Курсовая работа по истории медицины
Исполнитель: студ. III курса Селявко Юрий Александрович
Московский Государственный Университет имени М. В. Ломоносова
Москва 2006г.
Введение:
Орган зрения является важнейшим органом познания внешнего мира. Основная информация об окружающей деятельности поступает в мозг именно через этот анализатор.
Следует подчеркнуть, что глаз - это дистальный анализатор высшего порядка. Ему свойственно пространственное восприятие глубины, передвижения предметов, их удаленности, телесности. Вот почему зрительный акт всегда был загадочным таинственным. Неслучайно в ряде стран существовали религиозные секты, члены которых поклонялись богу в образе глаза.
В обычной жизни человек вряд ли замечает, что живое существо не имеет более сильного и верного стража, чем орган зрения. Мгновенного взгляда достаточно, чтобы заметить тысячи слов и звуков.
Существует ряд заболеваний, не угрожающих смертью, но лишающих человека радости зримо воспринимать окружающий мир солнца и красок, и тогда на помощь приходит область науки - офтальмология.
И.М. Сеченов и И.П. Павлов приписывали зрительному анализатору познавательную силу. Его функция лежит об основе всей трудовой и творческой деятельности человека.
Учение о глазных болезней создавались из года в год, из века в век. Толчком для его возникновения являлись социальные условия и болезни, порождаемые ими.
В данной работе освещаются вопросы возникновения офтальмологии, как науки, динамики её развития, появления различных методов диагностики и лечения глазных болезней.
Часть 1. История мировой офтальмологии.
1.1. Первые упоминания об офтальмологии. Офтальмология древнего мира.
Возникновение офтальмологии вызывалось необходимостью лечения травм и облегчалось доступностью осмотра органа зрения. К числу первых средств лечения глазных травм относятся болеутоляющие. Так, индейцы северо - западной Бразилии при ранениях глаза и поныне пользуются соком вьющегося растения уамбекуруа, вызывающего в глазу ощущение холода, а затем облегчение.
К концу эпохи первобытнообщинного строя лечение глазных заболеваний осуществлялось с помощью средств и приемов народной медицины.
Народная медицина черпает свои средства из неорганического, растительного или животного мира (продукты и отбросы животного организма).
Виды растений, которыми человек стал пользоваться в лечебных целях, зависели от флоры данной территории. Так, суахили в Африке пользовались листьями боба "мбазу", который растирают, а затем растворяют в воде, раствор же закапывают в глаза. К русским народным средствам для лечения глаз относятся тертые яблоки, свежие огурцы, сырая картошка, красная свекла, на Урале -"львиный зев".
Офтальмология Древнего Египта
Древнейшие материальные свидетельства существования офтальмологии обнаружены в Египте. В гробницах найдены были флаконы из стеатита, алебастра, иногда из слоновой кости, с остатками глазных снадобий. Возраст которых определяется в 4400 лет. На надгробном памятнике , который датируется 2500 г. до н.э., упоминается окулист. Первым глазным врачом , имя которого история сохранила высеченным на древней египетской надгробной стеле, был Пепи Анк Ири, живший при У1 династии. Около 1600 г. до н.э.
Анатомические и клинические познания древних египтян в области офтальмологии известны из медицинских папирусов. В них описан ряд глазных болезней, как, например, слезотечение ("вода в глазу"), пингвикула ("жир в глазу"), а также геморрагии, лейкома. Косоглазие, градина и среди других " дождливое небо", что, вероятнее, означало трахому.
В древнеегипетской медицине, в числе 42 канонических книг, найденных в гробницах фараонов, относящихся к XV веку, 1500 лет до Р.Х., 6 книг было посвящено медицине, а одна из них болезням глаз. В священных книгах упоминается о 28 различных болезнях глаз или описываются различные симптомы этих заболеваний и способы их лечения.
В Египте с древнейших времен специализированной отрасль науки о врачевании являлась офтальмология - диагностика, лечение и профилактика болезней органов зрения.
Так, к 2500г. до н.э. относится письменный древнеегипетский документ, где впервые упоминается слово, переводимое как врач, специализирующийся на лечении обеих глаз.
Первое упоминание имени египетского врача-офтальмолога относится ко времени правления фараона VI династии Пепи I, а это примерно 2300 г. до н.э. В 1926 году во время археологических раскопок вблизи пирамиды Хуфу (Хеопса) была обнаружена похоронная стела (рис.1), извлеченная еще в древности из пока не найденной гробницы. Из иероглифической надписи (рис.2) следует, что на стеле изображен придворный врач Ири, имевший следующие специальности (в современном звучании): офтальмолог, фармацевт, гастроэнтеролог и проктолог. Упоминание имени фараона Пепи 1 позволяет довольно точно установить дату создания этой стелы, так как фараоны VI династии правили в период с 2423г. по 2280г. до н.э. Это уникальное документальное свидетельство дает основание полагать, что, по крайней мере, в середине III тысячелетия до н.э. уже существовало четкое разделение практики врачевания по отдельным специальностям, среди которых находилась и офтальмология. Еще одним документальным свидетельством является рельеф гробницы Ипуи (XX династия) в Дейр эль Медине (гробница № 217), наглядно демонстрирующий, каким образом могли быть получены "производственные" травмы при строительстве здания.
Рисунок 1. Похоронная стела придворного врача Ири, найдена близ пирамиды Хеопса
Рисунок 2. Иероглифический текст на похоронной стеле Ири
Рисунок 3. Рельеф гробницы Ифуи, Дейр эль Медина.
Сцена первая: врач "С" удаляет постороннее тело, попавшее в глаз работника "А". Предположение о том, что "С" является врачом, можно сделать на том основании, что удаление соринки из глаза совершается профессионально с помощью кисточки. Не случайно рядом с врачом изображен сосуд, видимо, при этой процедуре использовалась вода или какая-то жидкость.
Сцена вторая: работник "С" роняет свой молоток на ногу другому работнику "А" и, по всей видимости, наносит ему травму. При этом строительная пыль попадает в глаз работника "В". Сцена третья: видимо, врач "Е" устраняет вывих руки строителя "F".
К теме данного очерка можно отнести и изображения на стенах гробниц "людей, которые видят темноту среди бела дня," - слепых музыкантов, развлекающих знатных вельмож (пример: гробница Нахта, жреца и астронома). Эти изображения свидетельствуют, что люди, потерявшие зрение, имели возможность оставаться нужными обществу.
Сведения о выдающихся достижениях древнеегипетских офтальмологов сохранились в переписке фараонов с хеттскими царями. Так, в связи с болезнью глаз хеттского царя Хаттусилиса III фараон Рамсес II в своем письме сообщает, что он посылает "хорошее медицинское средство" с послом Пирихнова. Из этого письма известно, что часть пути до дворца царя соседнего государства Амурру Бентешины посла Пирихнову будет сопровождать египетский колесничий, а оттуда до дворца Хаттусилиса - представитель аравийского племени амореев. (А).
Особо следует отметить, что примерно к XV веку до н.э. относится письменное свидетельство, которое может быть расценено как внедрение во врачебную практику офтальмологов элементов магии. Это гимны богу Амону (Лейденский папирус), в которых звучит призыв полагаться на всемогущество бога Амона и отказаться от каких-либо лекарств при лечении глазных болезней.
В составленном намного позже (II век н.э.) Лондонско-Лейденском магическом папирусе приведен всего один случай лечения болезни глаз, но в нем наряду с рациональными рекомендациями предписывается произнесение определенного магического заключения. Описание этого папируса и офтальмологического рецепта приведены в Приложении № 3.
Приемы, которыми пользовались древние офтальмологи изложены в медицинских папирусах Карлсберг № VIII, Лондонский медицинский № 10059, но наибольшее количество рецептов изложено в папирусе Эберса.
По всей видимости, рецепты папирусы Эберса копировались с нескольких документов, так как отсутствует четкая последовательность изложения рецептов лечения одной и той же болезни глаз. Примечательно, что в рецепте Э.419 указано, что он рекомендован верховным жрецом Гелиополиса по имени Чьюи. Еще в одном рецепте Э.422 сказано, что он был сообщен неким выходцем из Азии, примечательно, что некоторые ингредиенты в этом конкретном рецепте не повторяются в других (ячмень и квасцы).
Чтобы представить возможности древних офтальмологов, приведем перечень глазных болезней, рецепты лечения которых приведены в папирусе Эберса:
- лечение нагноения глаз (конъюнктивита) Э.337, Э340 - Э341, Э.386
- лечение при ударе в глаз Э338, Э.349, Э381
- лечение слезотечения Э.339, Э376, Э.415
- улучшение зрения Э.342 - Э.344, Э359, Э.377, Э.393 - Э.401, Э.414
- уменьшение зрачка Э345
- лечение трахомы Э.346, Э350, Э.383, Э.407
- удаление бельма в глазу Э.347, Э360, Э.382, Э.402 - Э.406
- удаление кровоподтека Э348, Э.352, Э384
- лечение куриной слепоты Э351
- устранение рези в глазу Э.353, Э.361 - Э-364, Э.366
- лечение раны глаза Э354
- устранение воспаления (ячмень) Э355, Э.423, Э.430
- лекарство при слепоте Э.356 - Э.358, Э.420
- устранение плевы на роговой оболочке (досл. появление жира) Э365, Э369 - Э.375, Э.409 - Э.413
- лечение катара глаз Э.367
- лечение болезни "беджедедж" Э368
- лечение катаракты (досл. подъем воды) Э.378 - Э.380, Э385
- лечение расширения кровеносных сосудов Э.387
- профилактическое средство для третьего месяца "зимы" Э.388