Смекни!
smekni.com

Методика самоусовершенствования Цигун (стр. 2 из 4)

Кроме медицинского назначения, т.е. профилактики и лечения заболеваний, цигун может широко использоваться и для следующих целей.

Физкультура. Если тот, кто занимается физкультурой и спортом, овладеет методами тренировки по системе цигун, в особенности методами расслабления, позволяющими стабилизировать нерную систему, то это поможет сосредоточить в одной точке возбуждение коры головного мозга, особенно когда большая часть нервной системы будет находиться в расслабленном состоянии, что позволит исключить нервное напряжение перед выходом на спортплощадку, стабилизирует настрой, а после выхода на спортплощадку сделает движения гармоничными, использование сил рациональным, будет

способствовать взрыву сил, достижению на состязаниях более высоких результатов.

Двадцать с лишним лет назад My Чэнкуань прибыл в Шанхай с инспекцией и посетил Шанхайскую цигун-клинику для обмена опытом. Он ознакомил спортсменов г. Тянъцзинь с цигуном, и они стали тренироваться, сочетая занятия спортом с цигуном. В настоящее время в таких странах, как Западная Германия и Япония, также используются методы психической тренировки, базирующиеся на цигуне, с целью преодоления предстартовой напряженности и достижения более высоких результатов.

Театр. Артисты театра отрабатывают «ци поля киновари 11 - один из методов цигуна, позволяющий продлевать выдох, стремятся использовать незначительное количество воздуха при выдохе, чтобы длительное время петь арию. Поскольку только при глубоком вдохе можно продлить выдох, то при отработке дыхания требуется, чтобы возникало ощущение, что вдыхают до низа живота, при этом живот поджат, задерживают на короткое время воздух и выдыхают при пении или декламации, достигая желаемого эффекта. Кроме того, у драматического артиста или певца часто неустойчивое настроение приводит к тому, что отвечающие за выражение чувств мышцы не подчиняются приказам, игра становится неестественной, сценический эффект падает. Отработка расслабления с помощью цигуна в большой степени способствует восстановлению возможности произвольного управления мышцами, отвечающими за мимику.

Каллиграфическая живопись. В истории Китая было немало каллиграфов и художников-долгожителей, имевших отношение к занятиям цигуном. Чтобы создавать каллиграфическую надпись или картину, древние пользовались двумя видами опыта: «Кристальный дух, спокойные думы, исправить себя, поправить манеры, овладеть кистью, думать о жизни, около пруда стремиться к покою» и «Собирать увиденное, отражать услышанное, сердце прямое, ци гармонична - это гарантия прекрасного; если же сердце и дух неверны - знаки рисуются вкривь и вкось, воля и ци не гармоничны - знаки, конечно, все потрясенные». Другими словами, необходимо сконцентрировать сознание, отбросить побочные мысли, выправить сердце (душу) и сгармонизировать ци, затем объединить мысль и силу кисти и заниматься творчеством. Иногда прежде чем опустить кисть, опускают ци в нижнее поле киновари (т.е. делают вдох до низа живота), двигают пальцами и руками, опускают кисть на бумагу, движения кисти исходят как бы из поля киновари, то вбирая, то выпуская, поднимая тяжелое как легкое. Поэтому процесс каллиграфии и рисования - это тоже процесс тренировочной работы, при этом безусловно повышается техника и снижается ст

Такой же подход характерен при других видах творчества.

Образование. Когда учащиеся занимаются цигуном, это помогает ликвидировать нежелательные факторы окружающей обстановки (такие, как напряженность при обучении), приводящие к снижению психических возможностей. Серьезные занятия цигуном позволяют успокоить нервную систему, снять усталость с клеток мозга, затормозить и ослабить беспокойтво и возбуждение, способствуют возможности полного сосредоточения внимания. Все это повышает эффективность учебы, и таким образом у человека пробуждаются скрытые возможности умственной деятельности. Поэтому в некоторых странах цигун иногда называют «тихое сидение - творческое раздумье».

Цигун - способ самозакаливания тела и души. Способы закаливания многочисленны и многообразны, например, ушу, физкультура, и цигун - лишь один из этих комплексов, отнюдь не обобщение различных методов закаливания. Нет основания называть цигун всеобъемлющим методом «взращивания жизни» (т.е. заботы о здоровье) или методом избавления от всех болезней и продления долголетия. Поскольку в понятие «взращивание жизни» входит очень многое, резюмируем сказанное выводом, сформулированным в «Сувэнь», в «Истинной теории древнего неба»: «Те же, кто знает Путь, образцом берут инь-ян, гармонию у всех искусств, пить и есть - имей грань, встать, сесть - имей порядок, не безрассудно трудись и работай - сможешь тогда сочетать дух и форму, а иссякнут и небесные годы, окажется: счет шел на века». Другими словами, Путь взращивания жизни (ян шэн), метод взращивания жизни, способ изгнания болезней и продления долголетия включает следующее: необходимо выбирать способ тренировки в зависимости от сезона и изменений погоды, есть и пить - в определенное время, определенное количество, работа и отдых должны разумно чередоваться, физический и умственный труд - иметь определенные пределы. И цигун - лишь составная часть многих искусств (или способов взращивания воспроизводящей, жизненной и духовной энергий - цзин, ци, шэнь). Цигун - это метод тренировки, имеющий целью непосредственно предупреждать и лечить заболевани

В целом цигун можно разделить на два больших класса: статический и динамический. Статический цигун (цзингун, что можно перевести как «статическая работа».- М.Б.) пользуется сидячими, лежачими и стоячими позами, внешне статичными. При этом применяются такие методы, как расслабление, успокоение, концентрация, правильное дыхание, делается упор на внутреннем закаливании тела, отсюда другое название метода - «внутренняя работа» (нэйгун). Однако, будучи методом тренировки, он, безусловно, не обходится без движений. Как сказано в книге жившего в начале Цинской династии Ван Фучжи «Записки о вопросах мышления» («Сы вэнь люй»

Динамический цигун (дунгун, или динамическая работа,- М.Б.) использует методы движения конечностей в сочетании с сознанием и ци, а также самомассаж, похлопывание и другие приемы - с целью закалки внутренних органов, костей, мышц и кожи. Поскольку он предполагает движения, проявляющиеся вовне, его также называют «внешней работой» (вайгун); поскольку он проводится в условиях концентрации внимания и спокойного сознания, это метод «движения в покое».

Таким образом, содержание цигун-тренировки многосторонне, это не только метод дыхания, не только метод психотерапии, а особый процесс деятельности, направленный на закаливание внутренних частей организма.

Из выше перечисленных методов цигун-тренировок можно видеть, что они не совпадают с тем, что имеет место в физкультуре и ушу (воинских искусствах), каждый метод имеет свои особенности.

Если говорить о спортивной тренировке, то ее различные направления имеют соревновательные требования. Так, в гимнастике прыжки в высоту требуют поиска путей, как прыгать выше, прыжки в длину - как прыгать дальше, различные виды бега в гимнастике требуют бегать быстрей, а при поднятии тяжестей требуется поднять более тяжелый груз. При соревнованиях с мячом ищут, как вырвать победу у противника. У цигуна нет подобных требований. Конечно, некоторые виды спорта, если исключить соревнования, тоже хороши для закаливания, если, например, бег наперегонки заменить медленным бегом.

Если теперь рассмотреть воинские искусства, то они тренируют бойцовские качества, отрабатывают технику рукопашного боя, чтобы добиться победы путем ударов, поддержать тело и защитить себя, упражняются в имитации нападения и защиты. Все движения в воинских искусствах выражают их бойцовский характер и закон силы. Цигун же не предполагает подобных требований. Тайцзи-цюань - одна из гимнастик - метод борьбы, в котором используют податливое, встречая жесткое усилие. Как сказано в книге Чжан Взньюаня «Вопросы и ответы, касающиеся общих сведений по тайцзи-цюаню»: «Тайцзи-цюань - не цигун, это техника борьбы». Однако движения в тайцзи-цюане мягкие и естественные, требуется все выполнять очень спокойно, объединять движение и сознание, присоединяя соответствующее дыхание, поэтому в ушу эту технику также называют «гимнастикой внутренней школы» (нэйцзя-цюань). Тайцзи-цюань можно сочетать с занятиями цигуном, некоторые его моменты можно включить в цигун-тренировки.

Что касается «жесткого цигуна» (ин цигун), то это органическое соединение двух вещей: «внутри тренируют один вдох ци, снаружи тренируют мышцы, кости и кожу», то есть путем вдыхания ци, движения ци, соединения ци, наполнения ци и пр., добавляя впридачу внешние удары, добиваются того, чтобы мышцы стали более крепкими. Если при этом после усиленного вдыхания присоединяют ци и внутри мощно концентрируют силу с помощью сознания, то тогда эту силу взрывообразно выбрасывают наружу через одну из конечностей, в случае быстроты движения можно иметь огромную ударную силу, а в случае медленного движения можно воспринять тяжелый удар и мощное давление.

Таким образом, «жесткий цигун» и рассматриваемый здесь цигун имеют неодинаковые требования, разница между ними очевидна. Соответствующие организации проанализировали и изучили особенности техники «жесткого цигуна» (или жесткой работы - ингун) и сделали первичное заключение: «жесткий цигун» не относится к области спорта и не соответствует смыслу воинских искусств, поскольку он не пригоден для широкого внедрения в качестве метода укрепления организма и не имеет особенностей ударов в нападении и обороне. Однако нужно сохранить имеющую ценность особую технику жесткой работы, нельзя терять традиции. То, что связано с мистикой и ложным, надо отбросить. Это мнение очень ценное.

Цигун-тренировки имеют такие следующие особенности.