Повреждения головы и лица возникают от удара о руль, ветровое стекло и его раму, панель щитка приборов управления, стойки и другие части кабины. При ударе о ветровое стекло или стекло дверц, вследствие их повреждения на лице и голове возникают многочисленные резаные раны различной формы, величины и глубины, иногда в сочетании с обширными скальпированными ранами волосистой части головы. Они располагаются на наиболее выступающих частях лица – на лбу, в области надбровных дуг, на носу, губах, подбородке и реже на щеках. В глубине резанных и скальпированных ран, как правило, обнаруживаются осколки разбитых стекол. У пассажиров кабины иногда в результате удара о панель щитка приборов управления на передней поверхности шеи возникают ссадины и кровоподтеки, сопровождающиеся кровоизлияниями в глубокие мягкие ткани, переломами хрящей, подъязычной кости и повреждениями органов шеи. Повреждения мягких тканей грудной клетки у пассажиров возникают значительно реже, чем у водителей.
У водителей и пассажиров кабины почти одинаково часто наблюдаются повреждения мягких тканей передних поверхностей коленных суставов или верхней трети голеней, образующихся вследствие удара о щиток приборов управления. Они проявляются в виде поперечно расположенных ссадин, чаще линейной формы, иногда с кровоподтеком вокруг, или реже в виде ушибленных разной формы и размеров.
Повреждения головы у пострадавших в кабине автомобиля сопровождаются переломами костей черепа и повреждениями оболочек и вещества головного мозга. Переломы костей черепа возникают от удара головой о части кабины, переломы костей черепа могут быть закрытые и открытые, изолированные или сочетанные, вдавленные или оскольчатые. Большинство из них закрытые, изолированные, с более частой локализацией в области основания черепа.
При ударе лицом о руль, стойку кабины, раму ветрового стекла или ветровое стекло у водителей и пассажиров наряду с переломами костей черепа довольно часто возникают переломы костей лицевого скелета и повреждения зубов. Чаще других костей лица отмечены переломы нижней челюсти. В большинстве случаев они открытые, располагаются в вертикальном направлении по передней ее поверхности между первыми или первым и вторым зубами. Линия перелома всегда зубчатая, неровная. Эти переломы часто сопровождаются разрывами слизистой оболочки десен, а иногда и губ. Переломы верхней челюсти и костей носа в основном открытые и многооскольчатые.
Одновременно с переломами костей черепа у пострадавших в той или иной степени наблюдаются повреждения оболочек, вещества головного мозга и их сосудов, с которыми связаны последующие подоболочечные кровоизлияния и кровоизлияния в вещество и желудочки головного мозга.
В происхождении повреждений внутренних органов основное значение имеет удар телом о расположенные спереди части и механизмы кабины автомобиля. Сила удара при травме в кабине меньше, чем при других видах автомобильной травмы. Поэтому явления общего сотрясения тела в подобных случаях выражены слабее, причем у водителей меньше, чем у пассажиров.
В зависимости от характера все повреждения внутренних органов могут быть подразделены на ушибы, разрывы, размозжения и отрывы. Ушибы и разрывы ткани легких могут иметь в своем происхождении два или три механизма – удар, сотрясение, противоудар. Ушибы проявляются в виде очаговых кровоизлияний, локализующихся одновременно на обоих легких. Разрывы легких возникают от удара грудью о части кабины, реже от сотрясения и крайне редко причиняются концами переломанных ребер.
У пассажиров в результате удара передней поверхностью шеи о панель управления иногда возникают повреждения стенки гортани, переломы подъязычной кости, а также повреждения хрящей и колец гортани. Опасность подобных ранений состоит в том, что они могут приводить к развитию отека слизистой оболочки гортани, который нередко заканчивается смертью пострадавшего.
Ранения полостных органов – желудка, кишок и мочевого пузыря, встречаются относительно редко. Они ничем не отличаются от разрывов при любой другой травме, нанесенной тупым предметом. Наряду с повреждениями мочевого пузыря у пострадавших при данной травме всегда обнаруживаются переломы костей таза, особенно лобковых, осколками которых и наносятся повреждения мочевого пузыря.
Повреждения грудной клетки образуются при ударе передней поверхностью тела о руль (у водителей) или панель управления (у пассажира) и реже – от удара о дверцы кабины.
В момент столкновения автомобиля водитель ударяется грудью о находящийся впереди него руль, удар приходится соответственно месту расположения тела грудины и мечевидного отростка. В момент удара тело грудины и ряд прикрепляющихся к нему ребер прогибаются, в результате чего образуется прямой поперечный перелом грудины на границе тела и рукоятки. Переломы грудины у водителей неизменно сочетаются с повреждениями ребер, ключиц и связок грудинно-ключичного сочленения. Наиболее частым и характерным сочетанием повреждений являются одномоментные поперечные переломы грудины и продольные повреждения прикрепляющихся к ней хрящей II, III, IV ребер. Переломы ребер у водителей встречаются несколько реже, чем у пассажиров. Причиной их возникновения у водителей является удар грудью о руль и реже – о левую дверцу кабины, а у пассажиров – удар о панель управления или правую дверцу кабины.[23]
Наряду с переломами ребер у пострадавших в кабине нередко наблюдаются повреждения позвонков. Повреждение связано либо с прямым воздействием травмирующей силы на область спины, либо с чрезмерным сгибанием или разгибанием позвоночника. Чаще они локализуются в средней части грудного отдела позвоночника (IV – VIII грудные позвонки), реже – в поясничном и шейном отделах. Повреждения тел позвонков носят преимущественно компрессионный характер. Спинной мозг и его оболочки при травме позвоночника не всегда подвергаются повреждению. Чаще наблюдаются кровоизлияния под твердую и мягкую мозговые оболочки.
Переломы костей тазового кольца возникают при ударе нижним отделом живота о части кабины, реже – при сдавлении этой области между сместившимся рулем и спинкой сиденья и крайне редко от удара пояснично-крестцовой областью о спинку сиденья. При ударе животом и его сдавлении травмирующая сила действует спереди – назад. Образующиеся при этом переломы локализуются в месте приложения силы, что соответствует лобковым и седалищным костям.
При ударе передней поверхностью согнутого коленного сустава о приборную панель нередко возникают переломы надколенника. Чаще это линейные, зубчатые трещины, расположенные в поперечном направлении. В ряде случаев повреждения надколенника сопровождаются оскольчатыми переломами мыщелков большеберцовой или бедренной кости.
Некоторые особенности судебно-медицинской экспертизы при расследовании автотранспортных происшествий.
Вопросы, разрешаемые экспертом, можно разделить на две группы. Первую группу составляют те вопросы, которые обычно возникают во всех случаях насильственной смерти. Сюда относятся вопросы обо всех повреждениях и болезненных изменениях, обнаруженных на трупе; о причине смерти; о том, как давно она наступила; мог ли пострадавший двигаться после получения повреждений; прижизненно или посмертного происхождения повреждения и ряд других вопросов. Вторую группу составляют специфические вопросы, характерные для автомобильной травмы. Содержание их в каждом случае зависит от вида происшествия и от того, кто оказался жертвой этого происшествия.
При автотранспортных происшествиях возникает необходимость проведения судебно-медицинской экспертизы трех категорий пострадавших: пешехода, пассажира и водителя автомашины. При этом эксперту приходится: устанавливать наличие автомобильной травмы, определять механизм возникновения повреждений, устанавливать вид автомобильной травмы.[24]
Определение механизма образования повреждений и вида автомобильной травмы включает в себя решение следующих вопросов:
1. Каков механизм и последовательность образования повреждений?
2. Характерны ли повреждения для определенного вида автомобильной травмы (удара, переезда, травмы в кабине и т.п.)?
3. Имел ли место удар движущейся автомашиной?
4. Какой частью автомашины нанесен удар?
5. На какой высоте от земли и в каком направлении нанесен удар?
6. Имел ли место переезд колесом машины, какого его направление?
7. Передними или задними колесами автомашины совершен переезд?
8. Сколько раз тело подвергалось переезду?
9. Имеются ли на трупе отпечатки каких-либо частей автомашины?
10. В каком положении находился пострадавший по отношению к автомашине в момент травмы?
11. Было ли волочение (скольжение) жертвы, его направление?
При автоаварии следствию важно знать, не было ли у участников происшествия такого состояния организма, которое прямо или косвенно могло способствовать созданию аварийной обстановки. Решение этого вопроса также входит в компетенцию судебно-медицинского эксперта.[25]
Одним из условий дачи полноценного заключения является ознакомление эксперта с обстоятельствами происшествия. Поэтому следователь в описательной части постановления о назначении экспертизы должен подробно их изложить. Кроме того, он должен поставить перед экспертом вопросы, интересующие следствие.[26] Заключения судебно-медицинских экспертов станут полноценными, научно обоснованными только тогда, когда эксперты получат возможность своевременно знакомиться с обстоятельствами происшествия, осматривать место происшествия и машину, совершившую наезд, знакомиться с показаниями очевидцев, а иногда и участвовать в их допросах.