Смекни!
smekni.com

История скорой помощи (стр. 8 из 9)

Доктор Л. И. Юхтман, наш ветеран, работавший еще до конца своих дней на скорой помощи, писал с фронта: «Учеба в медицинском институте являлась для меня теоретической школой, а работа на Скорой, под Вашим руководством, — практической. Пройдя школу у Вас, дорогой Александр Сергеевич, мне уже ничего не страшно. Я спокойно справляюсь в таких случаях, где теряется и опытный хирург, но работавший только в стенах больницы. Вы научили меня спокойно и быстро выходить из кажущихся безвыходными положений».

Очень интересным было письмо одного из соратников Пучкова, старшего врача Анатолия Ивановича Михеева. «Школу военной медицинской тактики и стратегии, — писал он, — я почерпнул не из литературы, не в клинике, не на летних маневрах, а на Скорой помощи. Вы, Александр Сергеевич, приучили нас работать четко, быстро, без паники и ненужной суеты. Вот это и помогает нам работать на фронте, как нужно».

Сколько таких писем хранилось в архивах А. С. Пучкова и сколько ответов его хранятся у наших сотрудников, как семейная реликвия.

В мае 1942 года в соответствии с решением Моссовета в Моск­ве начинают строительство спецсвязи, соединившей Станцию с ос­новными административными учреждениями города, а также с крупными московскими больницами. А. С. Пучков возглавил это строительство, которое было завершено в установленные сроки. Связь эта функционирует и поныне.

2 июня того же 1942 года на Станцию пришла радостная весть: А. С. Пучков награжден орденом Трудового Красного Знамени. С чувством большой радости коллектив встретил награждение свое­го руководителя. В приветствии сотрудников Станции, в частности, отмечалось: «В тяжелые годы вражеских налетов Вы поддерживали в нас бодрость духа и непоколебимую веру в Победу. Ваша награда воодушевляет весь коллектив на еще большее стремление все свои силы и знания отдать для самого лучшего обслуживания населения нашей столицы». А коллектив 4-й подстанции в своем приветствии по этому случаю писал: «В те тяжелые и грозные дни, которые переживала Москва осенью 1941 года, Вы были примером того, как нужно работать на своем посту работнику Скорой помощи».

В октябре 1942 года великий хирург нашей эпохи С. С. Юдин выдвигал кандидатуру Александра Сергеевича для присуждения ему ученой степени кандидата медицинских наук без защиты диссерта­ции. В своем обращении он отразил многогранную деятельность и успехи Александра Сергеевича не только в деле организации работы Станции, но и его колоссальное влияние на решение острей­ших проблем научно-медицинского свойства, как проблемы шини­рования и транспортной иммобилизации, помощи при ожогах и кровотечениях, отравлениях. В поле его зрения была ранняя диагностика острых заболеваний брюшной полости и других неот­ложных состояний. Совместно с клиницистами он вырабатывал по всем этим вопросам инструкции, служившие не только для врачей Московской Скорой помощи, но и явившиеся основой для ор­ганизации скорой помощи в других городах страны.

«... Только благодаря образцово поставленной службе Скорой помощи (чем мы всецело обязаны неустанным заботам и организа­торскому таланту А. С. Пучкова) смертность при прободении язвы нам удалось снизить весьма значительно».

С. С. Юдин подчеркивал, что вклад, внесенный Станцией в ру­ководимую им работу о консервации и переливании трупной крови весьма велик, и отметил в этом большую роль А. С. Пучкова. Это —сотни спасенных жизней воинов Армии, это повседневная неооходимость в нашей мирной жизни.

В 1944 году Станция праздновала свое 25-летие. Приказом Народного комиссара здравоохранения РСФСР А. Ф. Третьякова были отмечены особые заслуги этой важной службы догоспитачьного этапа, подчеркивалось умелое сочетание лечебной и профилак­тической деятельности Скорой помощи. Все центральные городские газеты осветили это событие, а газета «Правда» поместила статью А. С. Пучкова, посвященную этой знаменательной дате. Все под­станции прислали поздравления своему руководителю, выражая ему теплые чувства благодарности, уважения и любви.

6 ноября 1944 года за выдающиеся заслуги в деле народного здравоохранения А. С. Пучкову было присвоено почетное звание «Заслуженный врач РСФСР».

Сохранившийся приказ по поводу 25-летия Станции проливает свет на личность Александра Сергеевича. В этом приказе он никого не забыл, для всех нашел теплое слово. Он упомянул

1946 г. А. С. Пучков —начальник Станции скорой медицинской помощи г. Москвы людей, ушедших из жизни, но оставивших глубокий след своего творческого труда на благо Станции.

У него была необыкновенная способность подбирать себе по­мощников и умение их ценить. Особенно он любил старые кадры, доказавшие свою неизменную преданность Станции. И вместе с тем на Станции не было человека, пользовавшегося самым высоким авторитетом, которому он постеснялся бы сделать замечание или даже объявить выговор за недоделки, грубые ошибки в работе, нарушение дисциплины.

Он всегда четко помнил, кому он что поручил. Память его была феноменальна. Он вызывал в назначенный день и час того, кому он поручил какое-либо дело, и требовал доложить об исполнении. Иногда утомленный этим постоянным стремлением охватить «все», он шутя говорил: «Нет, должно быть, я плохой администратор, хочу все сделать сам». И он делал! С присущей ему кипучей энерги­ей и страстью он вел активную борьбу за снижение числа несчаст­ных случаев, изучал характер и причины их возникновения, изучал детский травматизм. Им первым не только в Москве, но и по всей стране был поднят вопрос о роли Скорой помощи в предупрежде­нии несчастных случаев. Он обосновал возможность и эффектив­ность профилактической работы. Это одно из важнейших теорети­ческих и практических достоинств в построении службы Скорой помощи в нашей стране.

Общественная направленность — основная отличительная чер­та всей деятельности А. С. Пучкова. «Будучи крупным организато­ром, — писал министр здравоохранения СССР С. В. Курашов, — Пучков остро чувствовал требования жизни к возглавляемому делу и быстро реагировал на эти требования. В своей работе он всегда выходил за пределы ведомственных границ и всегда старался внед­рить в жизнь все то, что могло служить на пользу человеку, охраняя и заслоняя от стрессовых напряжений».

Но ни одним только умом решал Пучков проблемы профилак­тики человеческого горя. Верным помощником в этом всегда было его золотое сердце. Он ясно представлял себе, в каком тягостном положении остаются родственники умершего, когда врач скорой помощи, констатировав смерть больного, оставляет труп в квар­тире. Какая растерянность и беспомощность воцаряется тогда в этих семьях. И вот Пучков вносит предложение организовать специальное бюро, которое бы брало на себя выполнение всех формальностей по похоронам (документы загса, кремация) и пере­возило бы умерших в специальных похоронных машинах. Теперь это настолько прочно вошло в наш быт, что кажется, будто иначе быть не могло.

Добрая людская память хранит воспоминания о многих живу­щих поныне славных делах Пучкова. Так, например, через Мини­стерство пищевой промышленности он добился, чтобы выпуск ук­сусной эссенции производился только в треугольных флаконах. Это снизило число отравлений этой ядовитой жидкостью. По требова­нию Пучкова были установлены решетки на околооконных люкахподвальных помещений, предотвратившие падение людей. Он до­бился запрещения передвижения по городу автомашин с яркими фарами и сведения до минимума звуковых сигналов автотранспор­та, рассеивающих внимание прохожих. На снегоочистительных ма­шинах были установлены красные стоп-сигналы, при буксировке неисправных автомобилей было введено обязательное освещение тросов. Сейчас мы не можем себе представить, чтобы эскалатор метрополитена не был снабжен никелированным устройством при входе и выходе из него. Это сооружение тоже было предложено Александром Сергеевичем как предотвращающее травматизм, ко­торый был значительным в первое время после открытия мет­рополитена.

Можно было бы привести множество примеров усовершенство­ваний и рациональных устройств, предложенных и внедренных в жизнь Пучковым. И едва ли сейчас кто-нибудь знает, что эти гуманнейшие идеи возникли в голове начальника Станции скорой помощи. А ведь это простые явления, требовавшие участливого человеческого вмешательства.

«Вы сами, вероятно, не постигаете как должно, что Вы сделали для родного города», — писал ему крупнейший историк искусства и литературы профессор Сергей Николаевич Дурылин. Сейчас все впервые сделанное, созданное А. С. Пучковым воспринимается как само собой разумеющееся, которое, словно оторвавшись от своего создателя, водворилось на свои места, для них предназначенные. Мы и не мыслим заменить их другими. Мы часто смотрим на то, что создано Пучковым, и не знаем, что это создано им.

В течение длительного времени, начиная с 1927 года, из-под пера Александра Сергеевича выходили статьи по различным воп­росам организации и оказания экстренной помощи, публиковавшие­ся в различных медицинских изданиях. Его изобретения, направлен­ные на совершенствование работы Скорой помощи, получили при­знание и были внедрены не только на московской, но и на ряде других станций в различных городах нашей Родины.

Долгое время ведущие ученые нашей страны (Н. Н. Приоров, В. В. Гориневская, А. Э. Рауэр и многие другие) настаивали, чтобы Александр Сергеевич подытожил свой многолетний труд в виде диссертационной работы. Профессор С. С. Юдин еще в 1942 году выдвигал кандидатуру А. С. Пучкова для присуждения ему ученой степени кандидата медицинских наук без защиты диссертации. По неизвестным сейчас причинам этого сделано не было, и только в 1946 году Александр Сергеевич завершил диссертационную ра­боту на тему: «Организация скорой медицинской помощи в Мо­скве». 17 мая 1946 года в Центральном институте усовершенство­вания врачей состоялась защита этой диссертации. Все лучшие умы тогдашней медицины приняли участие в заседании Ученого совета. Это объяснялось высоким авторитетом, которым пользо­вались Станция и ее начальник среди московских ученых. Это был триумф, увенчавший 25-летний труд выдающегося организа­тора. Зал не мог вместить всех желавших присутствовать на защите.