Чжун Юань цигун. Школа Мастера Сюи Минтана
Ма Цзижень
Перевод с кит. и комментарии М.М. Богачихина
«Китайское учение о жизненной энергии.»
Одна из очень толковых книг по цигун, появившихся на российском рынке. Рекомендуем её всем, изучающим цигун.
ЗАО издательство ТИМОШКА, 1996.
Глава I
ПОНЯТИЕ О ЦИГУНЕ И ЕГО ОСОБЕННОСТЯХ 1
Цигун - древняя китайская лечебная техника. В наше время, с 50-х годов, ее начали применять в клиниках и добились определенных успехов, она получила достаточно широкое распространение. Однако сам термин «цигун» трактуется у разных авторов неоднозначно. Одни исходят из значений составляющих слово иероглифов, рассматривая «ци» как дыхание, а «гун» как постоянные упражнения в регулировании дыхания и положений тела. Другие видят смысл термина в работе (гунфу) над ци. Третьи полагают, что название не соответствует содержанию. В древности метод называли «ян шэн фа» - «метод взращивания жизни». В одном докладе о цигун-терапии цигун назвали «методом закаливания во время отдыха», в другом - «методом психотерапии».
Надо сказать, что в древности словосочетание «ци гун» встречается крайне редко - говорят, только в книге даоса Сюй Суня во время династии Цзинь (265-420 гг.), а также - значительно позже - в одной из книг в конце Цинской династии. Термин этот довольно широко распространен среди занимающихся ушу (боевыми искусствами). Так, в современной книге «Тайны шаолиньских гимнастик» 2 говорится: «Цигун - два сказа: один - взращивать ци, второй - тренировать ци». Однако первое из этих понятий говорит о даосской саморегуляции (гунфу), второе - о тренировке ушу, к рассматриваемому здесь цигуну это отношения не имеет. Только существовавший до освобождения (1949) «ицигун» 3 относится к рассматриваемой модели. В 1934 г. в Китае вышла книга о лечении чахотки методом цигуна, но внимания она не привлекла.
В 1960 г. директор Таншаньской клиники цигун-терапии Ван Цзиньбо прибыл в Шанхайскую городскую клинику цигун-терапии, где специалисты обсуждали вопросы терминологии, ибо «если имя не дано, то как именовать?» И было решено не понимать иероглиф «ци» узко, опираться на практически вкладываемый в него смысл. Исходили из того, что цигун - метод и теория самостоятельной тренировки тела и духа, прошедшие в народе длительный путь развития. Тренируя позы, дыхание, расслабляя тело и сердце (душу), концентрируя и используя сознание, совершая ритмические движения и пр., можно регулировать и усиливать различные механизмы человеческого тела, инициировать и возбуждать скрытые в теле силы. Это оказывает оздоровительное и общеукрепляющее действие, способствует профилактике заболеваний, долголетию. Использование цигуна для последней цели и говорит о методах цигун-терапии.
В «Хуанди нэйцзин» 4 в числе пяти методов лечения: иглоукалывание каменными иглами, использование лекарств, прижиганий, «девять игл», упоминается «дао инь ань цяо» 5 - это и есть древний цигун. В перечислении восьми слов: выдыхать, вдыхать, выплевывать, набирать, медведем повисать, птицей вытягиваться - содержится описание метода «даоинь». Ныне это называют статическим и динамическим цигуном. Многие классические медицинские трактаты на протяжении веков рассматривают эту технику.
Однако методы, используемые в цигуне, словами передать очень трудно. Кроме того, и в древности, и сейчас людей, овладевших им, не очень много. В Цинское время (1644-1911 гг.) Чжоу Сюэхай писал: «О методах даоинь - литература таинственная, смысл скрытный, многое не прочитаешь, стыдно, но не усвоить эти методы». Поэтому часто цигун считают священной тайной, смысл которой понять невозможно. Поэтому в прошлом специалистов по цигуну было очень мало.
Цигун - часть традиционной китайской медицины, но некоторые относят его (а точнее, «метод взращивания жизни») к даосской саморегуляции (гунфу) и возводят к Лао-цзы. Позже он стал методом самосовершенствования (сю фа) в тайных даосских сектах. Когда во время Восточно-ханьской династии (в начале нашей эры) в Китай проник буддизм, имевший собственный метод «взращивания жизни», методика цигуна получила дальнейшее развитие. Считается, что ответвлений цигуна очень много, в даосизме они разделяются на две группы - северные и южные, поскольку даосизм раскололся на северный и южный.
Существование цигуна уходит в глубь веков, вплоть до периода Тан Яо 6 . В годы «весен и осеней» и «борющихся царств» (VIII- III вв. до н.э.) он уже получил развитие, и в течение веков на него оказали влияние и даосы, и конфуцианцы, и различные методы укрепления здоровья, бытовавшие в народе. О некоторых методах цигуна пишется в даосских трактатах «Лао-цзы», «Чжуан-цзы». Это говорит о том, что уже в то время эти методы были известны: при Цинь (246-207 гг. до н.э.) и в начале Хань (с 206 г.) числилось, например, с десяток философских школ, и даосизм принадлежал лишь к одной из них.
В самом даосизме тоже было много направлений и не в каждом использовали цигун. После династий Сун и Юань (X-XIV вв.) существовало два основных направления. Первое называлось сектой единого (чжэн и пай) или сектой амулетов и талисманов, заговоров и заклинаний, служащих для «изгнания бесов и снятия порчи». Второе называлось сектой киновари и котла (дань дин лай) или сектой плавления и взращивания (лянь ян пай), на севере именуемой сектой полной истины (цюань чжэнь пай), она имела задачей «плавить киноварь и добиваться долгой жизни», поэтому говорили о даосском учении золотой киновари (цзинь дань дао цзяо) 7 . Метод тренировки называли «техникой внутренней киновари» (нэй дань шу). Распространилась она со времени династий Сун и Юань (Сун: 960-1279 гг.). Основателем южной школы называют Чжан Бодуаня, а Ван Чжэ считают основателем северной школы. При династиях Мин и Цин появились, кроме того, так называемые западная и восточная школы.
Следует иметь в виду, что медицинский цигун и даосская техника внутренней киновари имеют каждая свои особенности. Однако относиться пренебрежительно к даосским и конфуцианским гимнастикам, тем более отвергать их не следует, так как ими накоплен опыт, который можно выборочно использовать.
Автор наблюдал немало хронических больных, начавших заниматься цигуном, после чего состояние у них стабилизировалось, некоторые выздоровели и вернулись к труду. Это говорит о терапевтическом действии цигуна. У тех, кто после выздоровления продолжал заниматься цигуном, здоровье укрепилось еще более. Некоторые ослабленные или дряхлые после занятий цигуном укрепили тело, восстановили жизненные силы, стали более жизнерадостными, что говорит о профилактическом действии цигуна. Китайская медицина объясняет все это тем, что цигун активизирует ци и кровь, гармонизирует «плотные» (цзан) и «полые» (фу) внутренние органы, усиливает истинную ци 8 успокаивает сердце 9 и дух (шэнь), каналы (цзин и ло, т.е. продольные и поперечные) прочищаются, здоровье укрепляется, кости становятся более прочными.
Китайская медицина считает, что эмоционально-волевая деятельность человека сопровождается семью чувствами: радость, гнев, печаль (тоска), размышление, скорбь, страх, испуг; обычно они находятся в рамках биологических процессов и не ведут к заболеванию. Однако при длительном психическом возбуждении или при внезапной резкой психической травме, выходящей за рамки возможностей регулирования психической деятельности, возникает потеря способности управления работой инь и ян, ци и крови, плотных и полых внутренних органов, и развивается болезнь. Данные биопсихологии также говорят о том, что настроение отражается на вегетативной нервной системе, системе внутренних секреций, тесно с ними связано и отражается на их работе.
Так вот, расслабление, вхождение в ,покой 10 , управление дыханием, отрабатываемым в цигуне, как раз оказывают непосредственное влияние на центральную и вегетативную нервную систему, позволяя воздействовать на настроение в сторону его улучшения. А непрерывное улучшение настроения, в свою очередь, все более улучшает характеристики физиологической деятельности, образуя цикл улучшения. Так, расслабление мышц и скелета полезно для центральной нервной системы, особенно в отношении понижения напряженности симпатической нервной системы. И когда во время тренировок «входят в покой» и прерывается связь с внешним миром, то это оказывает на кору головного мозга тормозящее действие, позволяя восстановиться клеткам коры головного мозга, работа которых из-за избыточного возбуждения стала сумбурной; кроме того, это может оказать защитное действие при возникновении вредного стресса от внешних впечатлений. Далее, с помощью управляемого дыхания можно массировать внутренние органы, способствуя кровообращению, усиливая работоспособность органов. К тому же при регулировке дыхания возбуждается дыхательный центр, что оказывает положительное влияние на общее состояние человека и, кроме того, гармонизирует симпатическую и парасимпатическую нервные системы, относящиеся к вегетативной нервной системе.
В результате такой тренировки и изменений, возникших в организме, головной мозг, безусловно, в значительной степени понизит свою чувствительность к травмирующим действиям семи чувств. А с другой стороны, торможение дыхания и вегетативной нервной системы, расслабление костей и мышц, возникающие при тренировках, - это форма единой реакции организма, входящего в покой, это реакция, характеризующаяся низким метаболизмом и накоплением энергии, или процесс, способствующий подпитке, т.е. биологически это «стабильность внутренней среды», самый благоприятный момент для процессов, протекающих в теле человека. Поэтому занятия цигуном могут не только способствовать сохранению здоровья и укреплению тела, но и оказать лечебное воздейс