Вот одно интересное клиническое наблюдение: 9-летней девочке с подозрением на бронхоэктазы необходимо было осуществить бронхографию для уточнения показаний к оперативному лечению (решить вопрос об объеме резекции легкого). В анамнезе у ребенка аллергические реакции на большое количество препаратов, включая некоторые иммуносупрессоры. Трехкратная попытка проведения анестезин по различным методикам приводила на стадии индукции к бронхоспазму, требовавшему интесивной терапии. Девочка была выписана из стационара без уточненного диагноза, вопрос об операции был отложен на полгода. Спустя 6 месяцев она вновь поступила в стационар. С учетом невысокой травматичности манипуляции проведена моноанестезия диприваном без каких-либо проблем, и диагностичесчкая задача была решена.
Учитывая сказанное, а также весьма важное обстоятельство, которое всегда нужно учитывать при сравнении различных препаратов - отсутствие побочных эффектов в период пробуждения, становится совершенно очевидным, что диприван (пропофол) - это новый внутривенный гипнотический агент, обладающий уникальными фармакокинетическими и достаточно удовлетворительными фармакодинамическими свойствами, обеспечивающий быстроту и кратковременность клинического действия, хорошую управляемость и предсказуемость своих эффектов.
Диприван - это мягкий и краткосрочно действующий гипнотик, т.е. препарат, способный применительно к задачам общей анестезии обеспечивать один из ее компонентов - медикаментозный сон. Другие компоненты общей анестезии (анальгезия, нейро-вегетативное торможение, миорелаксация) могут достигаться только путем использования специально существующих для этого препаратов.
Особо отметим восстановительный период: ясное сознание с быстрой активизацией моторных функций, что характеризует Диприван как уникальный препарат по сравнению со всеми известными анестетиками и гипнотиками, делая его применение выигрышным особенно в амбулаторной практике и при кратковременных вмешательствах.
Принципиально важным является то обстоятельство, что диприван прекрасно комбинируется с анальгетиками наркотического и ненаркотического ряда, нейролептиками и внутривенными анестетиками, мышечными релаксантами, а также ингаляционными анестетиками. Причем отмечают, что выраженного синергизма препаратов при их сочетанием применении нет. В то же время сочетание дипривана с другими гипнотиками или анестетиками позволяет снизить их общие дозы. В силу особенностей кинетики пропофола (высокий клиренс и неактивные метаболиты) высшей его суммарной дозы нет. Это означает, что он может применяться как индукционное средство, так и для поддержания анестезии любой продолжительности.
Этим и определяется то, что препарат успешно применяется сегодня для анестезиологического обеспечения вмешательств в любых областях хирургии: общей, абдоминальной, торакальной, сосудистой, сердечной, травматологии, нейрохирургии, офтальмологии, гинекологии и т.д. Особую популярность препарат приобрел как средство для анестезии в амбулаторной хирургии, где большое значение имеет быстрое восстановление психомоторных функций пациентов. А это означает, что практически вся "малая" хирургия и диагностические манипуляции, требующие анестезии - сфера использования дипривана.
Сфера клинического использования препарата постоянно расширяется. В начале знакомства с препаратом мы использовали его, как правило, в качестве базисного гипнотического средства в схемах тотальной внутривенной анестезии (ТВА) при бронхоскопических исследованиях. Затем Диприван стали использовать как компонент ТВА при более травматичных и продолжительных эндоскопических операциях на трахео-бронхиальном дереве (ТЕД) по поводу стенозирующих заболеваний трахеи и главных бронхов, при лапароскопических операциях, а в последнее время - для индукции и поддержания анестезии в кардиохирургии.
Существенно, что применение Дипривана при эндоскопических вмешательствах значительно снизило потребность в наблюдении за больными в условиях ОРИТ, так как большинство больных переводится сразу же после операции в клиническое отделение.
Следует особо высказаться в пользу Дипривана при лапароскопических холецистэктомиях у больных с сопутствующими заболеваниями сердечно-сосудистой системы, в том числе планируемых на кардиохирургическое вмешательство. Убедительный опыт накоплен при использовании Дипривана у больных пожилого возраста (максимальный возраст 85 лет) при операциях, не требующих применения миорелаксантов и ИВЛ.
Интересные перспективы открывает Диприван в обеспечении седативного аффекта у больных ИБС при ренчгенэндоваскулярных вмешательствах. Так, при коронарографии, особенно при дилатации коронарных артерий (коронарная ангиопластика), безопасность пациентов во многом зависит от степени эмоционального торможения, которое эффективно достигается субгипнотическими дозами Дипривана. При этом сохраняется возможность контакта врача с пациентом. Имеет определенное значение (особенно у детей при зондировании полостей сердца) ваготоническое действие Дипривана, эффективно снижающего ЧСС.
Важно, что диприван можно применять и у взрослых, и у детей.
Имеется лишь два относительных противопоказания к применению дипривана: ранний детский возраст (до З-х лет) и акушерство, т.е. анестезия при кесаревом сечении.
Справедливости ради следует отметить, что эти ограничения к использованию дипривана выставляет фирма-производитель препарата. В частности потому, что диприван, как и большинство медикаментозных средств для анестезии, проходит через плацентарный барьер. Этот факт и вызвал рекомендацию производителей не применять препарат в 1 и 3 триместрах беременности, а также при родоразрешающих операциях. В то же время большое количество работ в зарубежной печати сввдетеяьствует об успешном использовании дипривана при операциях кесарева сечения. При этом отмечается отсутствие выраженного угнетающего действия на основные жизненнные функции плода, высокая оценка по шкале Ангар. Кстати сказать, экспериментальные исследования не выявили тератогенных воздействий пропофола.
Имеются также положительные данные о применении дипривана у детей раннего возраста. Естественен вопрос: чем же вызваны подобные рекомендации, ограничивающие использование препарата у названных групп пациентов? Вероятен такой ответ - разумным и серьезным отношением разработчиков дипривана, не проводивших и не поддерживавших подобных исследований в клинических условиях. На первый взгляд, это кажется нелогичным, но нужно вспомнить о той мере ответственности, которую несут западные фармацевтические фирмы в случаях негативных проявлений их продукции. Подобных примеров за пару последних десятилетий было достаточно. Таким образом, эта мера защищает фармацевтическую фирму от "клинического авантюризма", с которым мы все часто встречаемся.
В заключении следует высказаться о том, что внедрение Дипривана в повседневную практику улучшает качество анестезиологического обеспечения в целом, повышает безопасность пациентов. В свете внедрения системы страховой медицины и уже существующей коммерческой медицины становится понятно, что Диприван нужен нам уже сегодня.