Исследование, проведенное экспертами Всемирной организации здравоохранения, ясно определяет физическую зависимость от морфия. Уже в небольших дозах (5-10г) морфин вызывает изменения в течении психических процессов. Возникает эйфория, оживляются фантазии, острее становится восприятие, выполнение нетрудной умственной и физической работы сопровождается иллюзией легкости. Вместе с тем затрудняется концентрация внимания, снижаются потребность в какой- либо деятельности, продуктивность, уменьшается объем двигательной активности. При введении морфина оживление фантазирования нередко сопровождается эйдетическими переживаниями приятного содержания. По своему желанию наркоманы могут “заказать” и “менять” содержание своих переживаний. В последующем “контроль” над своими видениями утрачивается и приступы эйфории чередуются с переживанием ужасающих сцен, а переживания больных все чаще начинают носить типичный галлюцинаторный характер.
Привыкание к опиатам наступает сравнительно быстро: буквально через 2-3 приема наступает психическая зависимость. Мысли о необходимости наркотика носят навязчивый характер. Быстро развивается и физическая зависимость.
Состояние морфинной абстиненции сопровождается мучительными болями в мышцах, внутренних органах, кровавым поносом, падением сердечно- сосудистой деятельности, нарушениями сердечного ритма и дыхания. Больные жалуются на боли в суставах, конечностях, слезоточение, насморк, чиханье, кашель, зевоту. Явления абстиненции сглаживаются на 5-6 день, однако жалобы на расстройства сна, боли могут иметь место спустя месяц и более после начала лечения.
Постепенно постоянное употребление препаратов опийной группы ведет к изменениям личности, психической и физической деградации; наступают изменения характера, выражающиеся в общем огрубении, безразличии, эгоцентричности. Появляются повышенная конфликтность, склонность к аффективным реакциям с демонстративным рыданием, самоповреждением и суицидальными попытками.
В процессе морфиномании кожа становится сухой и землисто- серой, на ней видны следы инъекций, а вместо вен определяются плотные тяжи; зубы лишаются эмали; зрачки постоянно сужены, лицо одутловатое, артериальное давление и частота пульса заметно сниженны, снижается либидо, у мужчин развивается импотенция, у женщин может нарушаться менструальный цикл, вплоть до аменореи; нарушается функционирование желудочно-кишечного тракта. Отмечаются выраженные вегетативно- сосудистые реакции, потливость, ощущение жара и озноба, сердцебиения, появляются обмороки.
Психические нарушения представлены чаще всего глубокой депрессией или приступами отчаяния и тяжелейшего психомоторного возбуждения. Достаточно характерным для морфинной наркомании является нарушение сна. Затрудненное засыпание, прерывистый сон, кошмарные сновидения вызывают чувство страха перед наступлением ночи. Психотические расстройства при морфинной наркомании встречаются редко. Кроме упомянутых депрессивных состояний наблюдаются делириозные синдромы с типичными для них яркими галлюцинаторными переживаниями, тревогой, страхом, двигательным возбуждением. На поздних этапах наркомании описываются амнестические синдромы типа корсаковского с явлениями полиневрита. Теряется память на текущие события, больные нечетко или неправильно ориентируются во времени, в месте пребывания, склонны к псевдореминисценциям.
Что же касается привычки психического характера, порождаемой этим опиатом, то в данной работе указывается, что проявляется она главным образом «в непреодолимом побуждении продолжать одурманивать себя и находить морфий любыми способами, что бы испытывать желаемое удовлетворение или чтобы избежать любого ощущения страдания».
«Непреодолимое побуждение» - сложное, очень трудно объяснимое явление. Многие врачи и фармакологи пытались найти его причину, для чего пробовали принимать морфий. Результаты оказались неожиданными, ибо этот наркотик, так же как и все прочие, вызывает различные реакции, в зависимости от каждого субъекта в отдельности.
Попытка использовать морфий в качестве противоядия против опиомании привела лишь к проявлению морфинизма, точно так же как не дала удовлетворительных результатов замена морфия метадоном. Знаменателен в этом смысле медицинский эксперимент, проведенный над одним бывшим наркоманом. Ему предоставили возможность самому выбрать наиболее подходящий для опыта наркотик. Человек выбрал морфий. Постепенно увеличивая дозы, на 90-й день он ввел себе 900 мг. В этот миг, когда ему сообщили, что в течение месяца у него отнимут морфий, но зато можно будет заменить его метадоном, который облегчит абстиненцию, он поспешил увеличить дозу морфия до 1300 мг. Несмотря на все усилия, замена не удалась. Морфий оказался сильнее, притягательнее.
Опиум и морфий пребывали на вершине своего господства, когда за два года до конца прошлого столетия появился героин. После девяти с лишним десятилетий своего существования морфий, применявшийся в медицине и обожествлявшийся наркоманами, должен был уступить место собственному производному (ацитоморфину), которое, взятое в равных количествах, оказывало действие в три раза активнее и во много раз вредоноснее. Вначале новый наркотик завоевал репутацию поливалентного медикамента. Дающего быстрые и порой удивительные результаты в лечении астмы, бронхита, туберкулеза и нервных депрессий. В то время еще не знали целиком второго лика героина и многие врачи, считая его подлинной терапевтической панацеей, ратовали за широкое применение в виде хлоргидрида.
Даже такой опытных специалист в области наркотиков, как французский профессор доктор Р.Порак, автор большого научного труда о дурманящих веществах, вышедшего в 1927 году, безоговорочно поддержал новый алкалоид опиума, сожалея, что «этот продукт очень мало применяется». Не догадываясь о разрушениях, которые будет производить впоследствии героин, активно порождающий наркоманию, Порак безмятежно писал: «При любой боли он действует гораздо сильнее морфия или цельных экстрактов и вдобавок сообщает особое ощущение хорошего самочувствия и душевного спокойствия, которого не дают другие средства… Кроме своего анальгетического свойства героин – лучшее лекарство при острых приступах меланхолии». Доктор Порак рекомендовал героин как средство предупреждения… самоубийств. Несомненно, теперь, когда героин запрещен как один из опаснейших наркотиков. Французский врач был бы намного сдержаннее в своих оценках.
Обладая менее снотворным действием, чем морфий, но чрезвычайно токсичный, героин получил быстрое распространение, став одним из основных столпов наркомании в мире. Из Германии, где его впервые произвели в 1898 году на Байеровском заводе, он перекочевал во Францию, где завоевал мир наркоманов на Монмартре и в Марселе. Совершив несколько прыжков в Англию, Италию и Испанию, яд проложил себе путь на Восток. Еще в 1922 году на Дальнем Востоке отмечается появление «красных пилюль», пришедших на смену маленьким лепешкам опия в курильнях Гонконга, Шанхая, Сингапура, Манилы. Эти красные пилюли продавались по более низкой цене, чем опиум, и содержали смесь героина, морфия, кофеина и других веществ. Вскоре они заполонили местные рынки, пользуясь спросом преимущественно у неимущих наркоманов. Прошло совсем немного времени, и по дорогам нелегальной торговли героин пересек Тихий океан, проникнув в Соединенные Штаты, где зарекомендовал себя как один из самых популярных наркотиков.
В 1935-1940 годах героин наводняет страны средиземноморского бассейна, вызвав интенсивную контрабандную деятельность в Турции, Египте, Ливане, Сирии, Греции, Италии, Франции, Тунисе, Алжире и Марокко.
Психофизиологическое действие героина многосторонне изучались, и в настоящее время нет уже никакого сомнения относительно вирулентности этого наркотика, которых действует сильнее морфия и вызывает более тяжелые формы приступов абстиненции, с нарушениями дыхания и полной депрессией. Хроническая интоксикация, напоминающая отравление морфием, проявляется в виде общей слабости, бессонницы, тошноты, конвульсий, психических расстройств, сердечных толчков, а иногда вызывает и состояние, предшествующее острой сосудистой недостаточности. В отличие от опиума, влияние которого продолжается десять-двенадцать часов, героин действует быстро, заставляя свою жертву повторять инъекцию каждые три часа. Зависимость, порождаемая героином, столь деспотична, что никогда человек, привыкший к нему, не вернется к опиуму. Что же касается «особой эйфории», привлекающей любителей сильных ощущений, то можно утверждать, что фактически ввергает несчастных в пучину неописуемых страданий. Доктор Поро рассказывает о признании одного француза, бывшего колониального чиновника, которых после возвращения на родину отказался от трубки опиума ради героина, однако убедился, что сильнодействующий алкалоид не только не приводил его в состояние ожидаемой эйфории, а подвергал резким, невыносимым, мучительным до изнеможения ощущениям. Токсичность героина доказана и случаем, о котором рассказывает турецкий клиницист Мазахар Осман Узман. Речь идет о героиномане, интернированном в Стамбуле для дезинтоксикации. Он сумел пронести в больницу небольшой запас белого порошка для … тяжелых часов лечения и не нашел другого более надежного места, чтобы спрятать свое крошечное сокровище, кроме как в … ноздре. Ночью бумажная обертка увлажнилась, порошок героина растворился, и его ядовитое действие вызвало сильную гиперемию нервных центров на уровне подкорковых слоев. Больной скончался.