препараты, повышающие способность сыворотки крови связывать гистамин (в частности, гистаглобулины);
препараты, тормозящие высвобождение гистамина из тучных клеток (кетотифен, кромолин-натрий и др.).
Выделяют три поколения антигистаминных препаратов, блокирующих гистаминовые рецепторы — блокаторы Н1-рецепторов.
Антигистаминные препараты первого поколения долгое время относились к числу наиболее распространенных во всем в мире. Эти лекарственные средства, нередко отпускающиеся без рецепта врача, вызывают целый ряд побочных эффектов (наиболее выражен седативный эффект), ограничивающих их применение.
Антигистаминные препараты второго поколения по способности блокировать периферические Н1-рецепторы сопоставимы с препаратами первого поколения, но они не проникают через гематоэнцефалический барьер, а потому одно время считалось, что они не вызывают седативного эффекта. Антигистаминные препараты второго поколения стали широко использоваться в клинике в 80-е годы ХХ столетия. Однако у препаратов этой группы также были выявлены серьезные побочные фармакологические эффекты, связанные с их кардиотоксичностью. Стало известно, что данные препараты способны блокировать ионные каналы, контролирующие реполяризацию миокарда, что приводит к нарушениям сердечного ритма. Позже было выявлено, что и у антигистаминных препаратов второго поколения при повышении дозы может проявляться седативный эффект.
Наиболее часто используемые в настоящее время антигистаминные препараты по степени выраженности побочного фармакологического седативного и кардиотоксического эффектов можно разделить на группы:
истинные неседативные некардиотоксические - фексофенадин;
потенциально седативные - цетиризин, лоратадин;
потенциально кардиотоксические - терфенадин, астемизол, эбастин;
седативные, широкий профиль.
В 90-х годах заговорили о настоятельной необходимости тщательной оценки коэффициента риск/польза при назначении антигистаминных препаратов у пациентов с аллергическими заболеваниями [5, 6, 7, 8].
В настоящее время к антигистаминным препаратам предъявляются весьма строгие требования. Прежде всего, они должны отличаться:
высокоселективной блокирующей Н1-гистаминовой активностью;
высокой клинической эффективностью при лечении аллергических заболеваний (КАР, САР, ХРК и др.);
высоким уровнем безопасности;
быстрым всасыванием и началом действия;
высокой биодоступностью и длительным периодом полувыведения, что позволяет добиться длительного клинического эффекта после однократного введения (не менее 24 часов);
возможностью использования совместно с другими группами медикаментов (антибиотиками, противогрибковыми, сердечными средствами и др.);
отсутствием необходимости изменять дозу препарата при нарушениях функции ЖКТ, гепатобилиарной, мочевыделительной, сердечно-сосудистой систем и др., в пожилом и старческом возрасте;
отсутствием тахифилаксии;
отсутствием кумуляции и пр.
Все современные антигистаминные препараты в равной степени блокируют гистаминовые рецепторы (Н1-рецепторы) и отличаются лишь степенью безопасности.
Наиболее низким уровнем безопасности обладали антигистаминные препараты второго поколения — терфенадин и астемизол.
В 1997 году Администрация по контролю пищевых и лекарственных продуктов США (FDA) потребовала запретить использование терфенадина — первого неседативного антигистаминного препарата второго поколения. Это было связано с тем, что при применении терфенадина, клинический эффект которого оказался сопоставим с воздействием других антигистаминных средств, отмечался высокий коэффициент риска кардиотоксических осложнений.
В настоящее время терфенадин и астемизол сняты с производства и их применение в клинической практике, в том числе в России, запрещено.
Но некоторые метаболиты антигистаминных препаратов, в частности терфенадина и астемизола, обладают даже более выраженной способностью блокировать гистаминовые Н1-рецепторы, чем сами препараты, значит, есть возможность разработать антигистаминные средства нового, третьего поколения.
В 1996 году в Администрации по контролю пищевых и лекарственных продуктов США впервые был зарегистрирован новый антигистаминный препарат третьего поколения — фексофенадин. Позже были разрабатаны и другие препараты: дескарбоэтоксилоратадин и норастемизол.
При создании антигистаминных препаратов третьего поколения ставилась основная задача — получить активные метаболиты, обладающие выраженным клиническим эффектом, но лишенные известных побочных свойств, характерных для антигистаминных средств второго поколения [7].
В ходе предварительных исследований, проведенных с участием большого числа пациентов и в соответствии с принципами доказательной медицины, были продемонстрированы высокая антигистаминная активность и выраженная клиническая эффективность первого антигистаминного препарата третьего поколения — фексофенадина (телфаста) [4, 7].
При сопоставлении антигистаминных средств второго и третьего поколений в соответствии с критериями соответствия идеальному препарату оказалось, что наиболее полно отвечает этим требованиям фексофенадин (телфаст).
Предварительные исследования, проведенные в соответствии с принципами доказательной медицины, показали высокую противогистаминную активность и клиническую эффективность телфаста у пациентов, страдающих аллергическими заболеваниями.
Исследования по изучению клинической эффективности и безопасности применения телфаста у больных с аллергическим ринитом (сезонным и круглогодичным) и аллергодерматозами проводились в разных странах мира, в том числе и в России, с участием большого контингента больных.
В ходе многоцентровых (14 медицинских центров) исследований по оценке клинической эффективности телфаста у больных с сезонным и круглогодичным аллергическим ринитом, проживающих в разных регионах РФ, у 99% из 2314 обследованных были получены хорошие и отличные результаты.
Телфаст назначали внутрь по 120 мг один раз в сутки в течение 2 недель.
У всех больных отмечалось значительное улучшение, вплоть до полного исчезновения симптомов заложенности носа, чихания, выделений из носа, а также симптомов аллергического конъюнктивита.
Согласно нашим данным, а также результатам других исследований, телфаст обладает высокой степенью безопасности, чем выгодно отличается от других препаратов этой группы.
Выбор антигистаминного препарата, способа введения и дозы определяет врач с учетом стадии заболевания, его тяжести, возраста больного, наличия сопутствующих заболеваний, а также характера базисной терапии, применяемой по поводу сопутствующих заболеваний.
В заключение следует отметить, что при назначении антигистаминных препаратов пациентам с аллергическими заболеваниями предпочтение следует отдавать лекарственным средствам, обладающим не только высокой антигистаминной активностью, но и высокой степенью безопасности и отвечающим всем требованиям доказательной медицины.
Список литературы
Адо А. Д. Частная аллергология. М.: Медицина, 1976. 512 с.
Гущин И. С. Аллергическое воспаление и его фармакологический контроль. М.: Фармарус Принт. 1998. 252 с.
Ильина Н. И. Аллергопатология в различных регионах России по результатам клинико-эпидемиологических исследований: Автореф. докт. дис. М., 1996. 24 с.
Ильина Н. И., Польнер С. А. Круглогодичный аллергический ринит // Consilium medicum. 2001. Т. 3. № 8. С. 384-393.
Лусс Л. В. Аллергия и псевдоаллергия в клинике: Докт. дис. М., 1993. 220 с.
Хаитов Р. М., Пинегин В. Б., Истамов Х. И. Экологическая иммунология. М.: ВНИРО, 1995. С. 178-207.
Handley D., Magnetti A., Higgins A. Терапевтические преимущества антигистаминных препаратов третьего поколения // Exp. Clin. Invest. Drags. 1998. 7(7), 1045-1054.
Необходимость использования противоаллергических лекарственных препаратов длительными курсами — аргумент в пользу назначения комплексных гомеопатических препаратов, которые не обладают кумулятивными свойствами и не дают побочных эффектов. Раскрытие механизма их универсального противовоспалительного действия в низких потенциях может служить предпосылкой к использованию этого способа лечения наряду с аллопатическим. Один из таких препаратов — ринитал (таблетки, «Немецкий Гомеопатический Союз»), действие которого прежде всего распространяется на слизистые оболочки носа, глотки и придаточных пазух. Ринитал регулирует усиленное отделение секрета. При этом уменьшаются зуд, парестезии, жжение и сухость слизистых оболочек верхних дыхательных путей, снижается частота приступов чихания в течение суток, а через два-три дня исчезает ощущение заложенности носа. Одновременно ослабевают симптомы обусловленного аллергией конъюнктивита с сильным покраснением и отечностью, уменьшаются усиленное слезотечение и жжение в глазах.