ИНЬ и недостаток ЯН). При действии патогенного фактора типа ЯН происходит превалирование ЯН и повреждение ИНЬ, что проявляется синдромами «жара типа избытка» (абсолютный избыток ЯН и недостаток ИНЬ). При каком-либо истощении ЯН происходит относительное преобладание ИНЬ, что проявляется синдромами холода типа недостатка, а при
Рис. 1
Пять Элементов имеют различные свойства, но они зависят друг от друга и тесным образом взаимосвязаны друг с другом, поддерживая относительный баланс. Теория У-СИН применяется для анализа явлений окружающего мира, физиологии и патологии организма, для объяснения взаимосвязей органов, а также для целей диагностики и лечения.
Итак, все явления окружающего мира классифицировались по аналогии со свойствами Пяти Элементов. В трактате «Шу Цзин» они описываются так: «Постоянная природа воды — быть мокрой и течь вниз; постоянная природа дерева — поддаваться сгибанию и выпрямляться; постоянная природа огня — гореть и подниматься вверх; постоянная природа земли — принимать посев и давать урожай; постоянная природа металла — подчиняться внешнему воздействию и выпрямляться». Аналогично классифицировались и другие
природные явления и функции человека.
Закон взаимодействия Пяти Элементов проявляется следующим образом: активация, подавление, угнетение и противоугнетение (рис. 2).
Активация указывает на нарастание роста и активности. Так, дерево активирует огонь, огонь активирует землю, земля активирует металл, металл активирует воду, и, наконец, вода активирует дерево. Это связи — созидательные и называются также связями типа «мать-сын», где каждый элемент является одновременно «матерью» активируемого и «сыном» активирующего элемента.
Угнетающая связь — это сдерживающая, или контролирующая связь, называемая также «деструктивной». При этом дерево угнетает землю, земля — воду, вода — огонь, огонь — металл и металл — дерево. Здесь каждый элемент играет одновременно роль угнетающего и угнетаемого.
Активация и угнетение являются двумя неотъемлемыми свойствами Пяти Элементов, которые связывают их в единую систему—систему У-СИН (Пять Начал). Без активации нет угнетения, без угнетения нет баланса и координации процессов активации.
Расстройства системы У-СИН могут проявляться дисбаллансом какого – либо одного элемента, но при этом обязательно реагирует вся система в целом, что является отражением системной реакции организма на воздействие нарушающее балланс связей элементов ситемы У-СИН. В настоящее время теорию У-СИН пока трудно интерпретировать с научных позиций Западной медицины. Однако в ней заложена мысль о материальности мира, взаимодействия и взаимосвязи частей природы и явлений, о целостности организма, его саморегуляции и системности реакции на внешние раздражители. Пять Элементов не следует понимать буквально, а рассматривать как символы, под которые попадают и на основе которых взаимодействуют все предметы и явления природы. Несмотря на такое своеобразие восприятия и построения, теория У-СИН подтверждается на практике, что указывает на ее значимость.
Фундаментом нормальной физиологической активности организма, материальной основой для функционирования ЦЗАН-ФУ органов, тканей и каналов (ЦЗИН-ЛО) тела являются: жизненная энергия ЧИ, кровь (СЮЕ) и жидкости тела (ЦЗИН-ЮЕ). Они непосредственно связаны с ЦЗАН-ФУ органами и вместе с тем объясняют физиологические свойства организма и его патологические реакции.
По древнекитайской философии, «ЧИ» является материальным субстратом Вселенной и все изменения последней являются следствием движения и изменения ЧИ.
В организме нет места, куда бы не проникала ЧИ и в зависимости от тока ЧИ жизнедеятельность организма замедляется и ускоряется. «Чи является корнем организма, а ствол и листья высыхают без корней...»
Теория каналов и коллатералей (ЦЗИН-ЛО) систематизирована древними врачами Китая на основании длительной клинической практики. Она была сформулирована в основном исходя из наблюдений иррадиации феномена «иглы», при применении лечебного массажа и на основании анатомических знаний.
Организм представляет собой открытую систему, которая активно взаимодействует с окружающей средой, обеспечивая адаптацию организма к требованиям этой среды и поддерживая гомеостаз. Кожа является тем барьером, который первым «принимает на себя» внешние воздействия и (в норме) соответствующим образом реагирует на них, а имея теснейшие связи с внутренними органами, определенным образом изменяет протекание жизненных процессов в них. Так информация внешней среды воздействует на организм, трансформируясь через призму системы «покровы тела — внутренние органы».
Информация о внутреннем состоянии организма отражается на его поверхности — т. е. через путь «внутренние органы — покровы тела».
По представлениям традиционной китайской медицины, именно в системе покровов тела происходит интенсивный обмен энергией между организмом и окружающей средой. При этом речь идет не о какой-то идеалистической «энергии», а о вполне материальной энергии, являющейся носителем внешней и внутренней информации.
Дискуссия по поводу существования «каналов тела» продолжается. Ряд исследователей полагает, что каналов тела не существует, а воздействие на биологически активные точки, расположенные по ходу каналов, реализуется посредством рефлексов центральной нервной системы, изменяя определенным образом функцию внутренних органов. Одним из аргументов данного направления является тот, что пока не найден специфический материальный субстрат каналов и точек акупунктуры. Однако, клиническая практика показывает, что далеко не все феномены акупунктуры могут быть логично объяснены с помощью «невральной теории».
При патологических состояниях система ЦЗИН-ЛО осуществляет борьбу с патогеном и отражает системные и локальные признаки заболеваний. В 71-и главе «Лин Шу» сказано: «Если патогенный фактор внедряется в сердце и легкие, то патогенная ЧИ задерживается на уровне локтей; при поражении печени она задерживается в подмышечных впадинах; при поражении селезенки она задерживается в паху; при поражении почек она задерживается в подколенной области». Эта цитата указывает на то, что система ЦЗИН-ЛО активно противодействует внедрению патогенного фактора и, кроме того, направляет диагностический поиск врача в определенном направлении.
Являясь натурфилософскими, древневосточные концепции здоровья и болезней отражали единство здорового и больного организма человека с окружающей средой и его внутреннее единство. Это общее положение, а также некоторые частные методики и практики имеют практическое значение и в настоящее время и триумфально внедряются в наши дни в медицину Запада.
Список литературы:
1. А. М. Овечкин «Основы ЧЖЕНЬ-ЦЗЮ терапии», - Саранск, 1991.
2. Т. С. Сорокина «История медицины», - Москва, 1994.
3. В. И. Эванс – Вентц «Тибетская йога и тайные доктрины», - Киев, 1993.
4. Я. М. Ене «Натурфилософская концепция восточной медицины питаня», - Врачебное дело, 1992, №11 – 12, с. 50 – 53.