Смекни!
smekni.com

Нейролептанальгезия в хирургии (стр. 2 из 2)

Препарат обычно вводят внутримышечно за 40¾50 мин до операции.

Следует заметить, что таламонал оказывает отчётливый седативный эффект у эмоционально возбудимых больных. У больных с преобладанием перед операцией признаков негативизма и депрессии от использования таламонала лучше воздержаться, так как препарат может усилить эти реакции.

Наряду с таламоналом целесообразно назначить для премедикации атропин (0,2¾0,6 мг).

В качестве вводного наркоза назначают ингаляцию закиси азота с кислородом в соотношении 2 : 1 или 3 : 1. На фоне достаточно эффективной премедикации через несколько минут наступает лёгкий сон и анальгезия. Затем после пункции и катетеризации вены пластмассовым катетером вводят дроперидол в следующих дозировках:

Масса, кг Доза, мг Доза, мл
10¾20 7,5¾10 3¾4
21¾40 10¾15 4¾6
41¾60 15¾20 6¾8
61¾80 и больше 20¾25 8¾10

Вводить дроперидол следует медленно. Это обеспечивает весьма умеренное снижение артериального давления и учащение пульса в период индукции. Состояние, в которое впадает больной после введения дроперидола, носит название минерализации, т. е. «окаменения». Оно характеризуется сонливостью и полной эмоциональной отрешённостью, безразличием. Больной лежит с закрытыми глазами, но его можно разбудить, если задать вопрос или попросить открыть глаза. Он неплохо ориентируется во времени, называет свою фамилию, возраст и т.д. Его ничто не беспокоит, отсутствует чувство страха. Движения и речь медлительны, нарушена координация. Кожные покровы сухие и тёплые, уменьшена саливация. Дыхание либо не изменяется, либо несколько учащается (до введения фентанила).

Введение фентанила вызывает углубление описанных симптомов, иногда больные засыпают и с трудом вступают в контакт. Отмечается угнетение дыхания вплоть до его остановки на фоне судорожной ригидности мышц туловища. Это одна из немногих отрицательных черт нейролептанальгезии, в частности фентанила.

Положение осложняется тем, что в этот период из-за мышечной ригидности трудно проводить адекватную вспомогательную вентиляцию лёгких, и только после введения мышечных релаксантов это удаётся в полной мере. Для профилактики ригидности мускулатуры перед инъекцией фентанила целесообразно ввести 5 мг тубокурарина (тест-дозу). Интубацию трахеи можно проводить после введения мышечного релаксанта деполяризующего типа действия (дитилин, сукцинилхолин).

Поддержание анестезии. Осуществляют закисью азота с кислородом в соотношении 2 : 1, 3 : 1 с дробным введением фентанила (по 0,05¾0,1 мг, т.е. 1¾2 мл) при учащении пульса и повышении артериального давления, указывающих во время проведения операции на ослабление анальгезии.

По ходу операции вводят мышечные релаксанты и проводят искусственную вентиляцию лёгких.

За 30¾40 мин до окончания операции следует прекращать введение подкрепляющих доз препаратов и продолжать подачу закиси азота. Последнюю отключают сразу же после операции, что приводит к быстрому восстановлению сознания и активизации больного. В принципе техника проведения этого периода не отличается от ортодоксальной анестезии. Спецификой НЛА является введение налорфина при выраженной остаточной фентаниловой дыхательной депрессии.

Посленаркозный период характеризуется выраженной ретроградной амнезией. Больные обычно спокойны, жалоб не предъявляют, рвоты и тошноты не бывает, отмечается сонливость. Это состояние безразличия продолжается в среднем 6¾8 ч, иногда дольше.

Из осложнений послеоперационного периода (1¾3% случаев) следует отметить появление экстрапирамидных симптомов при передозировке дроперидола, особенно выраженных у детей. Клинически это проявляется глазодвигательным кризом, спастическим сокращением жевательных мышц, а также мышц спины и шеи. Указанные явления обычно не сопровождаются нарушением дыхания и гемодинамики и исчезают после введения небольших доз аминазина (5¾7 мг).

Влияние НЛА на организм. Препараты для нейролептанальгезии – дроперидол и фентанил – в отличие от барбитуратов и других средств для ингаляционного наркоза (за исключением закиси азота) оказывают минимальное токсическое воздействие на организм на фоне превосходной нейровегетативной и болевой защиты от хирургической агрессии.

Об угнетающем влиянии фентанила на дыхание было сказано выше. Оно обусловлено, вероятно, парасимпатическим действием и снижением чувствительности дыхательного к углекислоте.

Преимущества НЛА: 1) минимальная токсичность; 2) большая терапевтическая широта; 3) хорошая управляемость; 4) создание психического и двигательного покоя 5) чёткая нейровегетативная защита организма; 6) стабильность гемодинамики во время операций; 7) хороший синергизм с анальгетиками, анестетиками, мышечными релаксантами и др.; 8) противошоковое действие; 9) выраженный противорвотный эффект; 10) ретроградная амнезия.

Недостатки НЛА: 1) угнетение дыхания; 2) фаза неустойчивой гемодинамики; 3) возникновение ригидности мышц грудной клетки; 4) случаи экстрапирамидных нарушений.

Показания к применению НЛА с помощью дроперидола и фентанила довольно широки:

1. Длительные и травматичные хирургические вмешательства у больных с высокой степенью операционного риска.

2. Операции на сердце, в том числе с использованием гипотермии и искусственного кровообращения.

3. Диагностические исследования сердца.

4. Раздельное использование препаратов для НЛА при других видах обезболивания для усиления нейролептического и анальгетического воздействия, для терапии отёка лёгких и кардиогенного шока.

Противопоказания к использованию НЛА являются выраженная гиповолемия, отсутствие соответствующей аппаратуры для проведения искусственной вентиляции лёгких, амбулаторная хирургия. Не рекомендуется НЛА у больных с полной поперечной блокадой сердца, при функциональных нарушениях со стороны экстрапирамидной системы, депрессивных психозах, хроническом алкоголизме и наркомании.

НЛА в «чистом» виде может быть применена при небольших по объёму операциях (секторальная резекция молочной железы, грыжесечение, аппендэктомия и др.). Однако это методика относительно опасная: при дозах, обеспечивающих адекватную хирургическую анальгезию, может развиваться резкая дыхательная депрессия и мышечная ригидность, требующие тщательного контроля со стороны опытного анестезиолога.

Более перспективным представляется сочетание НЛА малыми дозами фентанила, не вызывающими дыхательной депрессии, и большими дозами дроперидола с местной инфильтрационной анестезией по А. В. Вишневскому в полном объёме, а также с перидуральной анестезией.

Литература:

1. В. К. Гостищев «Общая хирургия», М., 1997.

2. В. И. Стручков «Общая хирургия», М., 1988.

3. А. А. Бунатян «Анестезиология и реаниматология», М., 1977.

4. Е. С. Кузин «Нейролептанальгезия в хирургии», М., 1976.

5. Д. А. Харкевич «Фармакология», М., 1996.