Проблема формирования и становления аллергической настроенности организма, и прежде всего детского и подросткового, представляется чрезвычайно актуальной, так как она является матрицей для течения многих соматических заболеваний, однако имеющиеся сведения об аллергопатологии у лиц - участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС (УЛПА) и лиц, постоянно проживающих в загрязненных районах, немногочисленны.
Конечно, экологическая обстановка, а не только учет внешнего и внутреннего облучения, будет играть важнейшую роль.
Экологический статус, помимо радиационных факторов - как естественного фона, так и других техногенных причин, определяется концентрацией промышленных предприятий, что предлагалось использовать в радиологическом картографировании техногенно загрязненных территорий (Набока М.В. и др., 1993).
Бортновским В.Н. и др. (1995,1997) проводилось изучение санитарно-экологического состояния окружающей среды г.Гомеля, Беларусь. При замере вредных химических веществ и уровня шума и расчете интегрального санитарно-экологического показателя (ИСЭП) авторы относят исследуемые районы к нахождению в состоянии санитарно-экологического климакса, что свидетельствует о зоне экологического риска.
Изменения в системе иммунитета - один из важных моментов, определяющих негативные последствия аварии на Чернобыльской АЭС и ей подобных.
Достаточно небольшой накопленный материал все же свидетельствует о наступивших и наступающих изменениях в описываемой системе в нескольких направлениях:
1. Формирование иммунодефицита у практически здоровых людей;
2. Патоморфоз уже имеющихся заболеваний, в первую очередь тех, патогенез которых определяется иммунными механизмами.
Проведенные детальные исследования показали, что течение аллергических заболеваний после аварии изменилось. Касаясь клиники, необходимо отметить появление выраженных изменений со стороны общего статуса больных. Так, Бережной Н.М.. и др. (1995) были выявлены следующие синдромы:
1. Клинический синдром, протекающий с явлениями геморрагического васкулита, лимфаденопатией, выраженным артралгическим и миалгическим синдромом, febris recurrens и астенией;
2. Названный авторами "синдром слизистых оболочек" - жжение и зуд слизистых различных локализаций при наличии условно-патогенной флоры, в частности сапрофитной (Staphylococcus aureus) и грибов (Candida albicans);
3. Синдром поливалентной непереносимости широкого спектра веществ различной химической структуры и происхождения (пищевые продукты, мед.препараты, химические вещества и т.д.).
Как правило, клиника аллергических заболеваний определяется характером уже сформировавшейся сенсибилизации, оценка которой проводилась по результатам кожного тестирования. Необходимо отметить выявленные изменения в частоте и выраженности сенсибилизации на пыльцевые и бактериальные аллергены. В частности, кожные реакции на пыльцевые аллергены постепенно нарастали с поливалентным характером сенсибилизации и одновременно снижалась интенсивность кожных проб и числа гиперэргических реакций до 1990 г. и последующим увеличением последних с 1990 г. Таким образом, послеаварийный период характеризовался увеличением спектра сенсибилизации и с течением времени развитием парадоксального течения аллергического процесса. Действие бактериальных аллергенов определялось биологическими свойствами. Первые годы после аварии характеризовались (1986-1987 гг.) высокой частотой положительных реакций на антигены E.coli и постепенным снижением в последующие годы. Аналогичная ситуация отмечалась и в отношении антигенов Candida albicans.
В противоположность этому, частота сенсибилизации к другим бактериальным антигенам, в частности Streptococcus haemolyticus и Staphylococcus aureus, имела тенденцию к снижению в первые годы после аварии (1986-1988 гг.), а начиная с 1990 г. заметно возросла.
Характер такого парадоксального ответа изучен еще недостаточно, значительно больше данных накоплено при исследовании иммунологического гомеостаза при аллергических заболеваниях, в частности, инфекционно-аллергической бронхиальной астмой и поллинозах. Снижение количества Т-лимфоцитов и их митогениндуцированной трансформации, сопровождалось снижением общей иммунологической реактивности (при бронхиальной астме инфекционно-аллергического генеза) и отсутствием изменения иммунологической реактивности (при поллинозе) (Бережная И.М. и др., 1995).
Необходимо отметить, что техногенное загрязнение окружающей среды, в частности радиоактивными поллютантами, затрагивает иммунную систему, изменяя как количественные параметры, так и качественные показатели иммунокомпетентных клеток. При изучении активности НАДФ-зависимых дегидрогеназ лимфоцитов у лиц, контактирующих с радионуклидами, Савченко А.А. и Борисовым А.Г. (1996 г.) было выявлено повышение в крови Т-клеток при интактных параметрах гуморального иммунитета. Специфичность метаболических изменений Т-популяции требует еще детального изучения, но среди обследованных было выявлено снижение активности
Г-6-фосфатдегидрогеназы - ключевого фермента пентозофосфатного шунта, основной продукт которого (рибозо-5-фосфат), используется для синтеза нуклеотидов, ДНК, РНК, нуклеозидов и т.д. (Beulter E., 1989). В данном случае, по-видимому, активация данного фермента является компенсаторной реакцией при активации свободно-радикального перекисного окисления липидов мембрано-содержащих структур (СПОЛ), что проявляется увеличением уровня глютатионредуктазы (фермента, входящего в систему антиоксидантной защиты - глютатионредуктаза-пероксидаза). Вместе с тем, в этой же группе обследованных наблюдалось снижение уровня НАД-ГДГ - митохондриального фермента, выполняющего функцию дезаминирования глутаминовой кислоты.
Метаболизм иммунокомпетентных клеток, несомненно, определяет и характер течения аллергических процессов. Лобковой О.С. и др. (1996) было показано, что при формировании аллергической реактивности у лиц, подвергшихся воздействию комплекса факторов радиационной аварии, происходит активация гуморального и клеточного иммунитета, проявляющаяся снижением хелперного влияния и повышением уровня супрессорной популяции Т-клеток.
Цитируемыми авторами, при исследовании метаболизма иммунокомпетентных клеток, было выявлено снижение активности a-глицерофосфатдегидрогеназы и НАД-оксидазы, что указывает на разобщенность процессов гликолиза и окислительного фосфорилирования и определяет течение гипоксии разобщения в различной степени выраженности, приводящей в итоге к несостоятельности энергетического гомеостаза. Аналогичные данные были получены при изучении метаболических эффектов ионизирующей радиации Степановой Е.И. и др. (1991, 1992).
Адъюванты (Йегер Л.)- вещества, при добавлении которых к антигену усиливается его иммуногенность. К наиболее важным адъювантам относятся соединения алюминия (гидроксид алюминия1, квасцы), макромолекулярные вещества (декстран, метилцеллюлоза, тапиока), поверхностно- активные вещества и адъювант Фрейнда. Неполный адъювант Фрейнда состоит из жидкого минерального масла и эмульгатора, а в полный добавляют маловирулентные микобактерии. Адъюванты различаются по механизму действия. Соединения типа квасцов вызывают прежде всего изменение физических свойств антигена: из состояния мономера в растворе он переходит во взвесь, т.к. некоторые АГ белковой природы в виде мономеров неиммуногенны и проявляют толерогенные свойства. Адъювант повышает их толерогенность.
Многие адъюванты вызывают в тканях воспалительные процессы, что может привести к образованию гранулем и абсцессов. Воспаление повышает активность макрофагов в области введения антигена. Образование гранулемы предотвращает быстрое удаление АГ, поэтому он может долгое время воздействовать на иммунную систему.
Адъювантами В-клеток являются ЛПС и декстраны. Адъювант Фрейнда стимулирует преимущественно Т-клетки. Используя полный адъювант Фрейнда, можно вызвать иммунный ответ клеточного типа (ГЗТ , например при инфекционно-аллергическом артрите им аллергическом энцефаломиелите). Изучение заболеваний человека на экспериментальных моделях немыслемо без адъюванта. Адъювант имеет важное экономическое значение, т.к. при использовании его для инъекций значительно сокращается количество вводимого АГ и усиливается его эффект.
Реакция трансплантант против хозяина (РТПХ).
Это явление было обнаружено, когда в эксперименте состояние толерантности стали создавать по отношению к иммунокомпетентным клеткам, в частности, к клеткам костного мозга. Трансплантация кроветворной ткани была обусловлена чисто практическими требованиями, связанным с лечением лучевой болезни, при которой кроветворная ткань угнетается чрезвычайно глубоко. Попытки трансплантации костномозговой ткани эффекта не дали, причем нередко после этой операции больной быстро погибал при явлениях резчайшего подавления иммунной защиты организма. Создавалось впечатление, что трансплантант становился иммуноагрессивным и "отторгал" организм хозяина, откуда и произошло название РТПХ.
Было установлено, что для возникновения РТПХ необходимо соблюдение ряда условий:
1. Трансплантант должен обладать иммунологической активностью, т.к. РТПХ - это иммунная агрессия. Оказалось невозможным индуцировать состояние толерантности в отношении следующих тканей (а, следовательно, и их трансплантировать): костный мозг, лимфоидная ткань, селезенка, печень, тимус. Столь строгие ограничения в пересадке органов и тканей резко суживают возможности трансплантологии.
2. Реципиент должен быть чужеродным в антигенном отношении для иммунологически активного трансплантанта, поскольку в любом иммунном процессе необходима антигенная несовместимость (лишь в случае пересадки органов и тканей между монозиготными близнецами это условие будет нарушено, а это встречается крайне редко).
3. Реципиент должен обладать определенной иммунологической инертностью, т.е. его иммунная защита в силу тех или иных причин подавлена, он должен быть неспособен отторгать трансплантированные клетки агрессора, иначе эти клетки будут разрушены раньше, чем успеют агрессию осуществить.
ЛИТЕРАТУРА
1. Клиническая иммунология и аллергология. Под ред. Л. Йегера.-М., Медицина, 1990 г.
2. Общая патология человека. Под ред. А.И. Струкова.-М., Медицина, 1990 г.2 т.
3. Патологическая физиология. Под ред. А.Д. Адо.- Томск.-1994 г.
4. В.И. Пыцкий. Аллергические заболевания. - М., Медицина.-1984.
5. Новиков Д.К. Клиническая аллергология. - Мн., Вышэйшая шк., 1997. - 511 с.