Таким образом, инвазивные методы диагностики и лечения, обладая высокой информативностью и лечебной эффективностью, занимают важное место в практическом врачевании, причем диапазон их применения будет постоянно расширяться. Медицинская сестра является обязательным участником или непосредственным исполнителем этих манипуляций. Наряду с высоким профессионализмом она должна обладать глубокими деонтологическими знаниями. Поддерживая психологический контакт с больным на всех этапах лечебно-диагностического процесса, медицинская сестра сможет снять чувство беспокойства и страха перед манипуляцией, обеспечит спокойное поведение больного в процедурной, облегчит неприятные ощущения после манипуляции. В этом и заключается ее нравственный долг перед больным.
Список использованной литературы
1. Деонтология в медицине. Под ред. Б. В. Петровского. — М., 1988. - Т. 2. - С. 390.
2. Международный кодекс медицинской этики. // Врач. — 1994. - № 4. - С. 47.
3. Фаулер М.Этика и сестринское дело. — М., 1994.
4. Харди И. Врач, сестра, больной. Под ред. М.В. Коркиной. – М., 1981.
5. Матвеев В.Ф. Основы медицинской психологии, этики и деонтологии. – М., 1984.
6. Корвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. – СПб., 1998.
7. Бойко Ю.П. и др.. Элементы психотерапии в общесоматической поликлинике.//Медицинская сестра. – 2000. - №2.
8. Куприянова Г.Г. Этика медсестры психиатрического учреждения. // Медицинская сестра. – 2000. - №3.
9. Яровинский М.Я. Медицинский работник и пациент.// Медицинская помощь. – 1996. - №3.
10. Островская И.В. Медсестра и пациент: общение для обмена полезной информацией. // Медицинская сестра. – 2000. - №4.
11. Островская И.В. Вербальный способ общения. // Медицинская сестра. – 2001. - №7.
12. Остапенко А.Л. Деонтология медицинской сестры при проведении некоторых диагностических манипуляций. // Медицинская сестра. – 1994. - №1.
13. Клименко Е.А. Моральный облик и культура медсестры. // Медицинская сестра. – 1965. - №12.