Важным документом, в котором идет речь о заболеваниях глаз, является Ассирийский документ, времен Хаммурапи, написанный за 2250 лет до Р.Х.: "если врач нанесет человеку оперативную травму и глаз того человека уничтожит, надлежит ему руку отсечь". Вероятно речь шла о гнойном воспалении слезного мешка, встречающегося часто в южных странах. Здесь неудачный исход операции - гибель глаза - можно приписать небрежному отношению врача, чем и объясняется жестокое наказание в случае неудачного исхода операции.
1.1.3. Древнеиудейская офтальмология.
С представлениями древних иудеев о глазе и глазных болезней можно ознакомиться, изучая библию и талмуд. Были известны следующие глазные болезни: воспаление и выпячивание глаза, гноетечение, краснота, слезный свищ, пятна роговицы, катаракта и др. имеются указания на трахому и ксероз. В целом древнеиудейская медицина основывалась на представлениях гуморальной патологии.
1.1.4. Офтальмология в Древней Индии.
Высокого развития достигла офтальмология в древней Индии. В санскритических текстах Аюр - Веды изложено учение врачей СУШРУТЫ и ХАРАКИ о глазных болезнях. Их упоминание может быть отнесено к 400 - 250 гг. до н.э. В офтальмологии Сушруты излагается анатомия, патология, лечение глазных болезней. Сложность глаза в изложении Сушруты видно из того, что в построении его участвуют все пять "космических элементов" : змея, огонь, ветер, вода, эфир. Органом ощущения света является хрусталик, в котором горит вечный огонь. Причинами болезней глаз считались болезненные изменения соков тела, к которым относились ветер, желчь, слизь, кровь, проникающие через жилы в голову и глаза. Глазных болезней насчитывалось 76, в том числе блефорит, трихаиз, ячмень, трахома, фликтены, язвы роговицы, заращение зрачка, атрофия глаза, катаракта, ксантопсия, гемералопия. Значительное место уделялось терапии. Наибольший интерес представляет описание операции нисдавления катаракты.
1.1.5. Древнекитайская офтальмология.
В древнекитайской офтальмологии основная роль также отводилась "первоэлементам" в человеческом организме - желчи, ветру и слизи. Считалось, что в организме происходит постоянная борьба двух начал - мужского (ян) и женского ( инь).
В древнекитайской медицинской литературе существует руководство к изучению глазных болезней,описано108 видов заболеваний глаз. Медики Древнего Китая различали трахому, заворот, трихиаз, слезотечение, бельма, катаракту и аномалии рефракции. Катаракта по-китайски называлась "белое внутреннее препятствие" и объяснялась, исходя гуморально-патологических представлений. Имеется описание хирургической и медикаментозной терапии, а также специальных способов лечения - иглоукалывания и прижигиния, не потерявших своего значения до сих пор. Обнаружено, что описанный в литературе способ операции заворота, применявшийся до недавнего времени а Средней Азии узбеками и таджиками, аналогичен древнекитайскому.
1.1.6. Офтальмология Древней Греции.
В древнегреческой медицине описание глаза и его заболевание впервые описано Гиппократом (460 - 380) и его учениками. Образование глаза Гиппократ представлял себе так: от мозга, через отверстия в костях черепа, идут "жилочки", по которым стекает чистая клейкая масса; спереди, от соприкосновения с воздухом, она засыхает и образует переднюю защиту его (роговицу). Содержимое глаза остается клейкообразным. Происходят глазные болезни чаще всего вследствие того, что из мозга стекают вредные вещества, которые раздражают глаз и вызывают заболевание его. Отсюда сохранившееся до сих пор слово "катарр" (с греческого - стекать). Что касается лечения глазных болезней, то Гиппократ местных средств почти не употреблял, а ограничивался общим лечением в виде кровопусканий, слабительных, теплых ванн (в том числе и минеральных), вина и очищающих лекарств. Однако ближайшие ученики Гиппократа стали весьма широко применять и местное лечение в виде глазных капель, примочек и мазей, в состав которых входили соли различных металлов, шафран, виноградное вино и сок, мед и другое.
После смерти Гиппократа получается почти 400 - летний перерыв в истории медицины вообще, в том числе и офтальмологии, вследствие того, что громадное большинство научных работ хранилось в музее в библиотеке александрийской Академии, а последняя, как известно, сгорела. В дальнейшем об успехах офтальмологии стало известно из сочинений Цельсия и Галена.
Расцвет греческой медицины отражают труды Клавдия Галена (131 - 201 гг. н.э.). Гален отводил немало места описанию глаза и его болезней. Он различал в глазу 7 "кругов" - 4 мягких (хрусталик, стекловидная влага, сетчатка, сосудистая оболочка) и 3 плотных (склеротика, сухожильное растяжение глазных мышц и соединительная оболочка). Органом зрения Гален считал хрусталик. Он описал расстройства зрения, вызванные параличом зрительных нервов, и такие, которые можно глаукомой*, а также катаракту. Терапия Галена многообразна и включает не только средства общего воздействия, как слабительные и отвлекающие, но и местное медикаментозное лечение (противовоспалительные, вяжущие, раздражающие и болеутоляющие).
Индифферентными считал он яичный белок, молоко, гумми-арабик и трагакант. К этим веществам примешивались лекарственные вещества и затем изготовлялись коллирии ("сургучные палочки): лекарственные вещества тщательно измельчались, затем смешивались, после чего к ним прибавлялись вода и гумми-арабик или какое-нибудь другое клейкое вещество. Из смеси изготовлялись палочки, на которые накладывалась печать врача и затем они высушивались. Если местное лечение не помогало, то Гален проводил и хирургические вмешательства. Среди последних описано и нисдавление катаракты, а также попытки удалить катаракту из глаза. Разработанная Галеном система в течение столетий продолжала оказывать влияние на развитие офтальмологии.
Цельсий дает нам подробное описание анатомии глаза и 30 различных заболеваний его, в том числе 13, подлежащих хирургическому лечению. У него же мы впервые встречаемся с описанием катаракты и способом оперативного лечения ее - нисдавлением.
1.1.7. Древнеримская офтальмология.
В древнем Риме основы медицины были заложены выходцами из Греции и Египта. Во времена империи имелись уже специалисты по разным болезням. В том числе и глазные врачи. В труде Корнелия Цельса (25 - 20 гг. н.э.) описаны глазные болезни и глазные операции. Впервые в Европе Цельс описал операцию катаракты - нисдавление. Им же впервые изложены учения о катаракте как о выпоте в области зрачка, который, сгущаясь, вызывает расстройство зрения.
1.1.8. Офтальмология Византии.
В Византийской империи офтальмология, как и вся медицина, была вначале продолжением античной греческой и эллинистической медицины. Из всех книг о глазных болезнях, написанных в эту эпоху, сохранились лишь одна - Александра Тралльского (VI век). Однако в целом ряде энциклопедий и сборников того времени содержатся многочисленные главы, отрывки и отдельные замечания о глазных болезнях. По вопросам офтальмологии писали Орибазий (IV век), Аэций Амидийский (VI век), Павел Эгинский (VII век) и др.
1.1.9. Арабская офтальмология.
Литература по офтальмологии на арабском языке обширна и насчитывает свыше 60 авторов. Их наследство состоит из 12 оригинальных руководств, большого числа трактатов по отдельным вопросам офтальмологии и разделов в общемедицинских трудах. Первым научным трудом - руководство по глазным болезням - была "Книга о глазе в 10 беседах" Хунаина Бен Исхака (Иоанниция). В ней излагалась анатомия, физиология глаза, теория зрения, общая патология и терапия глазных болезней. "Книга об оптике" Ибн - Ал - Хайтама (Альхацена) (956 - 1038) ознаменовала шаг вперед в этой области. Считая, как и Гален, хрусталик главным органом зрения, он все же опровергал теорию эманации лучей из глаза. Зрение, по Хайтаму, происходит благодаря изображению предмета, преломляющемуся в глазу. Его указания о том, что сегмент стеклянного шара увеличивает предмет, несомненно, послужило основой для изобретения в последующем очков. В наиболее полном и систематизированном виде офтальмология этой эпохи представлена в "Каноне" Абу Али Ибн Сины (Авиценна). Этот труд в течение 600 лет считался основным пособием для врачей Европы и стран Востока. В третьей книге "Канона" изложена анатомия, физиология органа зрения и учение о его болезнях; Авиценна уже тогда знал об экстракции катаракты и считал ее "трудной, сопряженной с большим риском" операцией. В конце первого - начале второго тысячелетия арабская офтальмология находилась в зените. Арабские офтальмологи получили свои знания из медицины Греции, Египта и Индии. Хотя знаменитый представитель арабской медицины Аль-Хазен (Ибн-аль-Хайсам) был оптиком, считал хрусталик основным органом зрения.
Развитие офтальмологии в античный период.
Величайшим врачом древности был ГИППОКРАТ - "отец медицины" (460 - 372 гг. до н.э.) Взгляды Гиппократа и ученых его школы - гиппократиков о глазе и глазных болезней изложены не систематически, а разбросаны в разных трудах.
В общей сложности в трудах гиппократиков упоминается 20 глазных болезней, среди них блефарит, глаукома, катаракта, амблиопия, амавроз, косоглазие, нистагм. Лечение применялось либо общее, либо хирургическое. Из местных способов лечения Гиппократ признавал только теплые примочки губкой. В этот период производилось 4 операции: скобление конъюнктивы, вырезание ее, операции против трихиаза, выпускание гипопиона.
В Древней Греции зародились первые теории зрения. ПЛАТОНОМ ( 427 - 347 гг. до н.э.) считал, что зрение происходит от соединение света (огня), истекающего из глаза, с проникающим в него и сродным ему дневным светом. Эта идеальная теория бала опровергнута уже современников Платона - АРИСТОТЕЛЕМ (384 - 322 гг.до н.э.). По мнению Аристотеля, "свет есть движение, исходящее от светящегося тела и сообщающееся сквозь прозрачные среды прозрачной глазной влаге, благодаря чему происходит восприятие светящегося тела".