Папирус Эберса
Обнаруженный в Фивах в 1872 г., папирус Эберса представляет собой медицинскую энциклопедию древних египтян. В нем содержится более 900 прописей лекарств для лечения болезней желудочно-кишечного тракта, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, нарушений слуха и зрения, разного рода инфекционных процессов и глистных инвазий. Папирус склеен из 108 листов и имеет длину 20,5 м. Египетские врачеватели пользовались мазями, пластырями, примочками, микстурами, клизмами и другими лекарственными формами. Основами для приготовления лекарств служили молоко, мед, пиво, вода священных источников, растительные масла. Некоторые прописи содержали до 40 компонентов, многие из которых не удается пока идентифицировать, что затрудняет их изучение. В состав лекарств входили растения (лук, гранат, алоэ, виноград, финики, снотворный мак, лотос, папирус), минеральные вещества (сера, сурьма, железо, свинец, алебастр, сода, глина, селитра), а также части тела различных животных. Вот пример прописи мочегонного средства: пшеничной крупы - 1/8, плодов шед - 1/8, охры - 1/32, воды - 5 частей. Готовить лекарство рекомендовалось ночью и пить четыре дня. Прием некоторых лекарств сопровождался магическими обрядами в виде заклинаний и заговоров.
Родина косметики
В папирусе Эберса приводятся прописи лекарств для разглаживания морщин, удаления родинок, окраски волос и бровей, усиления роста волос. Для защиты от палящего солнца египтяне обоего пола обводили глаза зеленой пастой, содержащей сурьму и жир. Глазам при этом придавалась миндалевидная форма. Женщины Египта румянили щеки и красили губы. По-видимому, египтяне первыми ввели в употребление парик, который надевали на коротко остриженные волосы. Парик состоял из большого числа туго переплетенных косичек. Он заменял головной убор и косвенно способствовал борьбе со вшивостью. Современные косметические египетские фирмы, стремящиеся на российский рынок, пытаются возродить многие древние прописи, рекламируя омолаживающее действие древних мазей, пластырей, примочек.
Большое значение древние египтяне придавали соблюдению гигиенических правил. Религиозные законы предписывали умеренность в пище и опрятность в быту. Описывая обычаи египтян V в. до н. э., Геродот свидетельствует: «Египтяне пьют только из медных сосудов, которые чистят ежедневно. Платье носят полотняное, всегда свежевымытое, и это составляет для них предмет большой заботы. Обрезают волосы и носят парики, чтобы избежать вшей... ради чистоты, предпочитая быть опрятными, нежели красивыми. Жрецы через день стригут себе волосы на всем теле для того, чтобы не иметь на себе ни вши, ни какой-либо иной скверны во время служения богам. Одежда жрецов только полотняная, а обувь из папируса. Моются они два раза в день и два раза в ночь». По-видимому, не случайно древние греки считали египтян основателями «предупредительной» медицины.
Обучение врачеванию
Передача медицинских знаний в Древнем Египте была тесно связана с обучением иероглифическому письму в специальных школах при храмах. В этих заведениях царила строгая дисциплина и в ходу были телесные наказания. В крупных храмах городов Саис и Гелиополь существовали высшие школы, или Дома жизни. Наряду с медициной в них обучали математике, архитектуре, ваянию, астрономии, а также тайнам магических культов и обрядов. Дома жизни многими исследователями рассматриваются как предшественники университетов последующих эпох.
Учащиеся Домов жизни овладевали искусством каллиграфии, стилистики и ораторского мастерства. Здесь хранились и переписывались папирусы. До нас дошли лишь третьи или четвертые списки древних оригиналов. Образованного человека, а врач должен был быть таковым, египтяне называли «знающий вещи». Существовал определенный объем знаний, который позволял египтянам узнавать «знающего по знанию его».
Врачебная деятельность в Древнем Египте подчинялась строгим моральным нормам. Соблюдая их, врач ничем не рисковал, даже при неудачном исходе лечения. Однако нарушение правил жестоко каралось вплоть до смертной казни. Каждый египетский врач принадлежал к определенной коллегии жрецов. Больные обращались не непосредственно к врачу, а в храм, где им рекомендовали соответствующего врача. Гонорар за лечение выплачивался храму, который содержал врача.
Правители многих стран приглашали на службу ко двору египетских врачей. Геродот приводит такое свидетельство: «Персидский царь Кир II Великий просил у фараона Амасиса прислать ему «лучшего в целом Египте» глазного врача. Врачебное искусство разделено в Египте таким образом, что каждый врач излечивает только одну болезнь. Поэтому у них полно врачей: одни лечат глаза, другие голову, третьи зубы, четвертые желудок, пятые внутренние болезни».
Геродот пишет о Египте V в. до н. э. К тому времени его древняя культура насчитывала не менее трех тысячелетий своей истории. Страна пережила нашествия многих завоевателей, и былое великолепие клонилось к естественному закату. Однако огромное влияние Египта на развитие культуры и медицины народов Европы, Азии и Африки еще оставалось в силе. Родина Геродота Древняя Эллада только вступала на путь исторического расцвета. Преемственность египетской медицины хорошо отражена Гомером в «Одиссее». Заботясь о здоровье и силе духа царя Менелая, Елена
«... подлить вознамерилась соку, Гореусладного, миротворящего, сердцу забвенье Бедствий дающего... Диева светлая дочь обладала там соком чудесным; Щедро в Египте ее Полидамна, супруга Фоона, Им наделила; земля там богатообильная, много Злаков рождает и добрых, целебных, и злых, ядовитых; Каждый в народе там врач, превышающий знаньем глубоким Прочих людей, поелику там все из Пеонова рода». (Перевод с древнегреческого В. А. Жуковского) |
На полях сражений
Большую роль в накоплении сведений в Древнем Египте ирали военные врачи, сопровождавшие египетское войско в походах. На гробницах сохранились изображения операций на конечностях. В списках с папируса обожествленного врача Имхотепа даются четкие указания по лечению ран мягких тканей, технике перевязок, а также по выполнению наиболее частых хирургических операций того времени: обрезание и кастрация. Все ранения делились по прогнозу на излечимые, сомнительные и безнадежные. Врачебная этика того времени требовала открытого сообщения пациенту предполагаемого исхода лечения одной из трех фраз: «Это болезнь, которую я могу вылечить; это болезнь, которую я, может быть, смогу вылечить; это болезнь, которую я не смогу вылечить».
В тех случаях, когда излечение было возможным, в папирусе Имхотепа даются четкие указания тактики врачевания: «Скажи ты тому, у кого зияющая рана на голове: «Это болезнь, которую я буду лечить». После того, как ты зашьешь ему рану, в первый день положи на нее свежее мясо и не бинтуй ее. Заботься о нем до тех пор, пока пройдет время его болезни. Лечи рану жиром, медом, корпией, пока больной не поправится».
При лечении переломов египетские врачеватели применяли деревянные лубки или бинтовали поврежденную конечность льняной тканью, пропитанной затвердевающей смолой. Такие шины обнаружены на египетских мумиях. Они во многом близки современным гипсовым повязкам.
Уринотерапия
В Древнем Египте моча находила довольно широкое применение в качестве лечебного средства. У Геродота есть описание не совсем ординарного случая уринотерапии: «По смерти Сезостриса царскую власть наследовал сын его Ферон, который ослеп... заболев глазами. Десять лет он был слепым; на одиннадцатом году царь услышал слово оракула в городе Буто, что время наказания его истекло, что он прозреет, если промоет глаза мочой женщины, которая имеет сношения только с мужем и никакого другого мужчину не имеет. Он прежде всего испытал мочу собственной жены и, когда не прозрел, подверг испытанию всех женщин подряд, пока наконец не прозрел. Тогда он собрал всех женщин, которых испытывал, кроме той, от мочи которой он прозрел, в одно место, именуемое теперь Красным полем, и всех их там сжег; на той женщине, от мочи которой прозрел, царь сам женился». Так в Древнем Египте одновременно был получен лечебный эффект и проведена экспертиза супружеской верности.
В папирусе Эберса гинекологический раздел содержит сведения о распознавании сроков беременности, пола будущего ребенка, а также «женщины, могущей и не могущей родить». Берлинский и Кахунский папирусы описывают простой способ определения пола будущего ребенка. Предлагается смочить мочой беременной женщины зерна ячменя и пшеницы. Если первой прорастет пшеница - родится девочка, если ячмень - мальчик. Американские исследователи из Джорджтаунского университета провели такие пробы и получили статистически значимое подтверждение их эффективности. Однако рационального объяснения этот факт пока не имеет.
В Древнем Египте страдали от зубной боли
Исключительно популярной в Древнем Египте была профессия зубного врача. Это и понятно, так как исследование мумий показало широкое распространение у египтян тяжелых воспалительных заболеваний надкостницы, десен и зубов. Даже у фараонов, при которых находились лучшие египетские стоматологи того времени, обнаружены поражения челюстей и выпадение зубов. По-видимому, тогда еще не были известны такие вмешательства, как пломбирование кариозных полостей и протезирование зубов золотом или другими металлами. Единственным свидетельством использования золота в древнеегипетской зубоврачебной практике является накладка двух нижних моляров, соединенных между собой тонкой проволокой по линии шеек обоих зубов.
Лечение болезней зубов в Древнем Египте проводили в основном консервативно, прикладывая к больному зубу или деснам различные пасты. В папирусе Эберса имеется 11 прописей таких лекарств. По мысли составителей, эти пасты должны были оздоравливать полость рта, укреплять зубы, снимать воспаление десен (парадонтоз) и зубную боль. Многие из прописей паст папируса Эберса современные египетские фармацевты воспроизвели и рекомендуют для лечения распространенного в наше время парадонтоза, ведущего к выпадению зубов.
Современная фармацевтическая промышленность Египта и ее научная база принадлежит государству. Существуют лишь единичные частные фармацевтические фирмы, которые поставляют лекарства на российский рынок медикаментов. Учитывая, что ряд древнеегипетских лекарств прошли испытание временем и вполне допустимы для использования в наше время, египетские медики и фармацевты проявляют большой интерес к разработке на их основе современных лекарственных средств. Уже внедрены в практику слабительные, мочегонные, противовоспалительные, противоревматические и другие средства с компонентами древних египетских прописей.