По разным данным синдромом Ван Гога страдают от 2 до 11% обращающихся к пластическому хирургу пациентов. В нашей практике был пациент, который обучался в одном из театральных вузов Москвы. В результате несчастного случая у него был незначительно деформирован нос, по поводу чего он и обратился за помощью. Нос был исправлен посредством не самой простой операции с пересадкой аутохряща. И он сам и мы были довольны результатом. Однако через полгода он вновь обратился к нам. «Вы сделали мне стандартный, «правильный» нос, – заявил он, – я доволен, но не совсем. Мне дают лишь малозаметные роли. Теперь сделайте мне нос с горбинкой – «мефистофельский»!» Стоило немалых трудов и времени, чтобы уговорить его оставить эту затею. Он был твердо убежден, что именно форма носа определяет его профессиональные успехи.
Как же вы определяете, что понравится пациенту? Вы используете какие-то пропорции тела, пресловутые 90/60/90? Как помогает компьютерная техника?
Пластическая хирургия предполагает творчество. В своей работе мы должны не просто исправить недостаток внешности, но и выполнить этот элемент в абсолютной гармонии с общим обликом человека и приблизиться к эталону красоты. Главное, чтобы после пластической операции человек выглядел естественно.
Возможности пластической хирургии достаточно обширны для выполнения многих желаний пациентов. Однако пластический хирург должен иметь чувство меры и гармонии и не потакать любому пожеланию. К нам обратилась молодая девушка 22 лет с твердым желанием увеличить свою грудь. Ее молодой человек сопровождал ее на консультации и заявил, что оплатит все расходы. Однако она имела свою грудь 4-го размера. Эта молодая пара хотела увеличить грудь до 6-го и даже 7-го размера. Могли ли мы выполнить их желание – безусловно, да. Но должны ли были – мы решили, что нет. Вновь сделанная грудь будет неестественно большой, непропорциональной телосложению девушки, будет вызывать у нее дискомфорт, и через некоторое время обязательно будет ее птоз (отвислость). А ведь у этой девушки еще впереди вся жизнь, роды, лактации и кормления. Нецелесообразность увеличения груди была очевидна. Несмотря на это, мы потратили около часа на то, чтобы отговорить молодых людей от их затеи. Хотя, возможно, они обратились в другую клинику, где удовлетворили желание пациентки.
Большую помощь при консультации оказывает фотоархив хирурга не только с ближайшими, но и с отдаленными результатами выполненных им операций. Конкретные примеры пациентов схожего возраста, телосложения и внешности помогают пациенту наглядно представить результат эстетической операции.
Что все-таки необходимо учитывать при выборе клиники и пластического хирурга? Если можно, опишите это в виде некой памятки для пациента.
Сегодня достаточно много клиник пластической хирургии. С одной стороны, это хорошо, так возникает некая конкурентная среда, в которой выживают только сильнейшие клиники. С другой стороны, для пациента крайне сложно разобраться в этом многообразии и выбрать оптимальный вариант. При выборе клиники нужно внимательно оценить основные параметры:
1. Профессионализм пластического хирурга. Это наиболее важный фактор успешности предполагаемой пластической операции. В любом деле есть свои профессионалы и не нужно жалеть сил и времени для их поиска. Пластическую операцию допустимо делать только руками профессионального пластического хирурга. Никаких практикантов и новичков, желательно наличие ученой степени (доктор или кандидат медицинских наук) и обязательно опыт работы в пластической хирургии. У настоящего профессионала всегда есть собственный фото архив его пациентов с результатами до и после операции.
К сожалению, необходимо указать и «обратные стороны медали» – соблюдение хирургом морально-этических принципов медицины. В ряде клиник получение прибыли за факт проведения операции ставится за основу. К примеру, для достижения оптимальных результатов может быть показан определенный тип операции, но данный хирург не может сделать ее в силу недостаточных знаний, умений или опыта, или в клинике отсутствует соответствующее оборудование. Недобросовестный врач может дезинформировать пациента в пользу выбора его клиники или взяться за выполнение операции, для которой он недостаточно компетентен. Поэтому, при выборе хирурга, как это ни тривиально, принцип «доверяйте профессионалам» особенно актуален. Пациент должен знать своего доктора и самое главное, доверять ему.
2. Принцип единого доктора. Нередки случаи, когда консультацию проводит консультант, оперирует пластический хирург, а послеоперационное ведение осуществляют ассистенты. Причем пациент впервые видит доктора на операции. В идеале, консультации, операции и послеоперационное ведение должен осуществлять один доктор – профессиональный пластический хирург.
3. Наличие современного медицинского оборудования для проведения операций высокой степени сложности.
4. Используемые приемы и методики проведения операции. Мы против разного рода экспериментов в области пластической хирургии. Должны применяться технологии, испытанные и сертифицированные соответствующим образом.
5. Ценообразование. Стоимость операции определяет множество составляющих. Многие справедливо считают, что на собственной внешности и красоте экономить нельзя. Однако и здесь не все так однозначно. Далеко не всегда цена на операцию пропорциональна качеству. Большую роль играет внутренняя концепция клиники, которая может быть нацелена не на качество, а на количество проведенных операций. При этом большую часть затрат, которая в результате компенсируется за счет пациентов, составляют помпезность помещений, затраты на рекламу и оплату труда консультантов, но не затраты на профессионализм хирурга и качество расходных материалов. Таким образом, оценивая стоимость операции, лучше обращать внимание на концепцию клиники.