то вы начинает достигать своего успеха.