ВВЕДЕНИЕ
“Баньяновое дерево живет пять тысяч лет, но оно — баньяновое дерево, и ничего более. Человек, ставящий своей целью долгожительство, — просто здоровое животное”
Свами Вивекананда
***
“... Не существует здоровья как такового, и все попытки определить этот предмет оканчиваются плачевной неудачей. Необходимо иметь представление о твоей цели, о твоем умственном горизонте, о твоих силах, твоих склонностях, твоих заблуждениях и особенно о твоих идеалах и иллюзиях твоей души, для того чтобы определить, что же, собственно говоря, может означать здоровье для твоего тела. Отсюда следует, что существует бесчисленное множество видов телесного здоровья. И чем чаще каждому в отдельности, единственному в своем роде, будет дано право поднять голову, тем меньше будет веры в догму о “равенстве людей”, тем скорее наши медики откажутся от понятия “нормальное здоровье”, равно как и от “нормальной диеты”, “нормального протекания заболевания”. И только тогда пришло бы время задуматься о здоровье и болезнях души и причислить личную добродетель каждого к признакам здоровья его души, хотя, наверное, здоровье одного может выглядеть как его полная противоположность у другого. И наконец, остается открытым еще один большой вопрос: можем ли мы обойтись без заболевания, хотя бы для развития нашей добродетели, и не является ли наша жажда познания и самопознания в равной степени необходимой как больной, так и здоровой душе, иными словами, не является ли исключительная тяга к здоровью предрассудком, трусостью, чем-то вроде изощреннейшего варварства и ужасающей отсталости?..”
Friedrich Nietzsche “ La gaya scienza “
***
Само слово “болезнь” в русском языке происходит от слова “боль”. Вся жизнь человека есть постоянное стремление избежать боли и достичь удовольствия. Поэтому понятно немедленное, почти неосознанное желание человека избавиться от какой бы то ни было боли, однако в боли заключено столько же мудрости, сколько и в удовольствии: боль, подобно удовольствию, относится к наиважнейшим силам, направленным на сохранение рода. Если бы она не выполняла эту роль, она давно бы уже исчезла с лица земли; а то, что она причиняет страдания, не может быть убедительным аргументом против нее: такова ее сущность. Другими словами, стремление избежать боли как таковой является ошибочным, как и многие другие неосознанные желания. Каждая боль имеет свой источник, который по его природе нельзя свести к химическим формулам или физиологическим механизмам, как то делает современная наука, и лишь осознание этих глубинных корней может дать ключ к правильному поведению.
Конечно, существуют виды заболеваний, в которых отсутствуют болевые симптомы, как, например, в заболевании, рассматриваемом в данной работе. Однако правомерность причисления таких состояний к разряду болезней довольно спорна. В отсутствие боли единственный аргумент для такого причисления — это то, что какие-либо физические, физиологические или психические свойства так называемых “больных людей” отличаются от аналогичных свойств большинства населения нашей планеты, которые по определению принимаются за “здоровое состояние”. Но, как сказано в цитате, приведенной в начале работы, “здоровье одного может выглядеть как его полная противоположность у другого”, то есть существующее разделение на здоровые и больные состояния чисто условно. Кроме того, и результат адресного воздействия на “больные” состояния очень спорен. Человек есть чрезвычайно цельная система, и приведение отдельных ее характеристик к показателям большинства людей может нарушить всю систему в целом. Например, в современной науке существует множество теорий относительно причин нарушений зрения, однако ни одна из них не объясняет, почему при одних и тех же воздействиях, считающихся вредными, у одного эти нарушения происходят, а у другого — нет. Могут существовать тысячи реальных причин, о которых не подозревает ни “заболевший”, ни его лечащий врач. Известно, что 50% всей своей энергии человек тратит на зрение, а остальные 50% приходятся на все остальное (в том числе 40% — на пищеварение); таким образом, на борьбу с различными микробами и вирусами остается всего 10%. Вполне возможно, что именно нехватка энергии у конкретного человека привела к ухудшению его зрения (таким образом уменьшается количество информации, воспринимаемой через зрение, и соответственно уменьшается доля энергии, необходимой для ее обработки). В целом могут существовать тысячи ситуаций, когда исправление отдельных характеристик человеческого организма нанесет только вред.
Как уже было сказано, человек — очень сложная система. Например, с каждым вдохом и выдохом в нас разрушается 5 триллионов красных кровяных клеток — эритроцитов, и столько же их образуется новых. Каждая такая клетка — это 280 миллионов молекул гемоглобина, а каждая молекула способна связать и транспортировать 8 атомов кислорода. Значит, с каждым вдохом мы получаем 11 ´ 1020 атомов кислорода. Эти “строительные кирпичики” доставляются во все уголки тела, где каждый занимает специально подготовленную для него ячейку, не вытесняя, не выталкивая при этом более старого, изношенного “собрата”, а давая ему спокойно отмереть и покинуть свое место самостоятельно. Очевидно, что воздействие на отдельные элементы такой сложнейшей системы, а не на нее в целом, подобно попытке починить современную микросхему с помощью большой грубой отвертки. Если такие желающие все же существуют — далее для них приведен комплекс упражнений.
***
В последнее время в отечественной и зарубежной медицине заметно возрос интерес к немедикаментозным методам лечения, чаще всего связываемым с нетрадиционной медициной. В сфере офтальмологии таких методов сравнительно мало, а те что известны, к сожалению, не всегда дают желаемый эффект. Поэтому любая новая информация в рассматриваемой области всегда воспринимается с большой надеждой. За рубежом широкую известность получила методика лечения нарушений зрения, разработанная американским врачом У. Г. Бэйтсом (William H. Bates) (1860 — 1931).
Упражнения Бэйтса обращены, главным образом, к тем, кто страдает каким-либо видом аномалии рефракции[1] — близорукостью, дальнозоркостью или астигматизмом. В данной работе рассматривается система Бэйтса применительно к миопии (близорукости). ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
МЕТОДА БЭЙТСА
Основные теоретические положения метода Бэйтса можно свести к следующему.
Во-первых, глаз осуществляет процесс аккомодации[2] не столько путем изменения кривизны хрусталика, сколько путем воздействия на форму глазного яблока внешними мышцами, окружающими его.
В офтальмологии традиционным уже стало сравнение строения глаза с устройством фотокамеры. Если проводить аналогию между строением глаза и устройством фотоаппарата, то в глазе роль объектива выполняет прозрачное эластичное образование, имеющее форму двояковыпуклой линзы, — хрусталик. Лучи света, отражаясь от объекта, попадают в глаз и, проходя через хрусталик, фокусируются на сетчатке глаза. Сетчатка — аналог светочувствительной пленки в фотокамере — это тонкая оболочка, выстилающая внутреннюю поверхность глаза. Основной функцией сетчатки является преобразование светового раздражения в нервный импульс, который затем передается в мозг для последующей интерпретации.
Традиционный подход к функционированию глаза связан с теорией немецкого ученого Германа Гельмгольца. Согласно теории Гельмгольца, приспособление глаза к видению на различных расстояниях происходит путем изменения кривизны хрусталика. Кривизна хрусталика меняется путем воздействия специальной мышцы, которая называется цилиарной.
Теория работы глаза по Бэйтсу иная — в ней главная роль в процессах аккомодации отводится внешним мышцам глаза. Сверху, снизу и по бокам глазного яблока тянутся прямые мышцы глаза, которые обеспечивают его повороты в различных направлениях. Существуют и две косые мышцы глаза, которые опоясывают глазное яблоко по кругу. Бэйтс утверждает, что необходимая регулировка глаза для четкого видения на близком расстоянии осуществляется путем давления на глазное яблоко косых глазных мышц, в результате чего оно меняет свою форму, удлиняясь в передне-задней оси. Хрусталик при этом отдаляется от сетчатки глаза, сохраняя свою форму неизменной. При зрении вдаль косые мышцы глаза расслабляются, и глаз принимает свою обычную шарообразную форму, приспособленную в состоянии покоя глаза для зрения вдаль.
Бэйтс пришел к выводу, что главной причиной ухудшения зрения является психическое напряжение. Каждому виду аномалии рефракции соответствует свой собственный вид напряжения, которым она (аномалия) и вызывается.
Причиной нарушения зрения является усилие увидеть, разглядеть что-либо вне зависимости от того, на каком расстоянии находится объект зрения. От последнего обстоятельства зависит лишь результирующий вид аномалии рефракции. Так, миопия не связана с работой на близком расстоянии, а вызывается попытками разглядеть удаленные объекты. Обратное верно для гиперметропии (дальнозоркости) — она связывается с чрезмерным напряжением глаз при зрении вблизи. То есть всякий раз, когда глаз старается увидеть, он тотчас теряет нормальное зрение.
Таким образом, пока глаз находится в расслабленном состоянии, он обладает идеальным зрением. Исходя из всего сказанного, очевидно, что целью лечения должно быть снятие напряжения. Достижение расслабления, необходимого для улучшения зрения, потребовало разработки ряда упражнений, носящих как физический, так и психический характер.
Систему Бэйтса укрупненно можно подразделить на 3 части:
1. Общее (физическое) расслабление.
2. Психическое расслабление.