Banisteriopsis caapi (сем. Malpighiaceae) иBanisteriopsisinebrains содержатгармин (телепатин, ягенин), гармалин (гармадин), тетрагидрогармин (лептафлорин) идругиесхожиеb -карболины. В Европе, на юге США и в Мексике основным растительным источником b -карболинов является сирийская рута, Peganum harmala (сем. Zygophillaceae). Она богата гармином и гармалином, но в ней содержится небольшое количество других алкалоидов (например, вазицин и близкие ему хиназолиновые соединения, обладающие антихолинестеразной активностью, что является причиной иногда непредсказуемого действия такой аяхуаски), а также 5-HT и 6-НТ. Семена Peganum harmala являются богатейшим источником b -карболинов - содержание гармина и гармалина в них составляет до 3%, тогда как Banisteriopsis caapi содержит от 0,18% до 1,36% b -карболинов с концентрацией гармина 0,057% - 0,635%.
Одним из давно известных человеку психоделиков из группы b -фенэтиламинов оказался мескалин (3,4,5-триметоксифенэтиламин). Он является основным из 50 алкалоидов пейота, Lophophora williamsii (Anhalonium lewinii). Пейот представляет собой небольших размеров, до 12 см в диаметре, круглый кактус, покрытый волосками, собранными в пучки; в диком виде произрастает на Юго-западе Соединённых Штатов и в северной части Мексики. Большая часть растения представлена мощным корнем; возвышающуюся над землей часть срезают и высушивают. Высушенные "батончики" в количестве 4-12 съедают или используют для приготовления чая. На протяжении многих лет пейот был важнейшим компонентом целого ряда религиозных традиций и церемоний в племенах местных индейцев. В одной из техасских пещер были обнаружены высушенные батончики пейота, возраст которых составляет примерно 7000 лет.
В клинических испытаниях использовался синтетический мескалин в форме сернокислой соли (обычная доза такой соли составляет 200-400 мг; мескалин используется также в форме гидрохлорида в дозе 178-256 мг).
Мескалин наряду с LSD является "золотым стандартом" среди психоделиков; иногда используется количественная единица измерения M.U. (mescaline unit), исходя из того, что средняя доза мескалина составляет 3,75 мг/кг.
Представляют интерес N-замещенные аналоги мескалина, так как также содержатся в растительном сырье. N-ацетил-мескалин был выделен из Lophophora williamsii, а кроме того является продуктом биотрансформации мескалина в организме человека (наряду с дигидроизохинолинами). Клинические исследования этого вещества в дозах 350-700 мг выявили очень слабую активность; при использовании в больших дозах, определялся лишь снотворный эффект. N-метильный гомолог мескалина также был обнаружен в алкалоидной фракции пейота; подобно N-ацетил-мескалину не обладает достаточной психоактивностью.
N,N-Диметилмескалин (тривиальное наименование трихоцерин) был выделен из нескольких видов кактусов рода Trichocereus. Подобно другим N-замещенным не проявляет активности у человека.
Другой метаболит мескалина в организме человека, продукт моноаминоксидазной реакции, 3,4,5-триметоксифенилуксусная кислота (TMPEA), при пероральном приеме в дозе до 750 мг вызывал развитие соматических и психологических реакций.
MDA (3,4-метилендиоксиамфетамин) был одним из наиболее популярных психоделиков в конце 1960-х годов, в разгар психоделического движения. Наряду с мескалином и LSD, MDA был легко доступен для научных исследований и распространялся под своим химическим названием. После Второй Мировой Войны привлёк внимание военных структур в качестве инкапаситанта и исследовался Армией Соединённых Штатов под кодовым номером EA-1298; и именно с именно с этими исследованиями связан единственный известный летальный исход после парентерального введения 500 мг MDA (при максимальной разовой дозе 160 мг).
MDA широко исследовался как анорексигенное средство под кодом SKF-5 и торговым названием Амфедоксамин; оказался многообещающим в качестве антидепрессанта.
Эффекты MDA во многом схожи с MDMA, поэтому как и последний получил название "hug drug"; также широко известен под названием "love pill" (за счет эротогенного действия).
Как и многие другие психоделики, MDA проявляет большую активность в виде R-изомера; S-изомер в низких дозах вызывает MDMA-подобное действие, тогда как в высоких обладает достаточной токсичностью. Проведенные исследования на животных выявили вызванную MDA дегенерацию серотонинергических волокон в головном мозге; достоверных сведений о нейротоксичности MDA у человека получено не было.
Сходный с MDA фенэтиламин (лишенные a - метильной группы) MDPEA, 3,4-метилендиоксифенэтиламин, идентичен по действию MDMA и не обладает нейротоксичностью. Позиционный изомер MDA, ortho-MDA - 2,3-метилендиоксиамфетамин, является скорее стимулянтом ЦНС, чем психоделиком.
Гомологом MDA, получившим широкое распространение, является MDMA (ecstasy). MDMA (MDM; ADAM; ECSTASY; E; XTC; 3,4-метилендиокси-N-метиламфетамин). Широкую известность MDMA получил в 1984-85 годах; после появления сообщений о нейротоксичности структурного очень схожего MDA, использование экстази несколько снизилось. Несмотря на это в настоящее время в среде рейверов MDMA является одним из самых популярных психоделиков; причиной этому следует считать его выраженное стимулирующее и эмпатогенное действие. Широко обсуждается использование MDMA в психотерапии, например, в качестве антидепрессанта (энтактогенное действие; entactogenesis ("touching within") - ощущение мира и согласия). Хорошо зарекомендовал себя метод "добавочной" дозировки: после начальной дозы ~120 мг через 2,5 часа дают дополнительно еще 40 мг MDMA, что позволяет продлить действие препарата. Среди прочих эффектов MDMA (как и других структурно схожих психоделиков) следует отметить выраженное эмпатогенное действие (от англ. empathy), то есть ощущение эмоциональной близости с другими людьми; при этом теряются коммуникационные барьеры, человек становится "открытым". Этот эффект в купе с усилением восприятия тактильных стимулов оправдывает одно из названий MDMA - "hug drug" (англ. hug - крепко обнимать, высказывать благосклонность, любовь и т.д.). Многие используют MDMA преимущественно ради этого эффекта.
Достаточно часто после использования MDMA возникает выраженная слабость и летаргия. Часты случаи госпитализации молодых людей после "рейвов" из-за обезвоживания организма (стимулирующий эффект обусловливает значительную физическую нагрузку и потерю воды).
Интересно, что более активным оказался S-изомер MDMA, тогда как для других структурно схожих психоделиков характерна большая активность R-изомеров. Это позволяет предположить некоторые отличия в механизме действия MDMA от других психоделиков (стереоспецифичность рецепторов). Другим основанием для такого предположения является слабо выраженная перекрёстная толерантность с MDA.
После того, как в 1985 году MDMA был внесен в список I, широкое распространение получил MDE (MDEA; N-этил-MDA; 3,4-метилендиокси-N-этиламфетамин) под названиями EVE и INTELLECT. Будучи гомологом MDMA, он имеет много общего с ним; однако имеются и различия. Для действия MDE не характерны особенные эмоциональные переживания, гораздо в меньшей степени выражено энтактогенное и эмпатогенное действие.
В 1967 году широкое распространение получил DOM (2,5-диметокси-4-метиламфетамин). Он распространялся под названием "STP", что обычно расшифровывали как "Serenity, Tranquility, and Peace"; также существовали и другие комбинации: "Super Terrific Psychedelic" или "Stop The Police".
Клиническими исследованиями было обнаружено быстрое развитие толерантности к DOM. DOM быстро был расценен как потенциально опасный с точки зрения немедицинского использования, а впоследствии был внесен в список I. Это привело к распространению гомолога DOM 2,5-диметокси-4-этиламфетамина (DOET). Как оказалось, он в 2 раза активнее DOM, и средняя доза составляет 2-6 мг. Следует отметить, что имеется различия в чувствительности отдельных индивидов к DOET. DOET заслужил репутацию агента, усиливающего когнитивные функции; кроме того, он не обладает способностью вызывать искажения восприятия сенсорных стимулов. Одним из названий этого вещества является HECATE (Геката - богиня Преисподни).
Следует отметить еще несколько психоделиков группы b -фенэтиламинов, которые получили широкую известность. Серосодержащие психоделики 2С-Т-2 (2,5-диметокси-4-этилтиофенэтиламин) и 2С-Т-7 (2,5-диметокси-4-(n)-пропилтиофенэтиламин) обладают очень сходным эффектом и идеально подходят для интроспекции; разница заключается лишь в соматической симптоматике: 2С-Т-2 часто вызывает тошноту и диарею. Оба препарата применялись как добавочные в MDMA-психотерапии.
Бром-замещенные фенэтиламины, такие как 2С-В (4-бромо-2,5-диметоксифенэтиламин) и DOB (2,5-диметокси-4-бромоамфетамин) очень сходны с LSD или даже превосходят его по колоритности. 2С-В является синергистом MDMA, но при приеме отдельно от 'ecstasy' не обладает выраженным эмпатогенным действием.
Индустриальное общество впитало в себя культурное движение, пообещавшее изменить его до неузнаваемости. Но фактически, общество в некоторой степени стало тем, что впитало в себя; drug-культура модифицировала привычки и манеры мышления; "открытие потенциальных возможностей всецело иного сознания" стало не просто развлечением для непохожих на других людей или отдельных искателей приключений, не имеющих общественного статуса. Психоделики сделали общепринятым термин 'изменённое состояние сознания', значительно упрощая достижение этого состояния и, таким образом, способствуя его методичному исследованию. По мере того как эта "рекогносцировка" продолжается, с использованием психоделиков или без, складывается некий консенсус о значимости и реальности (значение этого термина еще предстоит уточнить) переживаний, которые возникают в этом состоянии; все больше и больше людей и исследователей ставят своей целью определить положение этой новой реальности относительно религиозных и метафизических традиций.
Несомненно, это самый важный сдвиг в культуре, который произвели психоделики. Они превознесли новое в сознание миллионов людей. Это можно расценивать как хорошее, плохое или сомнительное с точки зрения нравственности; можно рассматривать как исходящее изнутри, из бессознательного или потустороннего, как открытие других возможностей существования. В любом случае, психоделики привели к появлению некоторых теоретических и практических моментов, которые позволяют объединить современную науку и древнюю человеческую мудрость. Хотя сегодня многие используют психоделики лишь для развлечения, а не с целью самопознания, всё же они оставляют мощное чувство неполностью апробированных эмоциональных и интеллектуальных возможностей, ощущение чего-то очень реального, пока еще не объясненного. Тот факт, что использование психоделиков с серьезными намерениями всё же продолжается, несмотря на жесткие общественные и правовые санкции, говорит о том, что это один из видов индивидуальной свободы, которую не так легко уничтожить. Также это свидетельствует о том, что некоторые люди испытывают крайнюю необходимость в восстановлении связи с древними традиционными знаниями, в которых визионерские состояния сознания и исследование других реальностей, с использованием психоделиков или без, было центральным моментом. Возможно, это путь, по которому всегда будет следовать достаточно ограниченное число людей для того, чтобы восстановить этот утерянный источник знаний; наше материалистически-технологическое общество, с его фрагментированным взглядом на мир, почти полностью его потеряло.