КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. БЕРБЕКОВА
МЕДИЦИНСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ХИРУРГИИ
РЕФЕРАТ
Тема: «Нейролептанальгезия в хирургии»
Выполнил: Распутин Д.А., Л.Д., 3-й курс, 4-я п/гр. Зав. кафедрой: Проф. Канцалиев Л. Б. Руководитель: Кяров С. А. |
Нальчик 1998.
Нередко средства для наркоза сочетают с препаратами для нейролептанальгезии. Последняя достигается сочетанием активного анальгетика группы морфина с антипсихотическим веществом (нейролептиком), например фентанил + дроперидрол. Это приводит к развитию общего обезболивания, подавлению вегетативных реакций, психической заторможенности, а в больших дозах – и к утрате сознания.
Основы теоретических предпосылок нейролептанальгезии были заложены французским учёным Лабори (1948), который обосновал необходимость нейровегетативной защиты организма во время хирургического вмешательства. Внедрение метода нейролептанальгезии в широкую клиническую практику связано с именами фармаколога Янсена (Бельгия) и анестезиологов Де Кастро и Мунделера (Бельгия), которые на Х съезде анестезиологов Франции в 1959 г сделали доклад на тему «Нейролептанальгезия – новый метод внутривенной анестезии без барбитуратов».
В последующие годы метод нейролептанальгезии стали применять во многих странах Европы и Америки. Широкое распространение метод получил и у нас в стране, где в 1967 г в Москве был проведён международный симпозиум, посвящённый нейролептанальгезии с помощью дроперидола и фентанила.
Из всех нейролептиков наиболее отвечает целям НЛА дегидробензперидол (синонимы: дроперидол, дролептан, нейролидол, инапсин, дридол). Действие препарата начинается через 2¾3 мин после внутривенного введения в эффективных клинических дозах, достигает максимума через 10¾12 мин, поддерживается на таком уровне в течение 30¾40 мин, значительно ослабевая к концу 3¾4-го часа, и полностью прекращается через 6¾12 ч после введения.
Дроперидол характеризуется исключительно низкой токсичностью, а также высокой противошоковой и противорвотной активностью.
Влияние дроперидола на дыхание в общем незначительно. Препарат не только не уменьшает минутной вентиляции, но и в ряде случаев незначительно увеличивает её, очевидно, в результате повышения чувствительности дыхательного центра к углекислоте.
В течение 1-х суток от момента введения элиминируется с мочой и калом 83% введённого препарата. Остальная его часть подвергается гидролитическому расщеплению в результате воздействия ферментов в печени.
Идеальный анальгетик как компонент НЛА должен обладать следующими свойствами: минимальной токсичностью, мощным анальгетическим эффектом, обеспечивающим полную хирургическую анестезию, быстрым наступлением и прекращением действия без кумуляции, отсутствием побочных эффектов, взаимным синергизмом с другими препаратами, применяемыми в процессе анестезии.
Наибольшие потенциальные возможности для синтезирования подобного препарата были обнаружены в группе морфиноподобных средств.
В настоящее время наиболее отвечает представлениям о «препарате выбора» для НЛА фентанил (синонимы: сублимаз, халдид, беатрил, фентанест, сентонил).
По силе анальгетического эффекта фентанил превосходит морфин в 188¾300 раз.
Сильный и кратковременный анальгетический эффект препарата связан с присутствием в его структуре третичного амина. Максимум эффекта достигается почти сразу же после внутривенного введения и в течение 2¾3 мин при введении внутримышечно, подкожно и даже перорально. Общая длительность эффекта немногим более 30 мин.
Дыхательно-депрессорный эффект фентанила развивается параллельно анальгетическому, однако он выражен слабее, чем у других препаратов этой группы. Глубина дыхательной депрессии тесно связана со скоростью введения препарата. Дыхательная депрессия вызывается дозами 0,01¾0,04 мг/кг и проявляется через 1¾2 мин от начала введения препарата уменьшением как частоты, так и глубины дыхания. Апноэ достигается через 1¾2 мин после его введения и бывает кратковременным. Интенсивность дыхательной депрессии отчётливо уменьшается к 5¾8 мин. Фентаниловая дыхательная депрессия снимается налорфином.
В отношении гемодинамического эффекта взаимоотношения рассматриваемых препаратов следующие: фентанил не вызывает каких-либо существенных изменений, тогда как дроперидол оказывает двухфазное влияние на гемодинамику. Первая фаза – неустойчивой гемодинамики – продолжается 3¾5 мин; вторая фаза – стабильной гемодинамики. Первая фаза характеризуется умеренным снижением артериального давления (10¾20 мм рт. ст.), учащением пульса (15¾20%), снижением периферического сопротивления, уменьшением объёма циркулирующей крови, снижением давления в лёгочной артерии. Эти изменения наблюдаются на фоне снижения потребления кислорода в среднем на 25%.
Прямого угнетающего влияния на миокард дроперидол и фентанил не оказывают. Гемодинамические сдвиги определяются главным образом изменениями сосудистого тонуса в различных областях организма. Во второй фазе отмечается устойчивая стабилизация гемодинамических параметров на уровне несколько ниже исходных, несмотря на травматичность операции. Препараты НЛА не угнетают функцию печени и почек, не изменяют кислотно-щелочного состояния и не нарушают водно-электролитного баланса в организме.
Сущность нейролептанальгезии заключается в том, что нейролептик и анальгетик оказывают селективное воздействие на зрительный бугор, бодбугорную область, сетевидное образование и гамма-нейроны, вызывая состояние психической индифферентности, двигательного покоя и потерю болевой чувствительности без наступления наркотического сна.
Состояния НЛА по глубине на основании малых клинических признаков и неврологических симптомов можно подразделить на несколько уровней.
Под действием премедикационных доз препаратов развивается лёгкая степень НЛА, клиническая картина которой уже в достаточной мере специфична. Сознание сохранено полностью, больной легко вступает в словесный контакт, хотя речь несколько замедлена. Глаза открыты. Все рефлексы сохранены. Зрачки несколько сужены, но реакция на свет сохранена. Активные и пассивные движения сохранены. Координация движений у 1/3 больных расстроена. Болевая чувствительность несколько снижена.
С началом медленного внутривенного введения препаратов описанные симптомы прогрессивно усугубляются. На 4¾11-й (в среднем 71/2) минуте от начала введения достигается нейролептанальгезия средней степени.
Её клиника заключается в следующем: больной как бы окаменел, лежит совершенно спокойно, с закрытыми глазами. Однако сознание сохранено. В словесный контакт вступает, но речь становится медленной и односложной. Чётко выражена диссоциация с окружающей обстановкой. Отмечается выраженная амимия. Зрачки точечные, реакция на свет сохранена, но трудно уловима. Активные и пассивны движения сохранены в полном объёме. У некоторых больных выражена ригидность мышц грудной клетки и брюшной стенки. Болевая чувствительность снижена.
При продолжающемся введении препаратов НЛА средней степени переходит в глубокую НЛА. Эта степень достигается через 8¾12 мин после начала внутривенного введения комбинации препаратов. При глубокой НЛА сознание сохранено, но лишь частично. Нарушена ориентировка о времени и пространстве. Больной вступает в контакт с трудом. Глаза закрыты. Зрачки предельно сужены. Глазные рефлексы, однако, остаются достаточно живыми. Зык не западает. Спонтанные мышечные движения отсутствуют. Активные движения затруднены. У многих больных выражена ригидность мышц грудной клетки и живота. Болевая чувствительность угнетена до степени полной хирургической анальгезии, другие виды чувствительности тоже угнетены, но несколько слабее. АД, как правило, незначительно (на 10¾20 мм рт. ст.) снижается. Частота пульса изменяется незакономерно. У большинства больных наступает апноэ.
При продолжающемся введении препаратов (а иногда и без такового) на 9¾18-й (в среднем 13,4) минуте от начала введения препаратов НЛА переходит в нейролептнаркоз. Границей между этими стадиями служит выключение сознания с появлением некоторых характерных для наркоза глазных симптомов (фиксированное симметричное центральное положение глазных яблок, снижение корнеального и конъюнктивального рефлексов). АД не резко, но закономерно снижается (на 10¾20 мм рт. ст.). частота пульса существенно не меняется. У больных развивается апноэ. У большинства больных имеет место мышечная ригидность, поэтому обязательным условием проведения нейролептнаркоза является обеспечение тотальной миорелаксации и искусственной вентиляции лёгких.
Выход из нейролептнаркоза происходит постепенно в определённой последовательности. Сознание восстанавливается частично через 6¾10 мин, полностью – через 12¾15 мин после достижения нейролептнаркоза. Однако «минерализация» с амимией, гипокинезией и специфическими психическими компонентами сохраняется не менее 12¾15 часов. Хирургическая анальгезия длится 12¾25 мин, а остаточная анальгезия – не менее 5¾6 часов. Мышечная ригидность максимально выражена в течение 10 минут, после чего постепенно ослабевает. Апноэ продолжается 7¾10 мин. Дыхательная депрессия, требующая искусственной вентиляции лёгких, длится не менее 20¾30 мин, остаточная дыхательная депрессия сохраняется в течение 1¾2 часов.
При НЛА для целей премедикации обычно применяют таламонал (в 1 мл таламонала содержится 2,5 мг дроперидола и 0,05 мл фентанила), который оказывает влияние на клинику НЛА. Дозы таламонала в зависимости от массы больных следующие: 10-20 кг – 0,5-1 мл; 21-40 кг – 1,0-1,5 мл; 41-50 кг – 1,5-2 мл; 61-80 кг – 2-3 мл.