Родственники повздыхали, но на завод отвели. Зарплату на заводе, обеспечивающем работой весь город, платят регулярно. Вопрос, – где взять деньги? – перед салдинцами не стоит, гораздо актуальнее другой: куда их тратить? Павел и Марина ответ нашли быстро: на наркотики. Впрочем, была одна тонкость: ханка, которую местные «умельцы» варили из опия, была не совсем чистая.
Павел и Марина первыми начали окислять ханку собственной кровью – по примеру украинских наркоманов. Сваренный таким способом наркотик они предложили соседям – молодой чете, давно сидящей на игле. Результат превзошел все ожидания: «залет» от новой ханки был раз в десять круче, чем от прежней. Через месяц все наркоманы в Верхней Салде перешли на «кровяную» чистку. А еще через месяц Марина ошарашила Павла неожиданным известием: она беременна.
Аборт Марина решила делать, не раздумывая. Сдала все анализы и уже собиралась отправиться на операцию, как вдруг из больницы позвонили и попросили еще раз срочно сдать кровь из вены. Она сдала. На следующий день ее снова вызвали в больницу. Врач, запинающимся от волнения голосом, сообщил, что у нее в крови обнаружен СПИД, потом поправился – ВИЧ-инфекция. В тот же день взяли кровь у Павла. Она тоже оказалась ВИЧ- инфицированной.
Для местных врачей известие о ВИЧ-инфекции в городе прозвучало, как гром среди ясного неба. Забегали руководители, забеспокоились медсестры – шприцы в больнице были не одноразовые, кровь у больных бралась и им же переливалась без особых мер предосторожности. Начавшуюся было панику успокоили заверениями, что это – единичный случай, что Павел и Марина заразились еще на Украине и что сейчас их туда же и высылают. Однако через некоторое время пришло новое сообщение – у какого-то 16-летнего наркомана тесты на ВИЧ дали положительную реакцию. Конечно, все себя успокаивали, что на этом все и закончится, что это не тек уж и страшно – хохлы завезли, местный дурак-малолетка подцепил, на нем ниточка и оборвется. И действительно: больше известий о выявленной ВИЧ-инфекции не поступало. Город начал забывать о напасти, как о чем-то мимолетном, что промчалось, лишь ненароком зацепив кого-то из 56-тысячного населения.
…Все стало предельно ясно, когда в течение одной недели сразу у семерых салдинцев тесты показали: в их крови присутствует вирус иммунодефицита. Вот когда началась паника. Самая настоящая – с предложениями объявить в городе чрезвычайное положение, закрыть его, ввести тотальное тестирование всех без исключения жителей города, отловить наркоманов и закрыть их на местной базе отдыха, самих ВИЧ инфицированных поместить в инфекционное отделение больницы под милицейский надзор…
Все это досконально обсуждалось, отвергалось, принималось, а вирус спокойно и без суеты делал свое дело. ВИЧ – инфекция обнаружилась еще у двух жителей, потом у трех, у пяти, у девяти, снова у трех…. Клубок раскручивался в каком – то жутко медленном и от того еще более пугающем темпе.
К ноябрьским праздникам 1997 года в Верхней Салде было обследовано 44 ВИЧ – инфицированных больных. Проведенный сравнительный анализ заболевших выявил пугающую тенденцию: оказалось, что ровно половина из подцепивших вирус – это несовершеннолетние или только отпраздновавшие 18-летие ребята. Самому «старому» больному всего 21 год.
Чтобы как-то затормозить эпидемию, с наркоманами стали производить профилактические беседы с призывами срочно сдавать кровь на тестирование и пользоваться только своими шприцами и собственноручно сваренной ханкой. Наркоманы толпами пошли сдавать кровь. Однако уже было поздно. В городе каждую неделю выявляли до пяти вирусоносителей. В основном заражение идет через шприцы, но нарастает вал заразившихся половым путем.
Сейчас город живет надеждой. Что как-то, пока неведомо для всех, удастся все-таки остановить эпидемию. На борьбу с ней областной бюджет выделил Верхней Салде средства. Город напуган и зол. На себя, на больных, на весь мир. Люди устали от СПИДа и паники. «Как хорошо было раньше…» – грустно качают они головами, и добавляют: «Ну почему у нас «рвануло», вон у соседей все спокойно».
….У соседей – в Нижней Салде – действительно пока все тьфу-тьфу. Там, правда и на ВИЧ никого еще не протестировали.
Таким образом, верхнесалдинские события как в миниатюре показывают, что наркомания и «чума» века есть социальное зло и социальная опасность для всего человеческого общества.
По данным ООН сегодня на Земле заражены ВИЧ-инфекцией 50 млн. человек, 16 млн. человек уже нет в живых.
В России зарегистрировано только более 36 тысяч случаев смертельной болезни, а на самом-то деле в стране уже более 100 тысяч инфицированных, то есть в России явно началась эпидемия инфекции, вызываемой вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ).
Наряду со СПИДом существует ряд других заболеваний, которым подвержены люди, употребляющие наркотики: это гепатит «С» и венерические болезни. Можно сказать, что эпидемия СПИДа обошла наш город стороной, но о вензаболеваниях такого сказать нельзя.
Несмотря на то, что за последние 3 года в Краснотурьинске значительно снизилась заболеваемость сифилисом и гонореей, наблюдается превышение среднеобластного показателя на 34 процента. В абсолютных цифрах в 1998 году сифилисом переболело в городе 268 человек. Зарегистрирован случай врожденного сифилиса. Как показывают данные, в основном вензаболеваниям подвержены лица в возрастных группах от 15 до19 и от 20 до 49 лет. Это прежде всего представители декретированных групп населения, а также работники предприятий негосударственной собственности. Следует отметить также, что 33 %заболевших были выявлены при профилактических осмотрах, в то же время на 34 объектах города медосмотры проводились несвоевременно. Жители не придают этому особого внимания этому профилактическому мероприятию, тогда как именно здесь выявляются наиболее опасные заболевания.
В местной СПИД- лаборатории можно анонимно обследоваться не только на наличие ВИЧ-инфекции, но и на сифилис, а также гепатит «В» и «С». В 1999 году обследовались около 160 человек, из них подавляющее большинство – люди до 35 лет.
Заболеваемость гепатитами в Краснотурьинске превышает среднеобластные показатели: в 3 раза выше областного уровень носительства гепатита «В» (378.39 на 100 тыс. населения против 124.5) и в 2.5 раза возрос уровень носительства гепатита «С» (231.94 против 102.0). Носителей гепатита «В» в городе за последние 3 года выявлено 1052 человека.
Кроме того, необходимо подчеркнуть, что 66.7% заражения гепатитом «С» приходится на парентеральное употребление наркотических средств, то есть наркоманов. По данным ОВД, лиц, связанных с наркотиками, в Краснотурьинске взято на учет: в 1995 году - 28 человек, в 1996 году – 150 человек, в 1997 – 110 человек, в 1998 году – 246 человек, то есть ежегодно отмечается значительный рост числа наркоманов. А вот на учете у нарколога с диагнозом «наркомания» регистрируется лишь незначительная их часть: в 1995 году – 4 человека, в 1996 году – 36 человек, в 1997 году – 53 человека, в 1998 году – 70 человек. Поэтому значительная часть «группы риска» не попадает под лабораторное обследование, что увеличивает в городе угрозу возникновения ВИЧ-инфекции.
Следовательно, в современных условиях на фоне наркомании проявляются самые опасные и сложные болезни, которые отрицательно влияют на генофонд всего общества, могут привести и к его деградации.
3. Наркотики и преступность
Сегодня мир наркоманов структурно организован. Установки и ценностные ориентации наркоманов и токсикоманов игнорируют системы социальных ценностей, запреты и ограничения общества, что в свою очередь порождает рост преступности.
На начало 1999 года в России официально зарегистрировано 160 тысяч больных наркоманией и 93 тысячи злоупотребляющих наркотиками. Эксперты полагают, что если данные о числе больных относительно достоверны, то реальное число злоупотребляющих наркотиками на самом деле больше в несколько раз.
Влечение к наркотику диктует поведение наркомана. Все другие интересы, воля, контроль над своими поступками подавляются, все устремления на поиск наркотика, на преодоление препятствий к его достижению любыми способами и средствами. Именно в этот момент наркоман может совершить и совершает тяжкие преступления – кражи, грабежи, убийства.
Хроническое отравление уродует личность молодых людей: изменяется характер; в окружающих, даже в близких людях, они видят врагов; полное безразличие к жизни сменяется периодами злобности, возбуждения и агрессивности. В состоянии наркотического голода, так называемой абститенции, они способны на любое преступление.
Статистика показывает, что преступления, связанные с наркотиками, возросли на 210,5%.
Краснотурьинским городским судом в 1998 году с вынесением приговора рассмотрено 435 уголовных дел, в том числе 22 – в отношении 30 лиц, связанных с наркотическими веществами. Из 30 обвиняемых были осуждены 29 человек. Один оправдан за недостаточностью доказательств. В числе осужденных трое несовершеннолетних. За сбыт наркотических веществ осуждены шесть человек, четверо осуждены за приобретение и хранение наркотических средств с целью сбыта.
По итогам работы Краснотурьинского ОВД за 1999 год, подведенным в 2000 году, можно сказать, что в результате осложнения наркотической ситуации в области, связанной с увеличением спроса на наркотики, при неуклонном росте масштабов их распространения число выявленных и зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков на территории города Краснотурьинска возросло с 59 до 92.
Причиной нашего бессилия в борьбе с наркоманией, в том числе детской, можно назвать и несостоятельность законодательной базы в данной сфере. Посмотрим, что мы здесь имеем. В период с 1961 по 1988 год принято три международных правовых акта, направленных на борьбу с наркотической заразой: Единая конвенция о наркотических средствах, Конвенция о психотропных веществах и Конвенция ООН о борьбе против оборота наркотических средств и психотропных веществ. Россия присоединилась к этим конвенциям, а теперь еще и приняла собственный закон с целью противостоять злу, но о нем и его реализации позже.