Смекни!
smekni.com

История медицины Древней Греции (стр. 4 из 5)

Эразистрат (умер в 280 г. до н. э.) производил вскрытия человеческих трупов и на живых животных изучал функции органов пищеварения, наблюдал перистальтику желудка, считал, что пищеварение происходит благодаря «давлению» желудка на пищу, путем механического перетирания пищи, описал печень и желчные ходы, клапаны сердца и крупных сосудов, высказал предположение о сообщении между артериями и венами, различал двигательные и чувствительные нервы.

Эразистрат принимал учение о пневме. Пневма, «жизненный дух», входит в тело с воздухом, проходит в левую половину сердца и далее распространяется по артериям. Пневму Эразистрат считал причиной биения сердца, источником теплоты в теле, процессов питания и пищеварения. Избыток или недостаток пневмы, неправильное и задержанное движение, по мнению Эразистрата, является источником многих болезней. Он полагал, что животный дух вырабатывается в головном мозгу, главным образом в его желудочках, и по нервам идет ко всем частям тела. Эразистрат считал, что артерии содержат пневму, вены — кровь. Вены, которые после смерти находили наполненными кровью, считались носителями теплоты. Артерии же, представляющиеся после смерти пустыми, казались египтянам, а позднее грекам и даже средневековым врачам наполненными пневмой, и их центральными пунктами считались крылья носа. Нужная (годная) пневма поступает через нос, трахеи и артериями при вдыхании доставляется органам.

Появление кровотечений при ранениях артерий Эразистрат объяснял тем, что при этом сначала со свистом выходит пневма, и дабы не образовалось пустое пространство, она тотчас же замещается кровью из соседних вен, сообщающихся с артериями посредством особых соединительных веточек, которые в норме закрыты, а при патологических процессах открываются. Деятельность мускулов, их сокращение и расслабление Эразистрат ставил в зависимость от наполнения их воздухом или от освобождения их от воздуха. Главной причиной болезней Эразистрат считал плетору, появляющуюся в результате излишества в пище и несварения ее. Избыточная или непереваренная пища засоряет сосуды, отсюда возникают воспаления, лихорадки, язвы и т. п.

III. Медицина в Древнем Риме

Под своей властью Рим объединил большое число стран от Пиренейского полуострова на западе до границ Армении и Персии на востоке, от Британии на севере до Египта на юге. В древнеримском государстве рабовладельческая формация получила полное и завершенное развитие.

В Риме в условиях обширного государства медицина получила значительно большие возможности развития, чем в других восточных рабовладельческих государствах с их более низким уровнем производительных сил, с их патриархальными пережитками и чем в Древней Греции, раздробленной на ряд мелких городов государств. Высокий уровень развития государственности выразился в создании постоянной армии. Далекие походы римских легионов в местности, резко различающиеся по климату и санитарным условиям, способствовали возникновению разнообразных заболеваний. Чтобы сохранить боеспособность армии и оказывать хирургическую помощь в сражениях, были созданы военные госпитали (валетудинарни, буквально—здравницы), выделены лагерные врачи, врата легионов и т. п.

До нашего времени сохранились следы санитарных сооружений, обслуживавших мирные нужды крупных городов римского государства и прежде всего самого Рима. Большое число рабов позволяло осуществлять строительство крупных сооружений по городскому благоустройству и санитарии: водопроводов канализации, бань и пр. Памятником городского благоустройства Древнего Рима остаются и крупные бани—термы (с III века до н.э. и позднее); некоторые из них были рассчитаны на тысячи купающихся одновременно. При термах имелись площадки для физических упражнений и состязании, для отдыха и принятия пищи, для народных собрании и пр.

В законах римлян имелись постановления санитарного характера: запрещение хоронить внутри города, предписание пользоваться для питья водой не из Тибра, на берегах которого расположен Рим, а ключевой водой с Сабинских гор и др. Наблюдение за проведением санитарных мероприятий входило в обязанность специальных городских чиновников (не врачей) — эдилов.

В императорском Риме была введена должность архиятров — главных врачей, наблюдавших за другими врачами. Впоследствии архиятры были введены в отдаленных провинциях Римской империи как должностные лица для наблюдения за здоровьем римских воинов и чиновников. Врачи состояли при цирках, театрах, общественных садах, а позднее при возникших объединениях ремесленников.

Врачеванием в Древнем Риме занимались обычно иноземцы — сначала рабы из военнопленных, затем вольноотпущенники и приезжие иностранцы: преимущественно греки или выходцы из стран Востока — Малой Азии, Египта и др. Положение врачей в Риме отличалось от их положения в Древней Греции. В Греции врачебная деятельность являлась делом личного соглашения больного и лечащего его врача; государство привлекало врачей к работе во время эпидемий или войн. В Риме были элементы государственной врачебной деятельности и врачебного дела. В Риме медицина в значительной степени утратила связи с религиозными установлениями (храмами). Храмовая медицина в Риме играла незначительную роль. Как и в Греции, в Риме происходила борьба «линии Демокрита» и «линии Платона», прогрессивных тенденций в науке и политике с регрессивными, реакционными тенденциями. В период упадка и разложения рабовладельческого общества, когда существовала Римская империя, преобладали реакционные философские и социально-политические учения. Это нашло отражение и в медицине.

Материализм в медицине Древнего Рима. Асклепиад. Медицина Древнего Рима была тесно связана с медициной Греции, однако она имела и свои особые черты. Материалистические воззрения Демокрита и Эпикура в Риме получили дальнейшее развитие у Лукреция Кара (99—54 гг. до н. э.), главного представителя римского материализма и атеизма. Материалистический атомизм Лукреция и его представления о биологии и медицине получили отражение в знаменитой поэме Лукреция «О природе вещей». С позиций атомистического учения Лукреций подходил к вопросам медицины, в частности вопросам распространения заразных болезней. Лукреций признавал наличие в природе мельчайших, невидимых простым глазом частиц («семян»), из которых отдельные являются болезнетворными и могут вызывать заразные болезни.

До нашего времени сохранились следы санитарных сооружений, обслуживавших мирные нужды крупных городов римского государства и прежде всего самого Рима. Большое число рабов позволяло осуществлять строительство крупных сооружений по городскому благоустройству и санитарии: водопроводов канализации, бань и пр. Памятником городского благоустройства Древнего Рима остаются и крупные бани—термы (с III века до н.э. и позднее); некоторые из них были рассчитаны на тысячи купающихся одновременно. При термах имелись площадки для физических упражнений и состязании, для отдыха и принятия пищи, для народных собрании и пр.

В законах римлян имелись постановления санитарного характера: запрещение хоронить внутри города, предписание пользоваться для питья водой не из Тибра, на берегах которого расположен Рим, а ключевой водой с Сабинских гор и др. Наблюдение за проведением санитарных мероприятий входило в обязанность специальных городских чиновников (не врачей) — эдилов.

В императорском Риме была введена должность архиятров — главных врачей, наблюдавших за другими врачами. Впоследствии архиятры были введены в отдаленных провинциях Римской империи как должностные лица для наблюдения за здоровьем римских воинов и чиновников. Врачи состояли при цирках, театрах, общественных садах, а позднее при возникших объединениях ремесленников.

Врачеванием в Древнем Риме занимались обычно иноземцы — сначала рабы из военнопленных, затем вольноотпущенники и приезжие иностранцы: преимущественно греки или выходцы из стран Востока — Малой Азии, Египта и др. Положение врачей в Риме отличалось от их положения в Древней Греции. В Греции врачебная деятельность являлась делом личного соглашения больного и лечащего его врача; государство привлекало врачей к работе во время эпидемий или войн. В Риме были элементы государственной врачебной деятельности и врачебного дела. В Риме медицина в значительной степени утратила связи с религиозными установлениями (храмами). Храмовая медицина в Риме играла незначительную роль. Как и в Греции, в Риме происходила борьба «линии Демокрита» и «линии Платона», прогрессивных тенденций в науке и политике с регрессивными, реакционными тенденциями. В период упадка и разложения рабовладельческого общества, когда существовала Римская империя, преобладали реакционные философские и социально-политические учения. Это нашло отражение и в медицине.

Материализм в медицине Древнего Рима. Асклепиад. Медицина Древнего Рима была тесно связана с медициной Греции, однако она имела и свои особые черты. Материалистические воззрения Демокрита и Эпикура в Риме получили дальнейшее развитие у Лукреция Кара (99—54 гг. до н. э.), главного представителя римского материализма и атеизма. Материалистический атомизм Лукреция и его представления о биологии и медицине получили отражение в знаменитой поэме Лукреция «О природе вещей». С позиций атомистического учения Лукреций подходил к вопросам медицины, в частности вопросам распространения заразных болезней. Лукреций признавал наличие в природе мельчайших, невидимых простым глазом частиц («семян»), из которых отдельные являются болезнетворными и могут вызывать заразные болезни. Эти «семена» образуются при гниении в почве, и человек заражается ими либо путем непосредственного контакта, либо через воздух.

Врач Асклепиад (128—56 гг. до н. э.) в основу своих медицинских воззрений положил философское учение Эпикура и Лукреция. По учению Асклепиада, человеческий организм 'состоит из атомов. Они образуются из воздуха в легких и из пищи в желудке, затем поступают в кровь и разносятся ею по организму, где и потребляются тканями для питания и восстановления вещества. В тканях атомы движутся по невидимым канальцам (порам). Если атомы движутся в порах беспрепятственно и в тканях располагаются правильно, то человек здоров. Причину болезни Асклепиад видел в нарушении: правильного расположения атомов, в смешении жидких и газообразных атомов и в нарушении движения атомов, их застое, который приводит к изменению плотных частей. Ближайшей причиной нарушения движения атомов в порах и расположения их в тканях Асклепиад считал излишнее сужение или расслабление пор. Состояние пор зависит от вредностей климата, местности и образа жизни человека — вредностей питания, недостатка движения.