При сроке беременности до 27 недель может применяться метод внутривенного введения простагландинов, вызывающих родовую деятельность. На таком сроке младенцы нередко появляются на свет живыми и жизнеспособными, но доктора не применяют никаких терапевтических мероприятий по отношению к ним, оставляя младенцев умирать. Применение простагландинов в нужных дозах часто вызывает резкие нарушения в организме женщины.
Операция малого кесарева сечения обычно применяется на сроке 18–27 недель, однако при необходимости может быть использована при сроке от 13 недель до самых последних дней беременности. При этой операции вскрывается передняя брюшная стенка и передняя стенка матки, после чего из матки удаляется плод и все окружающие его ткани, а стенка матки выскабливается. При проведении этой операции на поздних сроках плод обычно уже бывает жизнеспособным. В этом случае ребенка кладут на окна между рамами или в холодильник с тем, чтобы он погиб от переохлаждения. Трудно поверить, что описанная сцена – это не фрагмент фильма ужасов, а реальные будни многих гинекологических клиник и отделений городских больниц.
Малораспространенные и малоэффективные методы искусственного прерывания беременности. К ним относится иглоукалывание, при котором стимулируются рефлексогенные зоны, которые могут вызвать начало родовой деятельности, и метод использования магнитофорных колпачков, которые надеваются на шейку матки и, создавая сильные магнитные поля, вызывают родовую деятельность. Оба эти метода применяются на ранних сроках беременности (иглоукалывание – до 10 недель, магнитофорные колпачки – до 3 недель) и не дают никакой гарантии результата. В любом случае после спровоцированного этими методиками выкидыша необходимо хирургическое выскабливание стенок матки.
В частной переписке некоторых акушеров-гинекологов нередко встречаются вопросы о том, как самостоятельно прервать беременность на ранних сроках. Поэтому многие врачи рассказывают о доступных в быту способах прерывания беременности и непоправимом вреде здоровью, который оные наносят.
Первый популярный способ, подробно описанный в повести А. Приставкина «Дети Арбата» заключается в общем воздействии на организм. Чтобы вызвать плодоизгнание женщина принимает горячую ванну или душ, обклеивает себя горчичниками. В ряде случаев манипуляции вызывают сокращения матки и выкидыш. К этому же способу можно отнести мытье на сроке 10 – 12 недель беременности потолков, длительную тряскую езду, умышленное падение на живот, к примеру, со шкафа, сдавление матки руками. Опасность заключается в развитии маточных кровотечений, которые достаточно трудно остановить. В зависимости от методики самостоятельного аборта летальность (женская смертность) колеблется от 25 до 40%.
Второй метод – введение в полость матки твердых предметов: шариковых ручек, карандашей, вязальных спиц, длинных птичьих перьев, деревянных палочек, бужей (металлические штыри для расширения естественных отверстий), катетеров. Наряду с введением твердых предметов особо сообразительные особы впрыскивают из шприцов, спринцовок и прочих подручных средств в полость матки различные жидкости. Используются самые различные вещества: спиртовая настойка йода, раствор марганцовки, столовый уксус, мыльная вода. Результат – заражение крови, химические ожоги, гнойное воспаление внутренних половых органов. В лучшем случае, удалив матку, женщине удается спасти жизнь, правда она уже не сможет иметь ребенка. В 30–60% случаев представительницы слабого пола просто умирают. Некоторые принимают гормональные лекарства или яды. Откуда простому человеку знать, в какой концентрации лекарство вызовет выкидыш, подчас опытный гинеколог затруднится с ответом. Так и рождаются на свет детишки с многочисленными врожденными уродствами, обреченные мучиться всю жизнь.
Последствия
Аборт – единственная операция, которая делается при отсутствии заболевания и наносит вред здоровью.
Осложнения со стороны матки – в первую очередь это разрыв шейки матки, кровотечение, перфорация и разрыв стенки матки. Наиболее распространенные методики проведения прерывания беременности предполагают манипуляции внутри матки «вслепую», вследствие чего риск повреждения шейки или стенки матки весьма высок. В зависимости от размеров и локализации такого повреждения производят или его ушивание, или полное удаление матки (гистерэктомию). Кроме того, при многократных выскабливаниях стенка матки может истончаться настолько, что вынашивание беременности становится невозможным. В этом случае женщине рекомендуется стерилизация. Воспалительные процессы в матке нередко возникают в результате инфицирования травмированной шейки или стенки матки во время проведения искусственного прерывания беременности. Следует отметить, что такой воспалительный процесс отличается стойким продолжительным течением, и лечение его крайне затруднено. Результатом этого может стать привычное невынашивание беременности и бесплодие.
Воспалительные процессы в малом тазу – параметрит (воспаление околоматочной клетчатки), аднексит (воспаление придатков матки), пельвиоперитонит и перитонит (воспаление тазовой брюшины и всей брюшины), – все эти заболевания могут развиваться в результате инфицирования в ходе операции по искусственному прерыванию беременности. Исходом этих заболеваний может стать бесплодие женщины, а в отдельных случаях даже ее гибель.
Осложнения после абортов могут развиться у женщины спустя некоторое время (через нескольких месяцев и даже несколько лет). У 18% женщин через два месяца после сделанного аборта разовьется хроническое воспаление придатков матки, у 11% – эрозия шейки матки, у 7% – эндоцервицит, у 4% – различные нарушения менструального цикла. Спустя два года после сделанного аборта эти показатели увеличиваются в несколько раз.
Одним из наиболее грозных осложнений абортов у нерожавших женщин является резкое увеличение риска развития рака груди. Как известно, этот вид рака занимает первое место среди причин смертности от онкологических заболеваний во всем мире. Исследования показывают, что у нерожавших женщин, сделавших аборт, вероятность развития рака груди увеличивается на 300%, а если такая женщина имела несколько абортов, и первый ребенок у нее родился не раньше 35 лет, то риск возрастает в 8 раз. Понять, почему так происходит, достаточно просто. Первая беременность начинает особым образом переформировывать и перестраивать клетки молочных желез, подготавливая их к доселе неиспользованной функции – выработке грудного молока и кормлению ребенка. Формирование клеток идет практически на протяжении всей беременности, и заканчивается уже к самым родам. Если же женщина делает аборт и прерывает беременность таким образом (то же самое относится, к сожалению, и к самопроизвольному прерыванию беременности), то клетки грудных желез остаются несформированными, их развитие не завершается. Такие клетки имеют значительно большую способность к раковому перерождению, нежели сформированные окончательно, равно как и еще не начавшие свое формирование. Риск возрастает тем больше, чем больше времени пройдет до момента следующей беременности и родов, которые позволят завершить перестроение клеток молочных желез. Особое место среди всех осложнений абортов занимает постабортный синдром. Этот синдром включает в себя различные симптомы, как физиологические, так и психологические. Многие из этих симптомов женщина никак не связывает с прошедшим абортом. Наиболее распространенными признаками постабортного синдрома являются: бесплодие и проблемы с зачатием, преждевременные роды, выкидыши, внематочная беременность, сексуальные расстройства, депрессии, чувство вины, суицидальные наклонности, злоупотребление алкоголем и наркотиками, отчаяние, доминирующее желание еще одной беременности, анорексия (отсутствие аппетита и желания есть), ночные кошмары о детях и т.д. К сожалению, в России нет статистики по частоте возникновения постабортного синдрома, но можно с уверенностью сказать, что наберется очень немного женщин, которые смогли избежать его проявлений в том или ином виде.
Заключение
В заключение приведём отрывок из текста к фильму американского врача Бернарда Натансона «Безмолвный крик».
«…Сейчас на экране мы видим 12-недельного ребёнка в ультразвуковом изображении в реальном масштабе времени. Вот его голова, вот тело. А это рука, тянущаяся ко рту. Если мы рассмотрим изображение поближе, то различим глаз, рот, нос и даже мозговую полость, заполненную мозгом. Эта губкообразная ткань является плацентой. А вот здесь внизу, у края экрана – ноги. Мы видим, как бьётся сердце, совершая около 140 ударов в минуту. Ребёнок время от времени немного меняет своё положение. Его движения спокойны, он находится в защищённом пространстве.
Тень, которая появилась сейчас внизу, рядом с границей экрана, – вакуум-кюретка, специальный инструмент, присоединённый через вакуумную трубку к электронасосу с «засасывающим» давлением около 55 мм ртутного столба. Вы увидите, как кюретка будет приближаться к ребёнку, а он попытается отодвинуться от неё и начнёт совершать активные, панические движения.
Теперь он движется целенаправленно. Хотя инструмент ещё не коснулся ребёнка, он уже очень возбуждён. Его рот раскрыт…