Смекни!
smekni.com

Острый вирусный гепатит (стр. 2 из 4)

Исследование сывороток крови госпитализированных больных на маркеры вирусных гепатитов производилось в Городском вирусологиче­ском центре (гл. врач С.С.Вашукова).

Под непосредственным наблюдением находилось 210 больных гепа­титом С, 100 больных гепатитом А и 105 больных гепатитом В, находив­шихся на излечении в Городской инфекционной больнице № 30 им. С.П. Боткина в 1992-1995it.При поведении сравнительной клинико-биохимической характеристики использовались результаты совместных исследований сотрудников кафедры инфекционных болезней СПбГПМА под руководством д.м.н., проф. В.А. Постовита по изучению течения забо­левания у 4994 больных гепатитом А и 1079 больных гепатитом В.

Диагноз гепатита у всех больных основывался на клинико-эпидемиологических данных с обязательным серологическим подтвер­ждением наличия маркеров инфицирования соответствующим вирусом.

Острый вирусный гепатит С диагностировался при наличии в крови больных анти-ВГС, определяемых методом иммуноферментного анализа (ИФА) в тест-системе 2-го поколения “Аквапаст”, разработанной в лабо­ратории иммунодиагностики вирусных гепатитов НИИЭМ им. Пастера (г. Санкт-Петербург). При наличии положительного образца сыворотки про­водили подтверждающий тест фирмы “Orgenics” (Israel). Исследование проводили при поступлении больных в стационар и повторно через 2-3 недели с целью выявления нарастания титра анти-ВГС, что подтверждало острую стадию заболевания. Из разработки исключались больные со ста­бильными титрами анти-ВГС в динамике и/или наличием маркеров ин­фицирования вирусом гепатита А (анти-HAVIgM) и гепатита В (HBsAg, HBeAg, анти-HBeAg, анти-HBcIgM).

Диагноз гепатита А подтверждался наличием в сыворотке крови больных анти-HAV класса IgM с использованием диагностикума “анти-ВГА IgM ИФА ДИАплюс” - тверднофазного иммуноферментного метода. Маркеры инфицирования вирусом гепатита В (HBsAg, HBeAg, анти-HBeAg, анти-HBcIgM, анти-HBs) определяли с использованием диагно­стических наборов фирмы “Roche Diagnostic System”. Учет результатов ИФА производился на фотометре “Roche” с длиной волны 450 нм. Отбор образцов сывороток проводился по значению величины поглощения (cut off ± 10%). Больные с пограничными результатами ИФА не включались в группы обследованных.

Оценка тяжести заболевания производилась в соответствии с поло­жениями, регламентированными Приказом МЗ СССР № 408 от 12.07.1989г.

Непосредственное наблюдение за больными включало сбор анамне­стических и эпидемиологических данных, тщательное клиническое об­следование и проведение общепринятых в гепатологической практике биохимических исследований крови.

При поступлении больных в стационар и в динамике болезни опре­деляли содержание билирубина и его фракций по методу Йендрашека-Клеггорна (1938), активность АлАТ по методу Райтмана-Френкеля в мо­дификации К.Г. Капетанаки (1962), тимоловую пробу по Мак Лагану (1944), сулемовый титр по М.В. Соломяну и О.В. Вецкалиной (1949), а также ряд других биохимических тестов (протеинограмма, коагулограмма) по показаниям. Исследования проводили на базе биохимической лабора­тории Городской инфекционной больницы им. С.П. Боткина.

С целью уточнения диагноза 180 больным гепатитом проводилось УЗИ печени, 7 - пункционная биопсия печени.

Сравнение клинико-биохимических показателей острого гепатита С с острыми гепатитами А и В проводилось путем сравнения частоты от­дельных клинических симптомов и лабораторных данных у трех, сопоста­вимых по возрасту и степени тяжести групп больных: 210 больных гепати­том С, 100 - гепатитом А, 105 - гепатитом В, находившихся под непосред­ственным наблюдением и с данными клинико-биохимических показателей 4994 больных гепатитом А и 1079 - гепатитом В.

Проведен ретроспективный анализ клинико-морфологических дан­ных у 15 больных с летальными исходами гепатита С, находившихся на излечении в Городской инфекционной больнице им С.П. Боткина в 1993 -1996 гг. Изучение биопсийного материала и препаратов патологоанатомического исследования проводилось на базе патологоанатомического отделения Городской инфекционной больницы им. С.П. Боткина, (научный консультант отделения - д.м.н., профессор В.А.Цинзерлинг).

Статистическая обработка полученных материалов произведена на ПЭВМ IBM 486 DX2-66 с применением прикладных программ STATGRAPHICS.

Для получения коэффициентов корреляции факторов с различным видом распределения применялся непараметрический метод коэффициен­тов Спирмена. Для определения достоверности различий использован кри­терий “ хи-квадрат ” - для факторов с альтернативным распределением, и t - критерий Стьюдента - для факторов, имеющих нормальное распределе­ние.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

1. Клинико-биохимические особенности острого вирусного гепатита С.

Проведенный анализ показал, что среди 210 госпитализированных больных (142 мужчин и 68 женщин) с диагнозом острого гепатита С (ГС) лица в возрасте 18-29 лет составляли 75,3 %, 30-44 лет - 15,7 %, 45-59 лет -7,1 %, 60 лет и старше - 1,9 %, то есть преобладали лица молодого возрас­та. В возрастной группе старше 30 лет превалировали больные женского пола (44 % против 12 % мужчин, р=0,05).

У 48,1% больных ГС отмечалось легкое течение, у 50,9% - среднетяжелое, у 1% - тяжелое течение заболевания. Результаты наших наблюде­ний не подтверждают данных А.С.Ивлева и соавт. (1994), Е.А.Васильевой (1995), В.Б.Мусатова (1996) о преобладании легких форм ГС среди госпи­тализированных больных.

С увеличением возраста больных возрастала и частота среднетяжелых форм ГС. Так, у больных молодого возраста среднетяжелая форма ГС за­регистрирована в 47,5% случаев, зрелого - 54,5%, старшего - 80%, пожи­лого - 75%. Средний возраст больных, перенесших легкую форму ГС со­ставил 23 ± 1,01 лет, среднетяжелую - 27,6 ± 1,2 лет, (р < 0,05). Данное по­ложение согласуется с исследованиями В.А. Постовита (1984, 1989), пока­завшего, что особенностью инфекционных заболевании является утяжеле­ние их течения с увеличением возраста больных.

Ведущим механизмом инфицирования ВГС был парентеральный - у 73,8% больных, из них у 55,5% имело место внутривенное введение нар­котиков. Отсутствие парентеральных вмешательств в течение 6 месяцев, предшествующих заболеванию у 26,2% больных позволило предположить наличие у них иных путей инфицирования ВГС.

При ГС чаще регистрировалось постепенное начало заболевания (у 54,7% больных) с умеренными симптомами интоксикации.

В начальном периоде преобладали слабость (у 61,0%), снижение ап­петита (у 54,1%), тошнота (у 44,5%), реже наблюдалась рвота (у 19,2%), заложенность носа и кашель (у 15,1%), артралгии (у 8,2% больных). Лихо­радка в пределах 37,1 - 37,9°С отмечалась у 14,4%, 38°С и выше - у 6,2% больных. У больных чаще регистрировался смешанный (у 16,2%) и диспептический (у 13,8%) варианты преджелтушного периода. У 10,5% боль­ных ведущим синдромом был гриппоподобный, у 9,5% - астено-вегетативный, у 5,7% - артралгический. Из-за слабой манифестации кли­нических симптомов у 13,3% больных не удалось установить ведущий синдром преджелтушного периода, который был расценен как бессимптомный.

У больных среднетяжелой формой ГС достоверно чаще отмечались гриппоподобный (у 18,5%), диспептический (у 17,6%) и артралгический (у 11,1% больных) варианты преджелтушного периода, тогда как при легкой форме ГС гриппоподобный и диспептический синдромы наблюдались со­ответственно у 9,9% и 2,0% больных, (р < 0,05), а артралгический синдром не был зарегистрирован. Установлена тенденция к более частому бессимптомному течению преджелтушного периода у мужчин (у 23,1%), тогда как у женщин превалировал астено-вегетативный синдром (у 19%).

Не установлено достоверных отличий в частоте вариантов преджел­тушного периода и его длительности у больных с различными путями инфицирования ВГС (внутривенная наркомания, гемотрансфузии, множест­венные парентеральные вмешательства).

У 15,1% больных в желтушном периоде отмечалась субфебрильная лихорадка, что согласуется с наблюдениями авторов (Рейзис А.Р. и соавт., 1987) и может свидетельствовать о продолжающейся активности цитолитического процесса в печени.

После появления желтухи у больных достоверно реже, по сравнению с преджелтушным периодом, регистрировались диспептические симпто­мы, однако, у 68,5% сохранялась слабость, достоверно чаще наблюдались головокружения (4,8%), кожный зуд (15,8%) как проявление синдрома холацидемии (Постовит В.А., 1969, 1971 и др.).

Гепатомегалия отмечалась у 89,5% больных и сохранялась при вы­писке из стационара у 66,8%. У мужчин нормализация размеров печени происходила достоверно реже - у 18% против 35% у женщин, (р < 0,05). Спленомегалия наблюдалась у 12,8% больных и сохранялась у 5,7% в пе­риоде ранней реконвалесценции. При среднетяжелой форме ГС спленоме-галия отмечалась чаще - у 15,7% больных против 9,9% у больных с легким течением заболевания, (р < 0,05).

У 60,9% больных максимальная билирубинемия была умеренной (в пределах 21-85 мкмоль/л), у 55,7% показатели активности сывороточной АлАТ не превышали 18,5 ммоль/л-ч. Снижение сулемового титра ниже 1,6 мл отмечено у 14% больных. Таким образом, при ГС изменение биохими­ческих показателей функции печени чаще были умеренными, что согласу­ется с исследованиями А.С. Ивлева и соавт., (1994), С.Л.Мукомолова (1992,1994)и др.

Средние показатели билирубинемии и сывороточной АлАТ в периоде разгара ГС были достоверно выше у больных мужского пола.

Показатели протеинограммы характеризовались гипопротеинемией (ниже 60 г/л) у незначительного числа больных, тогда как гипоальбуминемия зарегистрирована у 1/4, а гипергаммаглобулинемия - у 1/3 больных ГС.

Незначительная анемия наблюдалась у 12,9% больных, умеренный лейкоцитоз - у 26,7%, относительный лимфоцитоз, характерный для ви­русной инфекции - у 45,2% больных ГС.

В периоде ранней реконвалесценции билирубинемия выше 25 мкмоль/л сохранялась у 23,3% больных, гиперферментемия - у 87,6%, причем, у 16,2% больных активность сывороточной АлАТ превышала 9,5 ммоль/л-ч. Степень активности сывороточной АлАТ в периоде ранней ре­конвалесценции не зависела от тяжести ГС и была сопоставимой у боль­ных с легкой и среднетяжелой формами болезни. Вместе с тем, у больных мужского пола и лиц с сопутствующей наркоманией к моменту выписки из стационара показатели АлАТ достоверно превышали таковые у боль­ных сравниваемых групп - женщин и больных, с наличием в анамнезе множественных парентеральных вмешательств. Возможно, более выра­женные изменения биохимических показателей у больных мужского пола связаны с нередким употреблением ими наркотиков.