Смекни!
smekni.com

Гомеопатия в общей практике (стр. 25 из 41)

Раньше Kalibromatum в ортодоксальной медицине назначался для лече­ния эпилепсии, и определенное число случаев эпилепсии отвечают на его назначение в гомеопатических дозах. У женщин выявляется четкая связь между менструацией и началом припадков. Они появляются или во время, или перед самыми месячными, и вне этой связи я не видел никаких положи­тельных результатов от назначения Kalibromatum. И у мужчин, и у женщин, по-видимому, происходит ухудшение в новолуние. У эпилептиков, и муж­чин, и женщин, требующих назначения Kalibromatum, после припадков воз­никает жестокая головная боль.

У них имеется особая аура перед приступом, словно отекает все тело, хотя на самом деле никакого отека нет.

Kali carbonicum

Из всех солей калия труднее всего доступен для понимания Kalicarbonicum, не считая, может быть, Kaliphosphoricum. Но с другой стороны, хоть в них и трудно разобраться, ценность их как лекарств от этого не уменьшается.

Первое впечатление, которое складывается от пациентов Kalicarbonicum, - это кроткие и мягкие больные, что не соответствует описанию Кента. Он описывает пациентов Kalicarbonicum как раздражительных, край­не напряженных и нервных, но это не тот обычный тип, который встречается в Англии. Эти больные отнюдь не напряженные, они бледные, мягкие, вялые люди, легко устающие от любого напряжения. Когда они устают, у них появ­ляется боль в спине, вынуждающая лечь. Они склонны к избыточному весу и часто страдают плоскостопием.

Психический портрет почти такой же. Малейшее умственное усилие или возбуждение утомляет их, и они впадают в особое состояние умственного смятения. Утром они встают, зная, что сегодня им предстоит переделать мно­го дел. Они принимаются за какое-нибудь дело и вдруг понимают, что должны заняться чем-то другим, поэтому прекращают начатое и бросаются другому. Не успев как следует разобраться со вторым, они хватаются за третье. Наступает полнейшая неразбериха, и в итоге они ничего не доводят до конца. Они также говорят, что постоянно кладут вещи не на свои места. Например, пациент будет объяснять, что он никогда не может найти свои бумаги у себя в офисе. Вроде бы он все складывает в предназначенное для этого место, но не может вспомнить, куда именно положил. В таком состоянии у них возникает страх, что они сходят с ума. Больные становятся торопливыми, допускают ошибки в речи, пропускают слова, вставляют неправильные, забывают закончить предложение и так далее. Пациенты начинают сами себя раздражать, становятся пугливыми. Обстоятельства их раздражают, они становятся ревнивыми и подозрительными с коллегами по работе. Когда больные находятся в таком состоянии, с ними очень сложно иметь дело, они, как правило, проявляют странную мстительность. Постоянная жалоба этих па­циентов - любое физическое или умственное напряжение их абсолютно изма­тывает. Любое возбуждение совершенно истощает, они должны лечь в по­стель, им понадобится два-три дня, чтобы прийти в себя.

У пациентов Kalicarbonicum много страхов; страх сойти с ума, страх бедности, будущего, смерти. В связи с этими страхами у них появляется вы­раженная тяга к созданию запасов и накопительству. Пациенты Kalicarbonicum - собственники по своей сути. Они держатся за все. Цепляются за жизнь, боясь умереть, даже если им кажется, что жить вряд ли стоит. Держат­ся за мужей, даже если они их не любят; за детей, даже если те причиняют им одно беспокойство и не очень хорошо обращаются с ними. Они дрожат над своими деньгами и могут быть очень скупыми, хотя часто это - следствие страха бедности. Еще один момент, имеющий отношение к их умственной тупости, - ощущение неудачи, провала. Они становятся стеснительными, не могут постоять за себя. Если кто-то указывает им на ошибку, особенно если ее допущено не было, это выбивает их из колеи. Сказанное совершенно не согласуется с описанием Kalicarbonicum, сделанным Кентом. Еще один важ­ный момент в отношении пациентов Kalicarbonicum - специфическое отвра­щение к прикосновению. Они просто не выносят, когда к ним прикасаются.

Их обычная жалоба - ощущение, что их ждет полный упадок сил. У них генерализованное катаральное состояние, они подвержены простудам и обыч­но страдают какой-либо патологией желудочно-кишечного тракта.

Общие реакции Kali carbonicum

Пациенты Kalicarbonicum в целом зябкие, фактически они так же чувствительны к холоду, как и любой другой лекарственный тип в фармакопее. Они чувствительны к любому холоду, а не только к сквознякам. Их страдания значительно усиливаются от любого напряжения, умственного или физического; они также очень чувствительны к сырости. В их температурных реакциях имеется кажущееся противоречие: ухудшение от холода, улучшение от тепла, но в то же самое время характерно ухудшение от теплого питья. На самом деле они согреваются от горячего питья, а затем сразу же замерзают, и ухудшение состояния связано с последующим замерзанием, а не непосредственно с употреблением теплого питья. После еды им обычно хуже, дискомфорт усиливается.

Это основные черты данного лекарства, за исключением типичного для солей калия ухудшения с 2 до 4 часов утра. У пациентов Kalicarbonicum также отмечается позднее утреннее ухудшение, при пробуждении. Когда наступает время вставать, они всегда чувствуют себя особенно плохо, ощущают упадок сил. Еще одна постоянная черта, касающаяся болей независимо от их локализации - в руках, спине, груди или суставах - вне связи с поражением дыхательной, пищеварительной систем или фиброзных тканей. Боли всегда очень острые и режущие и постоянно перемещаются с места на место. Они почти всегда облегчаются от тепла, усиливаются от холода и часто от надавливания. Иногда боли появляются во время отдыха и немного ослабевают от движения, но если пациент двигается быстро, то боли отчет­ливо усиливаются.

Одна пожилая женщина с типичной тригеминальной невралгией была, наверное, лучшим примером пациента Kalicarbonicum, который я видел. Она была настолько чувствительной к сквознякам, что достаточно было взмахнуть носовым платком у нее перед лицом, и все три ветви тройничного нерва охватывались болью. Малейшее движение провоцировало боль: еда, разговор, смех, улыбка - любое мыслимое движение. Лицо было так чув­ствительно к прикосновению, что она не могла даже умываться. Она была типичной изнуренной, утомленной женщиной средних лет кали-карбонического типа, с болями в спине. Это очень напоминает описание Magnesiaphosphorica. Оба пациента невероятно чувствительны к холоду, но больно­му Magnesiaphosphorica легче от надавливания, а пациенту Kalicarbonicum от этого хуже. Magnesiaphosphorica может облегчить состояние, но никогда не излечит данный тип невралгии с чувствительностью к надавливанию.

Катары для Kalicarbonicum так же характерны, как и для любого друго­го лекарства в Materia Medica. Разгорячившись от физического усилия или согревшись в теплом помещении, а затем выйдя на улицу и переохладив­шись, они всегда простужаются с появлением выделений из носа. По той же причине имеется и склонность к жестоким головным болям. Обычно голов­ная боль височная, с одной или обеих сторон, и такая острая, что вызывает тошноту.

Насморк быстро распространяется на глотку, миндалины становятся сухими, болезненными, горячими, с обильной белой, иногда желтой, вязкой и липкой слизью. У больных рано вовлекаются миндалины, которые болезнен­ны и очень чувствительны к холоду, - это ценный диагностический признак. Если это состояние сразу же не остановить, то разовьется бронхит с сухим пароксизмальным кашлем. Слизи немного, больные чаще ее проглатывают, чем отхаркивают. Кашель такой сильный, что может доходить до рвоты, и наряду с ним беспокоят типичные для Kalicarbonicum жестокие, кинжальные боли в груди. Имеется также обычное ухудшение с 2 до 4 часов утра.

Kalicarbonicum едва ли понадобится на ранних стадиях пневмонии, так как он нужен после развития опеченения. Показаниями будут время ухудшения в ранние утренние часы, характер болей, мокроты и кашля и тот факт, что определенное облегчение больной получает сидя в постели с высоко поднятым изголовьем и наклонившись вперед. Обычно вовлекается правая нижняя доля, и больным хуже лежать на пораженной стороне. При пневмонии часто имеется выраженная одышка, и они могут пить только маленькими глотками, так как не в состоянии надолго задержать дыхание. Больные не могут есть какую-либо твердую пищу, так как у них начинается кашель, который продолжается до тех пор, пока не появится рвота. Лицо пациентов всегда имеет тенденцию к бледности, легкой цианотичности и одутловатос­ти. Большая опасность пневмоний типа Kalicarbonicum заключается в раз­витии сердечной недостаточности.

Лекарство, которое легче всего спутать с Kalicarbonicum, - Heparsulphuris. У пациентов Нераr имеется такое же состояние дыхательных путей, такой же тип кашля, та же чувствительность к холодному воздуху и вовлечен­ность миндалин, но время ухудшения другое. Оно наступает не с 2 до 4 часов утра, а гораздо позже - в 7, 8 или 9 часов утра, и лицо у пациентов не такое одутловатое. Они более худые, более осунувшиеся, более встревоженные.

Пациенты Kalicarbonicum всегда жалуются на расстройства пищеваре­ния, и главная жалоба у них - метеоризм: после еды появляется сильное взду­тие живота, от которого исключительно трудно избавиться и охватывающее весь живот, а не только желудок. У больных имеется чувство пустоты в жи­воте: они испытывают голод, хотят что-то съесть, но после еды им легче не

становится.

Другой очень частый симптом Kalicarbonicum - ощущение внутреннего холода в животе, а при заболеваниях дыхательного аппарата - в груди. Будучи крайне чувствительны не только к внутреннему, но и к внешнему холоду, эти пациенты, как правило, решительно возражают против осмотра.