Смекни!
smekni.com

Декларация или алгоритм новой школы (стр. 2 из 2)

Пока мы говорили о вопиющем. А что в 27% благополучных по нашим понятиям школах, все благополучно?! Неблагоприятный микроклимат, низкий уровень освещения. Я сам наблюдал, как в Коми учитель вынужден был обращаться к главе республики за помощью - ему на год выдают только две лампочки. Он человек сильный, волевой - своего добьется. Но вот решит ли задачу, куда девать перегоревшие люминесцентные лампы - их не выбросишь просто так на помойку. Мебель в наших школах до 40% не соответствует размерам тела школьников. Использование современных отделочных материалов - очередная проблема. Сплошь и рядом срабатывает принцип: "не гонялся бы ты, поп, за дешевизной". Даже при наличии гигиенических сертификатов, линолеум или панели начинают выделять такое количество токсинов...

Компьютеры и компьютеризация - обширное поле деятельности для гигиенистов и санитарных врачей. Даже в Москве проведенная санэпидемнадзором оценка школьных компьютеров была просто ошеломляющей. Большая часть этой техники (у меня нет под рукой точных цифр, но что-то около 80%) превышала все допустимые пределы уровня излучения. И сейчас принимается специальное постановление правительства Москвы о переоснащении школ. А к этому, опять нерациональные нагрузки на ребенка, чаще - добровольные, особенно в элитных образовательных учреждениях: и 45 мин, и спаренный урок, и пр.

Ф. Эр.: "Во избежание чрезмерного утомления количество требуемой от человека работы, степень ее трудности, а равно и распределение ее по часам дня должны быть согласуемы с утомляемостью данного субъекта. ...целые группы населения относительно распределения своего времени находятся в зависимости от других (учащиеся дети). Для таких людей максимальная продолжительность рабочего времени, а равно и продолжительность и время перерывов в работе должны быть устанавливаемы законом или особыми правилами"

Уже сегодня законодательно закреплено, что подлежат обязательной экспертизе, оценке, созданию соответствующих условий виды деятельности, которые могут оказывать отрицательное воздействие на развитие социального здоровья. И если раньше это были особые факторы: радиация, вредные производства, пищевые объекты и т.д., то сегодня образовательная деятельность уже законно значится как потенциально опасная для социального здоровья.

Оптимизм вселяет то, что в последней редакции закона о санэпидблагополучии населения 1999г. четко записано, что все новые технологии, в том числе и образовательные, которые потенциально могут нанести вред здоровью, обязательно разработчики или пользователи должны предоставлять материалы, обоснованные, аргументированные, об их безвредности для состояния здоровья человека. То есть, все, что в школе осуществляется, все должно быть сертифицировано. И родители здесь тоже должны проявлять определенную настойчивость и озабоченность. Ведь, когда ребенок попадает в элитную школу, чаще всего, родители счастливо успокаиваются, в лучшем случае их беспокоят новые занавески в класс или наличие охранника при входе, а не по каким технологиям учат их детей, и не велики ли на них нагрузки и т.д.

Ф. Эр.: "Утомляемость различных людей зависит от возраста, пола, большей или меньшей уравновешенности характера или настроения, состояния здоровья и пр.: дети в общем легче и быстрее утомляются, чем взрослые люди; у слабых, болезненных, находящихся под нравственным гнетом субъектов утомление наступает быстрее"

Картина получается весьма безрадостная. Но решения проблем, безусловно, есть. Наш институт стоял у истоков уже разработанной программы и продолжает развивать ее. В целом ряде регионов уже сейчас мы проводим ряд оздоровительных и корегиррующих мероприятий. Они доказывают, что до 80% детей можно оздоровить именно в школе. Нужно только хотеть этим заниматься и готовить соответствующим образом образовательный коллектив. Прошли времена, когда педагоги могли сказать, что школа - "это не поликлиника". Теперь два закона (и закон об образовании, и закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии) говорят о том, что школа должна обеспечивать и нормальные условия, не приносящие вред здоровью, и условия, обеспечивающие оздоровление детей.

Самые лучшие образцы - это новые школы, открываемые по московской правительственной программе. Запланировано (чуть ли не в каждом столичном округе) открытие школы, где будут концентрироваться дети, имеющие хронические заболевания. Это настоящие оздоровительные центры с мощнейшими физиотерапевтическими комплексами. Здесь есть и ингалятории, и соляные пещеры, и массажные кабинеты, и электросон, различные водные процедуры, фитотерапия. Комплексы оздоровительных мероприятий, пусть в несколько усеченном виде, вполне реальны и в обычной школе обычного города. Мне приходилось бывать в рядовой типовой школе, где директор школы озабочен проблемами здоровья своих учеников. Он находит и педиатров, контактирует с Архангельским медицинским университетом. Там проводятся все эти процедуры. Нарушение осанки, заболевания желудочно-кишечного тракта - предупреждать и лечить это можно в школьных условиях.

И еще один момент. При всем моем положительном взгляде на урок ОБЖ, мне кажется, он сдвинут в сторону армии, в направлении освоения экстремальных ситуаций. А ведь ребенок гораздо чаще оказывается в столкновении с обыденной, но не менее опасной жизнью. Ребенок не знает, что для сохранения нормального состояния и здоровья надо спать определенное время, регулярно и сбалансированно питаться, что это биологические потребности, несоблюдение которых ведет к серьезным последствиям. Нет в этих программах гигиенических истин. И биологические дисциплины, впрочем, тоже должны у наших детей формировать культ здоровья.

Будем стоять на строгом соблюдении действующих санитарных норм, и никакая реформа не может нас заставить отказаться от средств, которые направлены на защиту здоровья детей.

Безусловно, двумя беседами мы не исчерпали всего круга вопросов, что ставит перед нами эта тема. Ее развитие будет в следующих номерах.

Список использованной литературы:

Журнал "Экология и жизнь". Статья Н. Токаревой.