Смекни!
smekni.com

Блокаторы b-адренорецепторов (стр. 1 из 3)

Лечение артериальной гипертонии: блокаторы b-адренорецепторов

В 1948 г. Ahlquist описал существование a- и b-адренорецепторов. В 1958 г. появилось первое сообщение о возможности с помощью фармакологических средств блокировать b-адренорецепторы. Началом клинического применения b-блокаторов можно считать 1964 г., когда была опубликована статья B. Prichard и P. Gillam о лечении артериальной гипертонии (АГ) пропранололом. Во многих странах b-адреноблокаторы являются препаратами первого ряда для лечения АГ, причем впервые это было отмечено в методических рекомендациях ВОЗ в 1983 г. В настоящее время в распоряжении клиницистов имеется широкий выбор препаратов этой группы, которые различаются по своим фармакологическим (табл. 1) и фармакокинетическим (табл. 2) свойствам.

Фармакологические свойства

До настоящего времени нет общепринятой классификации b-адреноблокаторов (см. табл. 1). Обычно их разделяют на группы в зависимости от их селективности, наличия внутренней симпатомиметической, мембраностабилизирующей и вазодилатирующей активности [2, 3].

Селективность

Принято разделять b-адреноблокаторы в зависимости от способности блокировать только b1- или b1- и b2-рецепторы на селективные и неселективные, при этом выраженность селективности у препаратов значительно варьирует. Так, если принять соотношение способности блокировать b1b2-рецепторы у пропранолола за 1, то для метопролола это соотношение составит 6, для атенолола – 9, бисопролола (Конкора) – 12. Однако следует учитывать, что такая селективность относительна, так как в тканях обычно содержатся рецепторы обоих типов, но преобладает лишь один из видов, кроме того, b-адреноблокаторы действуют на оба типа рецепторов, но на один из них сильнее. Поэтому при применении больших доз проявление селективности может уменьшаться. Кардиоселективность не столько обеспечивает терапевтический эффект, сколько может уменьшать выраженность нежелательных и побочных эффектов.

Частичный агонистический эффект (внутренняя симпатомиметическая активность)

Некоторые b-адреноблокаторы, блокируя действие природных агонистов, сами обладают способностью стимулировать b1- и/или b2-рецепторы. Это обусловливает особенности действия таких препаратов на сердце и сосуды. Они не снижают сердечный выброс, частоту сердечных сокращений (ЧСС), уровень ренина в крови. При их применении в меньшей степени выражены бронхоспазм, метаболические нарушения и ухудшение периферического кровоснабжения. Кроме того, при их применении происходит значительное снижение плотности b-адренорецепторов, поэтому при внезапном прекращении терапии синдром отмены может быть менее выражен, чем при использовании препаратов, не имеющих внутренней симпатомиметической активности. В то же время не рекомендуют использовать препараты с внутренней симпатомиметической активностью при лечении больных, имеющих сочетание гипертонии и ишемической болезни сердца (ИБС), так как они не имеют кардиопротективных свойств, не способны предотвращать внезапную смерть от аритмий.

Так, в частности, в исследовании IPPPSH (International Prospective Primary Prevention Study of Hypertension) не выявлено каких-либо преимуществ окспренолола по сравнению с другими видами терапии в отношении первичной профилактики сердечно-сосудистых осложнений у 6357 больных в возрасте 40–64 лет [4].

Некоторые различия в эффектах b-адреноблокаторов в зависимости от наличия у них внутренней симпатомиметической активности представлены в табл. 3.

Вазодилатирующий эффект

Некоторые препараты, помимо b-адреноблокирующих свойств, обладают способностью блокировать и a-адренорецепторы. Последнее не только обеспечивает более выраженное снижение артериального давления (АД) за счет снижения тонуса гладкой мускулатуры сосудов, но и уменьшает выраженность побочных эффектов.

Мембраностабилизирующий эффект

Мембраностабилизирующий эффект обусловливает антиаритмические свойства b-адреноблокаторов. Выраженность этого эффекта не коррелирует с антигипертензивным действием. Более того, соталол, который является наиболее эффективным антиаритмическим препаратом, не оказывает значимого влияния на АД. Учет мембраностабилизирующего эффекта необходим для выбора того или иного препарата в определенных клинических ситуациях.

Биодоступность

Биодоступность (количество активного вещества, которое всасывается из места введения из лекарственной формы, достигая системного кровотока, откуда оно поступит к месту действия и даст свой эффект) у препаратов типа пропранолола и алпренолола низкая (10–30%), а у препаратов типа бетаксолола, бисопролола, пенбутолола, пиндолола высокая (достигает 80–100%).

Различия в биодоступности зависят от многих причин. Одна из них – это наличие эффекта первичного прохождения через печень (способность препаратов метаболизироваться печенью в процессе всасывания с образованием активных или неактивных метаболитов), характерное в основном для липофильных препаратов. Если метаболиты неактивны и нетоксичны, то это не имеет клинического значения, если же метаболиты активны, как, например, у пропранолола, ацебутолола, алпренолола, то их активность следует учитывать при оценке суммарного действия препарата.

Пути выведения

Липофильные препараты (пропранолол) выводятся преимущественно путем метаболизма в печени, а гидрофильные (атенолол) – почками. В соответствии с этими данными должны корректироваться дозы при поражении печени для липофильных препаратов и при поражении почек для гидрофильных. Необходимо учитывать, что с возрастом может изменяться клиренс веществ через почки и возникнуть необходимость уменьшения доз гидрофильных препаратов. В то же время некоторые препараты (бисопролол, ацебутолол, пиндолол) способны выводиться и через печень, и через почки. Таким образом, снижение функциональной способности одной из систем меньше влияет на их выведение, а их применение может быть в ряде случаев более предпочтительным.

Липофильность

Способность растворяться в жире определяет возможность препарата проникать через гематоэнцефалический барьер. Это может оказывать двоякий эффект. С одной стороны, это обусловливает появление такого нежелательного эффекта как депрессия, с другой – может оказывать благоприятное действие на центры блуждающего нерва в головном мозге и снижать частоту смертельных исходов у больных ИБС, перенесших инфаркт миокарда, обусловленный аритмиями.

Некоторые из препаратов являются высоколипофильными (лабетолол, пропранолол, пенбутолол), умеренно липофильными (метопролол, преналтерол, тимолол, окспренолол, бисопролол), некоторые – высокогидрофильными (атенолол, ксамотерол, соталол, прокталол, нодалол), некоторые – умеренно гидрофильными (целипролол, бетаксолол, ацебутолол, пиндолол).

Так, неселективный липофильный препарат пропранолол реально ухудшает качество жизни мужчин с АГ, а гидрофильный селективный атенолол его улучшает. В последнее время полагают, что скорее не липофильность, а отсутствие селективности может определять эти нежелательные эффекты со стороны ЦНС. Новые медленно высвобождающиеся формы препаратов оказывают существенно меньшее побочное действие, не вызывают выраженных колебаний концентрации в плазме крови, а эффекты со стороны ЦНС больше обусловлены значениями максимальной концентрации, чем ее средним уровнем. Не выявлено различий в общем самочувствии и субъективных симптомах у больных с АГ, леченных двумя селективными препаратами – гидрофильным атенололом и липофильным метопрололом в лекарственной форме с контролируемым высвобождением.

На кинетику высоколипофильных препаратов могут влиять такие факторы, как курение, прием других препаратов, вызывающих индукцию (рифампицин, фенобарбитал, фенитоин) или ингибирование (циметидин) метаболизирующих ферментов системы цитохрома Р-450, ускоряя или замедляя соответственно их выведение. Эти факторы не оказывают или имеют незначимое влияние на кинетику гидрофильных, умеренно гидрофильных и умеренно липофильных препаратов, что не требует корректировки их доз.

Механизм антигипертензивного действия b-блокаторов сложен и неоднозначен у разных препаратов. Однако все они приводят к более или менее выраженному снижению сердечного выброса за счет отрицательного инотропного (снижение сократимости) и отрицательного хронотропного (снижение ЧСС) эффектов. Важно, что возникающее при этом, особенно в начале терапии, повышение общего периферического сопротивления сосудов (ОПСС) всегда выражено существенно меньше, чем должно было бы быть для данной величины сердечного выброса, что и обеспечивает снижение АД. При длительной терапии выраженность повышения ОПСС становится еще меньшей или вообще исчезает.

Эти гемодинамические эффекты обусловлены способностью препаратов блокировать высвобождение ренина, а в связи с этим уменьшать секрецию ангиотензина и альдостерона, повышать чувствительность барорецепторов каротидного синуса и дуги аорты, уменьшать высвобождение норадреналина из окончаний постганглионарных симпатических нервных волокон, снижать активность сосудодвигательных центров головного мозга (липофильные препараты).

Важным отличием от других антигипертензивных препаратов является способность b-адреноблокаторов уменьшать выраженность прироста АД и ЧСС в ответ на физическую нагрузку и другие стрессорные влияния. Это позволяет увеличить хронотропный и инотропный резерв сердца, значительно снизить потребность миокарда в кислороде, что приводит к увеличению физической работоспособности больных и уменьшению выраженности ишемических изменений, вызванных физической нагрузкой. Это свойство b-адреноблокаторов дает преимущество перед остальными препаратами в плане использования их для больных стенокардией.