Таблица 4. Коэффициенты корреляции факторов, влияющих на психические нарушения, и уровня психической дезадаптации
Факторы | Коэффициент корреляции |
Самооценка здоровья | 0,45 |
Наличие заболевания, документально связанного с аварией | 0,40 |
Наличие заболевания, связанного с аварией, по мнению обследуемого | 0,43 |
Группа инвалидности | 0,36 |
Следует подчеркнуть, что предполагаемая ликвидаторами суммарная доза аварийного облучения не является фантастически устрашающей и оторванной от реальности величиной, а достаточно тесно связана с дозой, указанной в документах (коэффициент корреляции Пирсона = 0,308). Однако этот разрыв между признанным и предполагаемым может стать дополнительным источником внутреннего конфликта и последующей невротизации с переживаниями, связанными с облучением.
Значительная часть ликвидаторов низко оценивают состояние своего здоровья. Более 78% обследованных считают его несколько или значительно худшим, чем у большинства сверстников.
Дополнительные профессиональные вредности после участия в ликвидации аварии указали более 33% обследованных, среди которых наибольшую группу составили работники шахт. Значительное число обследованных из числа шахтеров имеет к настоящему времени нерабочую группу инвалидности.
Таким образом, в обследованной когорте ликвидаторов в 70 – 80% случаев распространены такие травматические факторы, как недобровольность участия в аварийных работах, недоверие к официальной информации о полученной дозе облучения или отсутствии ее, недостаточность информации и знаний в области радиационной защиты, низкая самооценка здоровья, подкрепленная почти в половине случаев установлением ее связи с участием в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, что составляет комплекс возможных источников травматического стресса и посттравматических стрессовых расстройств в отдаленный период. Следует отметить, что большинство факторов могут относиться не только к периоду непосредственного участия в работах, но быть актуальными и в настоящее время.
С целью выявления уровня распространенности психических нарушений у ликвидаторов на данном этапе проанализированы результаты скринингового обследования с помощью Опросника общего здоровья GHQ-28.
С помощью этого опросника выявляют, с одной стороны, невозможность обследуемого продолжать нормальное здоровое функционирование, а с другой – появление новых симптомов дистрессовой природы. Опросник обычно применяют для выявления психиатрических расстройств в непсихиатрической клинической выборке. Используются категории "случая" и "неслучая". К первой относятся лица, набравшие 5 баллов и более) и, возможно, находящиеся в состоянии дистресса и(или) имеющие психические нарушения. Набравшие менее 5 баллов попадают в категорию "не случая" и находятся предположительно в состоянии оптимального функционирования. Вопросник чувствителен к достаточно стертым расстройствам, которые могут быть пропущены в связи с тем, что пациент не обращается по этому поводу к врачу. В русскоязычной популяции лиц, набравших 5 баллов и более, относят к категории "случаев", т.е. имеющих клинически выраженные симптомы. Набравших 15 баллов и более рассматривают как имеющих возможно тяжелую степень состояния. Методом LIKERT-score подсчитывают общие показатели и значения в баллах по отдельным шкалам.
Результаты обследования показали очень высокую распространенность невротических расстройств у ликвидаторов (табл. 1).
Уровень распространенности состояния дистресса составил 84,42%. Это значительно выше показателя распространенности психической патологии среди населения загрязненных вследствие аварии на Чернобыльской АЭС территорий России, который составил согласно нашим предыдущим исследованиям в 1994 г. 60,9%, и тем более среди населения чистых территорий (47%). Причем у половины обследованных ликвидаторов отмечены клинически выраженные психические нарушения, в то время как у населения преобладают донозологические проявления.
Как показал анализ средних показателей GHQ-28 по отдельным шкалам, синдромологическая структура психических расстройств сходна у ликвидаторов с различной степенью их выраженности (табл. 2).
Во всех подгруппах преобладают соматизированные расстройства, что, по-видимому, обусловлено характером самого ведущего психотравмирующего фактора – радиационного воздействия, составляющего угрозу соматическому здоровью. Помимо этого, достаточно высокими являются показатели по шкалам тревоги и социальной дисфункции.
Существенно отметить, что в случаях выраженных психических нарушений (более 15 баллов) резко вырастает удельный вес депрессивных симптомов. Глубина и распространенность депрессий также значимо (в 5 раз) увеличиваются у ликвидаторов-инвалидов, причем в клинической картине депрессивных расстройств существенное место занимают суицидальные симптомы.
Анализ результатов выявил некоторое увеличение частоты невротических расстройств по мере увеличения возраста ликвидаторов, особенно нарастание частоты случаев с выраженными психическими расстройствами у ликвидаторов старше 40 лет, которая почти в 1,8 раза превышает распространенность невротических расстройств среди ликвидаторов моложе 30 лет. Старшая возрастная группа ликвидаторов, по-видимому, требует более пристального внимания врачей и психологов.
Общая распространенность невротических расстройств среди ликвидаторов с начальным и средним образованием незначительно превышает распространенность этих нарушений среди ликвидаторов с высшим образованием. Однако у лиц с более высоким уровнем образования преобладают менее выраженные нарушения. При этом частота невротических расстройств с более выраженными клиническими проявлениями у лиц с начальным и средним образованием почти в 1,7 раза выше, чем у лиц с высшим образованием, что указывает на большую глубину декомпенсации менее образованной части популяции ликвидаторов.
Значительные различия в уровне дистресса и распространенности невротических расстройств наблюдаются у ликвидаторов, которым установлена та или иная группа инвалидности (включая 3-ю группу), и ликвидаторов, сохраняющих свою трудоспособность. Частота случаев с выраженными психическими расстройствами у ликвидаторов-инвалидов превышает частоту наиболее тяжелых невротических расстройств у полностью трудоспособных ликвидаторов. Этот факт может указывать на психические расстройства как на одну из ведущих причин инвалидизации и социальной дезадаптации ликвидаторов.
Отмечена тенденция к увеличению показателя распространенности в группах ликвидаторов с более высокими официальными дозовыми нагрузками. При этом выявляется определенная зависимость частоты встречаемости случаев с выраженными психическими расстройствами от полученной дозы облучения – она наиболее высока в группах с более высокими дозовыми нагрузками (табл. 3).
Субъективные представления обследуемых о величине полученной дозы несколько утяжеляют психическое состояние.
При изучении выраженности психических нарушений в зависимости от времени участия в аварии и характера выполняемых работ обнаружено увеличение числа психических расстройств у лиц, занимавшихся физическим трудом, и ликвидаторов в период с апреля по июль 1986 г.; это согласуется с более высокими дозовыми и стрессовыми нагрузками данной группы.
Однако проведенный корреляционный анализ выявил, что значимые влияния на уровень психической дезадаптации оказывают только 4 следующих фактора: самооценка здоровья; объективное наличие заболевания, связанного с аварией; субъективное признание такого заболевания; группа инвалидности (табл. 4). Иными словами, психические нарушения в первую очередь обусловлены соматическим состоянием пациентов и усугубляются особенностями внутренней картины болезни и заниженной самооценкой.
Подобная зависимость не противоречит многочисленным исследованиям, подтверждающим наличие у ликвидаторов выраженной сосудистой, прежде всего церебральной патологии [8, 11 – 13], которая способствует и (или) является базой для формирования вторичных психических нарушений.
Таким образом, изучение психического состояния и факторов, вероятностно оказывающих на него влияние, у 507 участников ликвидации аварии выявило очень высокий уровень распространенности психических нарушений в обследованной когорте ликвидаторов (84,42%). Он значительно превышает этот показатель у населения загрязненных радионуклидами территорий России (60,9%), а также у населения чистых территорий (47%). В отличие от преобладания у населения доклинических форм психологической декомпенсации, среди ликвидаторов высок удельный вес больных, имеющих клинически выраженные психические нарушения. В структуре психических нарушений преобладают соматизированные расстройства, что, по-видимому, обусловлено характером ведущего психотравмирующего воздействия – радиационной угрозы здоровью, а также наличием выраженных соматических заболеваний. Полученные данные свидетельствуют о значительной выраженности депрессивных расстройств у данной группы ликвидаторов, особенно у тех, кто уже имеет группу инвалидности, что свидетельствует о значительном влиянии собственно депрессивных нарушений на общую заболеваемость и утрату трудоспособности.
Выявленные зависимости психического состояния ликвидаторов от объективных факторов физического здоровья и субъективной его оценки говорят о полифакторной природе психической дезадаптации: с одной стороны, опосредованно через повреждение соматической составляющей здоровья биологическими вредностями и хроническим стрессом, с другой – через психологический дисстресс, связанный с субъективной оценкой факторов аварии и их возможного влияния на здоровье.