Смекни!
smekni.com

Ультразвуковая диагностика воспалительных заболеваний придатков матки (стр. 2 из 3)

Содержимое одной или нескольких полостей может быть неоднородным из-за множе­ственных эхопозитивных включений, обычно скапливающихся у ниж­ней стенки образования. Эти включения имеют линейный, точечный или ните­видный характер; морфологически - детрит и фибрин. Стенки такой полости (полостей) в 80% диффузно утолщены (до 6 мм) вследствие воспалительной инфильтрации и отёка. Указанная картина бывает при гнойном сальпингите, который, в случае много­камерного варианта гидросальпингса, является осложне­нием обычного экссудативного воспалительного процесса.

Дифференциальная диагностика. Многокамерный вариант экссудативного сальпингита следует дифференцировать с жид­костными образованиями невоспалительной природы, состоящими из нескольких по­лостей: многокамерная фолликулярная киста и "простая" псевдомуцинозная киста. Многокамерные фолликулярные кисты, по сравнению с однокамер­ной формой, встречаются редко. Они возникают в результате слияния друг с другом нескольких неовулировавших доминантных фолликулов в одном из яичников. Число камер обычно не превышает трёх. Боль­шее число камер наблюдается редко и бывает только у женщин с резко выраженными гормональными нарушениями. Эти кисты так же, как и сальпингит, локализу­ются в одной из параметральных областей, но распространение жидкостного объекта в позадиматочное пространство, что в 90% слу­чаев присутствует при многокамерном гидросальпингсе, встречает­ся редко. Форма фолликулярных кист правильная овальная. И глав­ное, жидкостные образования фолликулярного генеза как правило самоликви­дируются после месячных или исчезают под воздействием гормо­нального лечения.

Псевдомуцинозные кисты ("простые", то есть без внутрикистозных папиллярных разрастаний), для которых характерна многокамерность полости, имеют существенные отличия от многокамерного экссудативного сальпингита:

  1. заболевание обычно наблюдается у пожилых женщин; отсутствуют клинические и лабораторные призна­ки воспаления;
  2. патологический объект локализуется выше, чем гидросальпингс и лоцируется в области одного из углов матки;
  3. форма неправильная округлая и более крупные размеры;
  4. число камер не ограничено;
  5. патогномоничным для этих кист является то, что мелкие полости, имеющие вид самостоятельных кист, располага­ются внутри более крупных камер, а те в свою очередь - внутри ос­новного патологического жидкостного образования.

3. Абсцесс. В одной из параметральных областей лоцируется однокамерное жидкостное образование правильной округлой, реже овальной формы. Стенки плотные, толщина может достигать 8мм - результат воспалительной инфильтрации стенки трубы; контуры ров­ные, местами нечёткие и тяжистые за счет спаек. Размеры - не более 70 мм в диаметре. Структура содержимого неоднородная из-за мно­жественных мелких включений

(фибрин, детрит), расположение ко­торых меняется в зависимости от положения пациентки: при гори­зонтальном положении эти включения равномерно распределяются в полостиобразования, при вертикальном положении - смещаются в нижнюю часть полости. Аналогичный эффект -
подвижность внутриполостных включений, достигается компрессией полости датчиком (особен­но ТВ). Этот симптом наблюдается при размерах патологического оча­га более 40 мм в диаметре. Форма включений либо вытянутая (длиной от 2 до 7 мм), либо они лоцируются как эхопозитивные точки. Плотность их низкая или средняя. Матка имеет обычный вид. У ряда больных на сторо­не поражения виден неизмененныйяичник, оттеснённый в ту или иную сто­рону за счёт давления образования. Параметральные вены с двух сторон почти всегда расширены. Представленная УЗ-картина может быть расце­нена как ограниченный гидросальпингс с нагноением или, более точ­но, абсцесс маточной трубы (тубарный абсцесс).

Тубарный абсцесс, по-сравнению с другими формами воспали­тельных изменений, встречается редко и, в рассмотренном здесь виде, отражает процесс частичной резорбции гноя на фоне продол­жающейся экссудации с образованием так называемой "воспалитель­ной кисты". Морфологический субстрат её - гнойный экссудат, огра­ниченный воспалительно изменёнными, местами истонченными стен­ками маточной трубы. При деструкции стенки возможен прорыв гной­ника в брюшную полость с развитием пельвиоперитонита.

УЗ-диагностика пельвиоперитонита очень трудна и состоит в регистрации того или иного количества свободной жидкости в полос­тималого таза. Более надежным признаком развития пельвиоперитонита (как правило, ограниченного) служит внезапное исчезновение УЗ-изображения жидкостного образования и появление небольшого объема жидкости в по-задиматочном пространстве. Причем визуализация её затруднена из-за спаек и часто сопутствующего гнойному воспалению пареза кишеч­ника. Необходимо иметь в виду, что ограниченный пельвиоперитонит, возникающий при дренировании абсцесса, нужно рассматривать не как осложнение заболевания, а как закономерный этап его течения под воздействием терапии. Абсцессматочной трубы в 60%-75% случаев встречается у женщин, ранее пе­ренесших те или иные воспалительные заболевания матки и её придат­ков.

Дифференциальная диагностика. Эхографическую картину абсцессаматочной трубы необходимо дифференцировать со всеми жид­костнымиобразованиями, локализующимися в параметральных областях и содер­жащими внутриполостные включения. Речь идёт об эндометриоидных и тератодермоидных кистах.

Эндометриоидные кисты часто содержат эхопозитивные вклю­чения, которые могут напоминать картину абсцесса. Отличительные симптомы: эхопозитивные внутрикистозные включения формируют специфическую мелкоячеистую структуру ("пчелиные соты"); содержимое кисты неподвижно при перемене по­ложения больной и при компрессии патологической полости датчи­ком; жидкостное образование несколько увеличивается в размерах перед месяч­ными.

Дермоидные кисты с зернистым содержимым, стенки и струк­тура которых являются производными кожи, в общих чертах похожи на крупный абсцесс. Во-первых, множественные мелкие зерна в про­свете кисты могут быть приняты за фибринозно-гнойные включения внутри абсцесса. Во-вторых, зерна в кисте легко изменяют свою локализацию при компрессии или перемене положения больной. Кистозные тератомы этого типа часто достигают больших размеров (более 70 мм в диаметре), так как длительное время существуют бессимптомно и обычно выявляются при профосмотрах и случайных УЗИ. Внутриполостные зерна более оформлены и массивны, а эхоплотность их выше, чем аналогичные элементы структуры абсцесса. При компрессии УЗ-датчиком истинные дермоиды, содержащие жид­кость, легко деформируются - стенки их тонкие, мягкие и безболез­ненные. Это сопровождается интенсивным движением зерен внут­ри полости. Компрессия же абсцессов резко болезненна из-за воспалительной инфильтрации стенок и перифокальных измене­ний. Кроме того, абсцессаммалого таза обычно сопутствует гиперемия па­раметральных вен, чего никогда не наблюдается при кистах. То же самое касается факта обнаружения рядом с патологическим объектом интактногояичника, визуализация которого неоспоримо сви­детельствует в пользу воспалительной природы жидкостного объекта. К сожалению, этот симптом при крупных абсцессах на­блюдается редко, так как жидкостное образование больших размеров обыч­но экранирует изображение яичника.

Группа симптомов, которые, в сочетании с клиникой воспалительного процесса вмалом тазу, по­зволяют установить диагноз тубарного абсцесса:

  1. локализация в од­ной из параметральных областей (рядом с боковой стенкойматки, ближе к позадиматочному пространству);
  2. стенки тонкие, иногда с вере­тенообразными утолщениями на ограниченном протяжении;
  3. неоднородность жидкого содержимого из-за мелких (линейных и точечных) эхопозитивных включений низкой и средней плотности;
  4. часть внутренних структур находится во взвешенном состоянии и при перемене положения больной смещается в нижний полюс полости;
  5. на стороне поражения может быть обнаружен интактныйяичник;
  6. резкая болезненность при даже незначительной компрессии УЗ-датчиком через переднюю брюшную стенку или контактном соприкосновении во время ТВ-сканирования;
  7. реактивные изменения в виде расши­рения параметральных вен;
  8. положительная динамика под воздей­ствием противовоспалительной терапии.

Несмотря на многочисленные исследования, выделить специфические акустические признаки острого гнойного сальпингита не удалось. В большинстве наблюдений на эхограммах определялись расширенные, утолщённые, вытянутые маточные трубы, характеризующиеся повышенным уровнем звукопроводимости. У каждой второй больной в прямокишечно-маточном углублении отмечалось скопление «свободной» жидкости. Следует заметить, что указанные эхографические признаки, хотя и позволяют предложить наличие острого сальпингита, однако истинную диагностическую ценность приобретают только при сопоставлении с данными полученными при клиническом обследовании, поскольку идентичная картина нередко наблюдается и при нарушенной внематочной беременности. При неясных клинических симптомах и спорных эхографических признаках важную дополнительную информацию можно получить с помощью пункции прямокишечно-маточного углубления, выполненной через задний свод влагалища под контролем трансвагинальной эхографии.