САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Курсовая работа по биоэтике
Тема: «Профессиональная мораль»
Исполнитель:
студентка факультета
ВСО, 187 гр.
Баринова Ю.Ю.
Проверила:
Кичатова Е.Ю.
Сызрань 2000 год
План:
1. Деонтологические основы медицины.
2. Профессиональная мораль врачей
3. Общие обязанности врача
4. Взаимоотношения врача и пациента
5. Деонтология в деятельности среднего медицинского персонала
6. Медицинская сестра и больной
7. Международный кодекс медицинской этики.
Деонтологические основы медицины.
Нравы и обычаи людей начали формироваться еще в доисторические времена. Они служили как бы основными правилами, регулирующими отношения между людьми. И хотя представления их о добре и зле многократно изменялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречило друг другу, тем не менее они способствовали формированию общечеловеческих ценностей, которые в течение веков выкристаллизировались в высокогуманные принципы. Не все они являются однозначными для различных государств, особенно тех, которые отличаются по своему социальному устройству. И тем не менее между ними находятся такие, которые являются приемлемыми для каждого человека.
Есть и в медицине такие обязательные правила, сформулированные еще во времена Гиппократа, дожившие до наших дней. И их можно назвать вечными истинами. Особый вклад в медицинскую нравственность внес английский правовед И.Бентам, активная деятельность которого приходится на рубеж между XVIII и XIX веками. Его "правила" должных отношений врача к больному, а также отношений врача к врачу, названные деонтологией, не утратили своей значимости и в наши дни, как в России, так и во всех зарубежных странах.
Труд врача является весьма сложным. Недаром А.П. Чехов в письме к А.С.Суворову писал: "У врачей бывают отвратительные дни и часы, не дай бог никому этого... Те отвратительные часы и дни, о которых я говорю, бывают только у врачей'. Работа врача весьма нервная, и недаром при обследовании состояния их здоровья в начале 70-х годов было установлено. что неврозами они страдают в два раза больше, чем инженеры.
По зарубежным данным, врачи от кардиосклероза умирают в два раза чаще, чем другие специалисты. И это не от того, что они предрасположены к указанной болезни, это результат их напряженной работы с психологической точки зрения. Такова их участь заботиться о больных, не уделяя должного внимания своему здоровью. Недаром еще в XVII веке известный голландский врач Николаас ван Тульпа, который одновременно был бургомистром г. Амстердама, в результате своей напряженной врачебной работы высказал мысль, которая стала для врачей неумирающим афоризмом - 'Светя другим, сгораю caм."(Allis inserviend consumora).
Ныне нравы людей в значительной степени упростились и теперь в медицинских учреждениях можно увидеть врачей и средних медицинских работников в затертых джинсах, плохо выбритых, не причесанных, без галстуков, в мятых халатах и т.д. Конечно, мода распространяется и на медицинских работников, но в таких случаях они не являются носителями санитарно-гигиенической культуры, не несут ее в народ, не влияют на их сознание. В затертых джинсах можно, конечно, ходить во дворе, сходить в магазин и на стадион, но в медицинских учреждениях врачи должны быть носителями самой высокой культуры, примером опрятности, вежливости, интеллигентности и высокой нравственности.
Нормальными этическими отношениями между врачами можно считать лишь такие, когда между ними существует подлинное взаимоуважение. Это означает, что каждый врач должен уважать своих коллег и не подрывать их авторитет. От этого во многом зависит в большинстве случаев успех лечения больных. Ведь если один врач дискредитирует своих товарищей по профессии, рассказывает пациентам о неправильных их действиях в процессе лечения, то тем самым он создает такую обстановку, когда больной теряет веру к своему врачу, что отражается на его здоровье. Это вызывает у больных и ятрогенные заболевания, которые часто протекают очень тяжело и в значительной степени отражаются на соматическом состоянии человека. Ведь согласно народной мудрости "если врачу не веришь, болезни не одолеешь".
Конечно, в жизни бывают такие случаи, когда врач, который начинает лечение больного, что-то делает не так. Может быть, не совсем удачно назначает лекарства и когда по каким-то причинам, но чаще всего в связи с консультацией у более высококвалифицированного специалиста, другой врач замечает это, то его задача заключается в том, чтобы исправить допущенные ошибки в предельно корректной форме. В таких случаях врач не должен выставлять своего предшественника, первым начавшим лечение, как неуча, ничего не понимающего в медицине, а внести при этом необходимые изменения.
К сожалению, нередко врачи нарушают данное этическое правило и своих менее квалифицированных коллег пытаются представить в предельно неприглядном виде, как несведущих в лечении данной болезни. Особенно такое поведение врачей практикуется в тех странах, где существует частная практика и из-за погони за большим количеством пациентов, а следовательно и за получением более значительных гонораров, один врач дискредитирует другого. Но подобного рода случаи отмечаются и в нашей действительности, где вся основная медицинская помощь осуществляется врачами государственных медицинских учреждений. В таких случаях нарушение элементарных этических норм объясняется эгоистическим поведением таких врачей, жаждущих в какой-то степени возвыситься над своими товарищами и тем самым создать себе больший авторитет.
С подобным явлением в медицинской практике истинные врачи уже давно ведут борьбу. Известный русский ученый С П. Боткин еще в прошлом веке по данному вопросу писал: "Каждая наша диагностика есть в сущности только гипотеза, то более, то менее вероятная гипотеза, и мы не можем отказаться от построения ее. каким бы запутанным ни был данный случай". Исходя из этого, он считал, что к каждому врачу нужно относиться с уважением. Распознавание болезни - сложный вопрос, и поэтому ошибаться может каждый врач, и нужно к нему относиться с уважением. А если он и ошибся, то без оскорблений его ему нужно помочь.
Однако отношения между врачами не ограничиваются лишь указанными примерами. Весьма важны их отношения не только при подобных ситуациях, а в их повседневной работе. Нормальным этическим состоянием врачебного коллектива должна быть единая целеустремленность, постоянное взаимоуважение друг к другу. Только в таких случаях может сохраняться высокий авторитет каждого врача и вместе с тем всего коллектива. Если же кто-либо из врачебного коллектива ради своего престижа будет клеветать на своих коллег, распространять слухи об их низкой квалификации, то не может быть элементарного этического порядка в таком коллективе.
Неправильным остается на протяжении длительного периода времени неправильное поведение врачей, отрицательно влияющее на психологическое состояние больного, когда приглашенный на консультацию врач, после осмотра больного, в его присутствии отвергает ранее поставленный диагноз. Желая показать свою большую осведомленность, эрудицию и знания перед другими врачами и больными, он совершенно не думает о том, какое смятение он вносит в душу больного, который начинает в возбужденном состоянии осознавать свою "новую" болезнь со всеми ее угрозами и последствиями, что ни в коей мере не способствует улучшению общего состояния больного. В принципе случаи могут быть, когда врач-консультант действительно может поставить другой, истинный диагноз, Но это должно быть сделано более тактично в кабинете врача без присутствия больного. В таких условиях врач-консультант может не только высказать свое предположение о диагнозе, но и убедить лечащих врачей в этом, одновременно ответив и на их возражения, если они имеются. Врачи же позже в спокойной обстановке без излишнего возбуждения больного могли бы рассказать ему, в чем заключаются его страдания. Нельзя сказать, что эта обыденная истина неизвестна врачам. Здесь "работают" другие факторы. Либо врач некритически относится к своим действиям, либо он "опьянен" своим превосходством над другими врачами и пытается показать себя во всем своем величии. В подобном случае слово врача-консультанта носит явно негативную реакцию. Оно не мобилизует больного на выздоровление, а наоборот, вносит в процесс выздоровления деструктивную реакцию через психологическое волнение. Аналогичное положение возникает в том случае, когда консультант не отменяет диагноз, а также в присутствии больного ту же болезнь называет по-иному, другим синонимом, неизвестным больному. Так, вместо ранее установленного диагноза - неврастения - консультант может назвать ту же болезнь гипостенией, гиперастенией, вегетоневрозом и т.д. Такие поправки или уточнения вполне закономерны, однако не в присутствии больного. То же самое касается и назначения консультантом новых лекарственных средств, название которых может вызвать у больного неоднозначную реакцию. Консультант вправе это сделать, но опять-таки тактично, в кабинете врача при записи в истории болезни больного результатов своей консультации. В жизни почти не бывает таких моментов, чтобы консультант, посмотрев больного, сказал - диагноз правильный, лечение правильное и ушел. Чаще всего консультант хоть что-то крохотное, незначительное даже при правильном диагнозе и лечении внесет свое. Поэтому при всех таких случаях должна быть соблюдена тактичность, этические правила и по отношению к своим коллегам, и по отношению к больному.
К этическим правилам поведения врача следует отнести его настроение и связанное с ним поведение. Независимо от своих душевных переживаний, вызванных семейными неурядицами и конфликтами в трудовом коллективе, врач по отношению к больному должен быть внимательным, серьезно относящимся к его страданиям. Он всегда должен быть оптимистом. вселяющим веру больному в его быстрейшее выздоровление. Иначе говоря, чувство уверенности врача должно стать и психологией больного. Этим принципом давно руководствовались русские корифеи медицины. Назначая то или иное лекарство больному, профессор М.Я. Мудров считал, что следует ему рассказать о высокой эффективности его. Тогда, говорил он: "Больной будет принимать его с восхищением, а сие восхищение, радость и уверенность бывают иногда полезнее самого лекарства. Больной считает часы и минуты, ожидает действия от лекарства и думает более о выздоровлении, нежели о болезнях" (Мудров М.Я. Избр. произведения.- М., 1949.- с.240). Это означает, что психотерапевтическое воздействие на больного дает, несомненно, свой результат, повышая эффективность лечения. Большое значение психологическому воздействию на больного придавал и В.В. Вересаев, утверждая, что "Бодрая и верящая душа - громадная сила в борьбе с болезнью" (Вересаев В. Собр. сочинений в пяти томах.- М., 1961.-T.I.- с.36О).