Смекни!
smekni.com

Неврозы (стр. 2 из 3)

Неврастенический тип конфликта представляет собой противоречие между возможностями личности, с одной стороны, ее стремлениями и завышенными требованиями к себе, с другой.

Указанные типы невротических конфликтов в определенной степени соответствуют трем основным формам - истерии, неврозу навязчивых состояний и неврастении.

Для больных неврозами характерны такие особенности личности, как слабость, нерешительность, склонность к рефлексии, зависимости от окружения, поиски одобрения, стремление к нормативности.

Психологический конфликт обусловливается пересечением значимых для личности потребностей, причем их значимость может быть понятна лишь из жизненной истории развития личности. Патогенными психологические конфликты становятся лишь при неадекватной направленности отношений личности и, тем самым, ее неспособностью разрешить конфликтные ситуации. Наиболее часто в качестве неудовлетворенных потребностей, обусловливающих конфликт, выступают потребности:

1. адекватной социальной оценки (трудовой деятельности и личных достоинств);

2. любовно-эротические;

3. дружественного общения;

4. самовыражения и самоутверждения и др.

Для больного неврозом характерно не наличие одного или двух ведущих, наиболее значимых конфликтов, а существование широкого их спектра, обусловленное нарушениями системы отношений, среди которых эмоционально-неблагоприятное, неадекватное отношение к себе выступает в качестве наиболее патогенного, обусловливающего множество субъективно неразрешимых противоречий. Можно выделить общие для больных неврозами нарушения личности, среди которых инфантильные и эгоцентрические черты являются основными и обусловливают эмоциональную, поведенческую и социальную дефицитарность личности больного неврозом.

Взаимоотношения врача и больного неврозом имеют определенные особенности в зависимости от применяемых методов лечения. В Н.Мясищев отмечал, что чем более реактивным является заболевание, тем легче снимаются его проявления с помощью симптоматической психотерапии, в частности директивно-суггестивных методов. Чем глубже изменила болезнь отношения и характер личности, тем более необходимо в лечении такого больного патогенетическая психотерапия, направленная на реорганизацию личности. Однако, симптоматические методы психотерапии (гипнотерапия, аутогенная тренировка, наркопсихотерапия, условно-рефлекторная терапия), направленные преимущественно на ликвидацию симптомов, в процессе терапии могут приобретать и патогенетический характер.

Патогенетическая психотерапия, основа которой еще в 30-е гг. начал разрабатывать В.Н.Мясищев, строится на понимании личности как системы отношений и прежде всего ее взаимоотношений с окружающими людьми. Наиболее прочные положительные результаты психотерапии достигаются, если удается не только изменить отношение больного к непосредственным психотравмирующим обстоятельствам, но и его жизненные позиции в целом. В состоянии эмоционального кризиса, в атмосфере общения с доброжелательным врачом при раскрытии подлинных источников возникновения невроза создаются наибольшие возможности для перестройки личности больного, что является главной предпосылкой избавления от невроза.

Патогенетическая психотерапия направлена на решение следующих задач:

1. глубокое и всестороннее изучение личности больного, особенностей его эмоционального реагирования, мотивации, специфики формирования, структуры и функционирования его системы отношений;

2. выявление и изучение этиопатогенетических механизмов, способствующих возникновению и сохранению невротического состояния и симптоматики;

3. достижения у больного осознания и понимания причинно-следственной связи между особенностями его системы отношений и его заболеваний;

4. помощь больному в разумном разрешении психотравмирующей ситуации, при необходимости - изменение его объективного положения и отношения к нему окружающих;

5. изменение отношения больного, коррекция неадекватных реакций и форм поведения, что является главной задачей психотерапии и ведет к улучшению самочувствия больного и к восстановлению полноценности его социального функционирования.

Обычно больные неврозами не осознают всех обстоятельств, сыгравших патогенную роль в развитии их болезни. Причиной этого является субъективность отражения ими реальности через признак прежнего опыта, предвидений и ожиданий, неадекватных действительности. Дополнительным обстоятельством является вытеснение при определенных условиях из поля сознания непереносимых для больных травмирующих переживаний. Как правило вытесняется реальная ситуация, несовместимая с особо значимыми осознаваемыми отношениями человека.

Задачей терапии с точки зрения влияния врача на самосознание больного является улучшение его способности к сознательному управлению психической саморегуляции, активному противодействию болезни.

Под внутренней картиной болезни Р.А.Лурия понимал весь комплекс переживаний и ощущений больного, эмоциональных и интеллектуальных реакций на болезнь и лечение. Представление о внутренней картине болезни не соответствует обычному субъективных жалоб больного, а структура ее в сенситивной и в интеллектуальной части находится в большой зависимости от личности больного, общего культурного уровня, социальной среды и воспитания.

Для того, чтобы активизировать больного, включить его в систему лечения, врачу необходимо иметь представление от клинико-психологических и социально-психологических особенностях его “внутренней картины болезни”. Выделяют следующие компоненты отношения к болезни: познавательный (представление о неврозе), эмоциональный (переживание тяжести заболевания), мотивационно-поведенческий (личностная переработка изменений, вызванных болезнью, способы противодействия ей, роль при этом самого больного). В начале лечения представления врача и больного о причинах невроза значительно расходятся. Длительное рассогласование этих представлений приводит к нарушению отношений между терапевтом и пациентом, что снижает действенность психотерапии.

Представление больных о причинах неврозов может быть различным. Большинство пациентов на начальном этапе лечения считает невроз последствием перенесенных, или, возможно, существующих заболеваний внутренних органов или органических расстройств нервной системы. Для этих больных необходимо интенсивное психотерапевтическая разъяснительная работа.

У других пациентов преобладает представление о неблагоприятных влияниях социально-средовых факторов (семейные, бытовые и производственные проблемы). Они видят источник заболевания вне себя и возлагают ответственность за создающиеся жизненные трудности на окружающих. Лишь немногие больные выдвигают на первый план личностные факторы в развитии невроза.

В процессе психотерапии представления больных о причинах невроза заметно изменяются. Частота оценки возможного органического фактора и неспецифических влияний (переутомление, перенапряжение, повышенная чувствительность нервной системы) снижается. Ведущее место в оценке больными занимают эмоциональные трудности, вытекающие из черт их характера, препятствовавших преодолению неблагоприятной жизненной ситуации. Эта динамика отражает специфику патогенетической психотерапии.

В.А.Ташлыков выделяет три варианта реагирования больных неврозами на свое заболевание с учетом их доминирующих эмоциональных и социальных потребностей, а также некоторых преморбидных свойств их личности.

В основном варианте отношения к болезни пациенты переоценивали тяжесть своего состояния и полностью принимали роль больного. У них отмечалось преимущественно затяжное течение невроза. Важные жизненные цели, социальные интересы отодвигались на второй план, а неудовлетворенные потребности в признании, эмоциональном контакте и опеке частично удовлетворялись благодаря признанию себя беспомощным человеком. В преморбидном периоде больные этой категории, независимо от формы невроза, характеризовались чертами сенситивности, мнительности, эгоцентричности, тенденцией к фиксации на стрессовых ситуациях.

Хорошие результаты лечения в этих случаях достигались лишь при применении активирующих методов психотерапии, способствующих преодолению пассивной установки больных. Наиболее существенной ошибкой врача была директивная, доминирующая форма его отношения с больным, имеющим установку на подчинение. Даже при выраженном симптоматическом улучшении у больных в этих случаях сохраняются пассивные формы поведения в стрессовых ситуациях, что в последующем может явиться причиной рецидивов невротического состояния.

В другом варианте отношения к болезни наблюдалась недооценка больным серьезности заболевания. Эти пациенты в ситуациях болезни устойчиво сохраняли жизненные установки, связанные с выполнением определенных целей на работе, в учебе или в семье. Пациенты с таким отношением к болезни нередко в той или иной степени “бравируют” своим пренебрежением к болезни. Однако обычно за этим обнаруживается активированная болезнью потребность в безопасности, скрытый страх за собственное здоровье. В преморбидной личности этих больных отмечались такие черты, как внешне уверенное поведение, предчувствие внутренней неуверенности, стремление к активному преодолению стрессовых ситуаций. Как правило, такие пациенты ускоряют ход лечения и при определенном симптоматическом улучшении стремятся вернуться к прежнему труду и образу.