В связи с необходимостью совершенствования оценки лечебного воздействия ОБТ нами была проведена оценка динамики клинических, стандартных биохимических, метаболических и психофизиологических показателей в ходе лечения больных ВГ А и В.
Установлено, что гипербарический кислород оказывает положительное влияние на самочувствие больных. Так, к середине курса число жалоб пациентов, получавших ОБТ, стало в 2 раза меньше, чем в контрольной группе. Темпы снижения количества жалоб в процессе наблюдения были значительно выше в группе, где применялся курс ОБТ (р<0,05).
Назначение сеансов ОБТ способствовало неуклонному снижению уровня билирубина и активности АЛТ в сыворотке крови, тогда как в контрольной группе к моменту второго обследования у больных тяжелой формы ВГ содержание пигмента повысилось, а значение АЛТ сохранялись на прежнем уровне. У больных средней тяжести после курса ОБТ уровень гипербилирубинемии снизился с 152,8±6,89 до 49,6±3,73мкмоль/л, а в контроле - с 142,0±8,37 до 57,8±4,02мкмоль/л. В группах пацентов с тяжелой формой заболевания наблюдалось снижение билирубина с 240,8±12,99 до 74,5±7,29 мкмоль/л и с 231,6±16,38 до 92,7±12,78 мкмоль/л соответственно. Изменения уровня билирубина в крови отразились на динамике клинических признаков синдрома желтухи. Наступление пигментного криза в группе А произошло на 3,2±0,17 дня раньше при среднетяжелой форме и на 4,4±0,35 дня при тяжелой форме ВГ, продолжительность желтушного периода оказалась короче на 4,7±0,41 и на 6,1±0,66 суток соответственно, чем у больных контрольной группы.
Положительное влияние гипербарического кислорода на уровень гиперферментемии, вероятно, связано с уменьшением выраженности цитолитического синдрома под действием терапии. За период курса активность АЛТ снизилась с 12,2±1,12 до 3,2±0,29ммоль/ч×л при средней тяжести и с 13,3±2,06 до 4,8±0,27ммоль/ч×л при тяжелом течении ВГ. Скорость снижения показателя у больных группы Б была значительно ниже (р<0,05). Общие темпы нормализации билирубина при использовании ОБТ были в 1,5 раза, а АЛТ в 2,2 раза выше, чем у больных контрольной группы.
Стимулирующее влияние гипербарического кислорода на синтетическую функцию печени отмечено только в течение курса терапии и у пациентов с изначально низкими значениями протромбинового индекса (менее 60%) и содержанием общего холестерина (менее 3ммоль/л).
Важным в механизме лечебного действия ОБТ является нормализация интенсивности ПОЛ. К моменту второго обследования в группе А значения МДА уменьшились у больных среднетяжелой формой с 15,79±1,29 до 11,55±0,83мкмоль/л и с 27,82±2,10 до 22,22±3,66 мкмоль/л при тяжелом течении заболевания, снижение показателя составило более 20%. В контрольной группе имели место противоположные колебания уровня диальдегида: с 16,03±1,61 до 18,33±1,26мкмоль/л и с 21,85±1,26 до 20,85±4,04 мкмоль/л соответственно. За период наблюдения снижение уровня МДА и СПОП в крови больных, получивших курс ОБТ, происходило в 1,2 раза быстрее при среднетяжелой и в 1,5 раза при тяжелой форме ВГ.
Исходные значения амплитуды и светосуммы перекисной ХЛ сыворотки крови были выше у больных группы А (p<0,05). Использование в комплексном лечении ОБТ сопровождалось значительным снижением показателей ХЛ уже через 3 - 4 сеанса (р<0,05), после окончания курса произошло двухкратное уменьшение высоты амплитуды и площади светосуммы, которые достигли среднего значения нормы (табл. 1 и 2). В контрольной группе больных между первым и вторым обследованием продолжалось усиление реакций ПОЛ, о чем свидетельствовало увеличение вспышки свечения перекисной ХЛ крови. Последующие изменения процессов липопероксидации привели к снижению интенсивности свечения и выравниванию абсолютных значений амплитуды и светосуммы между группами А и Б. Однако, за все время наблюдения темпы снижения мощности вспышки ХЛ у больных тяжелой формой ВГ, получавших ОБТ, были выше в 1,6 раза по амплитуде и в 1,3 раза по светосумме, а у больных среднетяжелой формой в 1,3 и 1,2 раза соответственно (р<0,05).
Следует отметить, что амплитуда и светосуммы ХЛ(Н2О2) достигли значений нормы уже во время третьего обследования (на 4 - 5 неделе заболевания) у больных среднетяжелой формы, и к четвертому обследованию (на 6 - 7 неделе) у больных тяжелой формой ВГ. Нормализация кинетики свечения соответствовала завершению периода разгара, фазе спада желтухи и началу реконвалесценции. Параметры ХЛ (Н2О2+Fe2+) не достигли нормы за весь срок наблюдения. Следовательно, параметры перекисной ХЛ сыворотки крови являются более динамичным отражением интенсивности ПОЛ, точнее отражают фазность и выраженность течения ВГ. Добавление ионов железа, катализирующих окисление липидных фракций, выявляло величину прооксидантного потенциала крови, который претерпевал медленные превращения, и, возможно, характеризует полноту репарации и выздоровления.
В литературе подчеркивается, что снижение интенсивности ПОЛ является непосредственным положительным эффектом воздействия ОБТ, к достижению которого необходимо стремиться, однако механизм этого снижения до сих пор остается не вполне ясным [Болдырев Н.А. и др. 1989, Серяков В.В. и др. 1992, Ефуни С.Н. и др. 1993, Леонов А.Н. 1996].
У больных ВГ средней тяжести при повторном обследовании наблюдалось дальнейшее повышение общей АОА сыворотки крови (табл. 1), которое сочеталось с максимумом интенсивности ПОЛ у больных группы Б и началом стихания гиперлипопероксидации в группе А. Среди больных, получавших сеансы ОБТ в середине и в конце курса, сходному с группой Б значению АОА соответствовал более низкий уровень МДА. При исследовании крови в более поздние сроки отмечалось плавное снижение АОА, ее величина оставалась несколько выше среднего значения, определенного для здоровых людей.
В контрольной группе АОА крови пациентов тяжелой формой ВГ характеризовалась неуклонной тенденцией к снижению на протяжении всего срока наблюдения (табл. 2). Напротив, у больных группы А происходило возрастание АОА за время проведения ОБТ (максимально к концу курса - 1,254±0,057у.е.; р<0,05). Величина АОА в конце наблюдения у пациентов группы А превышала значение нормы (1,150±0,027у.е.), а в группе Б была наименьшая за весь период (1,090±0,043у.е.).
При рассмотрении группы больных среднетяжелой формой ВГ, привлекало внимание изменение ОИЗ ХЛ(Н2О2) в середине курса ОБТ (табл. 1). У больных группы А за период между первым и вторым исследованиями произошло увеличение индекса, тогда как в контрольной группе отмечено снижение, различие между группами стало значимым (p<0,05). Уменьшению ОИЗ соответствовало повышение А и СС тех же хемилюминесцентных реакций, подъем уровня МДА и СПОП сыворотки крови. Ни в одной группе больных за период лечения в стационаре средние значения индекса не достигли величины, определенной для здоровых. Лица, имевшие ОИЗ ниже нормы, составили 34,4% в группе А и 39,7% в группе Б.
Динамика ОИЗ перекисной ХЛ у пациентов с тяжелым течением ВГ, получавших сеансы ОБТ, приобретала неуклонную восходящую направленность (табл. 2). По окончании курса индекс затухания в группе А оказался выше, чем в группе Б (р<0,05). Подобное соотношение наблюдалось и при дальнейшем обследовании. Доля пациентов в группе А с низким ОИЗ ХЛ(Н2О2) уменьшилась до 28,5%, для сравнения в группе Б - 41%.
Для всех больных была характерна тенденция к повышению Какт на протяжении заболевания. За время наблюдения не обнаружено подъема Какт до величины, определенной для здоровых лиц, не отмечено и существенного влияния гипербарического кислорода на этот показатель. Видимо, нормализация сложных метаболических взаимоотношений происходит гораздо позже и по времени не совпадает с клиническим выздоровлением.
Наиболее успешные результаты от применения ОБТ наблюдались среди больных, у которых через 3 - 4 сеанса происходило достоверно зна-чимое снижение уровня ПОЛ и биохимических показателей крови на 20% и более от исходных значений.
Таким образом, динамика показателей свободнорадикального окисления липидов позволяет судить об эффективности ОБТ. Гипербарический кислород, восстанавливая нарушенный ход окислительно-восстановитель- ных реакций и энергообеспечение клеток, способен разрывать порочные круги болезни, тем самым ускоряя выздоровление. Положительную динамику билирубина, АЛТ, МДА, СПОП, амплитуды и светосуммы перекисной ХЛ можно рассматривать как критерий эффективного воздействия терапевтических режимов гипербарической оксигенации.
Наибольший эффект от использования ОБТ наблюдался при тяжелом течении ВГ, который характеризовался отчетливой тенденцией к увеличению общей АОА и ОИЗ перекисной ХЛ сыворотки крови больных. Представленые данные указывают на способность гипербарического кислорода активизировать противоокислительные системы организма. Следовательно, тенденция к повышению на протяжении курса общей АОА и ОИЗ перекисной ХЛ является благоприятным прогностическим признаком лечебного воздействия ОБТ.
При исследовании динамики уровня липопероксидации становится понятным эмпирически установленный более сильный эффект раннего назначения ОБТ больным ВГ, в этот период в организме прооксидантный потенциал значительно превалирует над активностью АОС. В более поздние сроки заболевания, в фазе стабилизации цепного свободнорадикального окисления, его стихания, системы адаптации организма уже активированы и мощно работают. Дополнительный метаболический лечебный фактор, поступающий из вне, в таком случае, вероятно, не играет достаточно заметной роли.