Аллергия является проявлением иммунологической реактивности и относится к заболеваниям, обусловленным неконтролируемыми избыточными реакциями, которые получили наименование болезни гиперчувствительности. Говоря об иммунологической реактивности, мы, с одной стороны, имеем в виду такое понятие, как иммунитет, а с другой - аллергию, к изучению которой мы сейчас приступаем.
Как и все иммунные реакции, аллергия обеспечивает защиту организма от факторов, несущих на себе признаки генетически чужеродной информации. Благодаря аллергии происходит выявление "не своего" (антигенных раздражителей), инактивация и элиминация из организма этого материала. В то же время АЛЛЕРГИЯ, как особая форма иммунного реагирования, обладает и рядом отличительных признаков:
1) Во-первых, аллергия может быть вызвана такими ФАКТОРАМИ, которые никогда не приводят к развитию других форм иммунной защиты, а порой даже угнетают их (например, ионизирующее излучение):
2) Во-вторых, в развитии аллергии могут принимать участие и иметь решающее значение такие классы антител, или иммуноглобулинов, которые практически никогда не участвуют в других механизмах формирования иммунитета (например, реагины);
3) Наконец, ОСНОВНОЕ ОТЛИЧИЕ заключается в том, какой ценой для организма достигает конечный результат - освобождение "от чужого". Во всех случаях аллергии имеются повреждения, т.е. защита от антигена достигает ценой его структурно-функциональных нарушений. Таким образом, повреждение организма при аллергии следует рассматривать как своеобразную расплату за быстроту реакции освобождения от "не своего". ЭТО И ЕСТЬ ТО КАЧЕСТВО, КОТОРОЕ ОТЛИЧАЕТ АЛЛЕРГИЮ ОТ ИММУНИТЕТА.
АЛЛЕРГИЯ - это типовой патологический процесс, который характеризуется состоянием повышенной, чаще всего извращенной чувствительностью организма к повторным воздействиям веществ, обладающих антигенными свойствами и без них.
В последние годы наметился заметный рост числа аллергических заболеваний. Их распространенность связывают с влиянием следующих факторов:
1) все более углубляющаяся химизация жизни, появление новых веществ, которые могут стать аллергенами;
2) вакцинацией;
3) миграцией населения, предопределяющей встречу с новыми несвойственными прежней среде обитания антигенами;
4) бесконтрольным применением в лечебных целях многих лекарственных препаратов;
5) созданием и использованием новых синтетических материалов.
ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ АЛЛЕРГОЛОГИИ
Необходимо отметить, что в настоящее время одной из актуальных задач медицины и биологии становится разработка экологических аспектов иммунологии, применение популяционных и биоценотических принципов к иммунологическим исследованиям. На необходимость рассмотрения иммунологии как части экологии указывал У. Бойд (1975). Основные направления популяционной иммунологии определены как изучение состояния иммунной системы больших коллективов, определение потенциальной готовности адекватно отвечать на патогенный агент, выявление реально имеющегося уровня специфического иммунитета, а также факторов, повышающих, понижающих или регулирующих состояние коллективной иммунологической реактивности (Бароян О.В., 1975). В то же время более требуется широкий эволюционный подход к указанной проблеме, что позволит оценить значимость и последствия современных тенденций изменения и развития иммунологической реактивности человека. Соответственно с этим представляется ограниченным подход к оценке выявляемых качественных и количественных изменений структуры инфекционных и иммунопатологических заболеваний и их этиопатогенеза как транзиторных или адаптивных, т.е. как целесообразных (или телеономических), укладывающихся в рамки "нормы реакции" и, следовательно, не имеющих микроэволюционных изменений. Современный экологически грамотный подход к анализу генетических преобразований подразумевает учет тех влияний среды на фенотип, приспособление к которым влечет за собой коренные изменения в характере отбора (Шварц С.С., 1980).
Необходимо признать, что возможности для прямых обоснований наличия дизадаптивных процессов в иммунобиологической реактивности современного человека ограничены. Пока не известны достаточно полно "пределы норм" отдельных иммунных параметров, а также критерии, по которым программы иммунологического ответа или онтогенеза иммунной системы могут характеризоваться как "нормальные". Например, аллергия, реакции гиперчувствительности или толерантность ни по статистическим оценкам, ни на основе экспериментальных данных о выживаемости не могут быть однозначно отнесены к норме или запредельным реакциям. Нужно сказать, что еще в 1936 г. А.А.Богомолец ставил вопрос - не способствует ли аллергия, переходящая в иммунитет, преодолению инфекционного процесса и полному выздоровлению? (Богомолец А.А., 1936).
Вероятно, имеет смысл обратиться к более универсальным закономерностям. В эволюции изменялись не взрослые половозрелые особи, а онтогенезы. Онтогенез иммунной системы - генетически детерминированный процесс системогенеза иммунной реактивности - включает в себя:
1). Развитие в эмбриональном, плодовом и постнатальном периодах отдельных структурных элементов и функций;
2). Интеграция функций в целостную иммунную систему;
3). Поддержание оптимального уровня структурной и функциональной надежности иммунных процессов на всем протяжении индивидуальной жизни (Лозовой В.П., Шергин С.М., 1981).
О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ГЕНЕТИЧЕСКОГО ГРУЗА АЛЛЕРГИИ
Атопия и иммуногенетика.
Авторы самых ранних исследований феномена атопии в начале XX века категорически утверждали, что проявления атопии зависят от наследственных факторов, однако долгое время не удавалось ни одного конкретного гена, ответственного за атопическую патологию. В конце 60-ых годов (Ishizaka & Johansson) и в начале 70-х годов (Benacerraf B. et al.) нашего столетия были сделаны два замечательных открытия, состоящие в том, что атопия это прямой результат гиперпродукции IgE-антител; и ген иммунного ответа (Ir-ген), контролирующий распознавание простых полипептидных антигенов, связан с главным комплексом гистосовместимости (MHC - аналогом этого комплекса у человека, как Вы знаете, является система HLA). Эти достижения привели к заметному стимулированию исследований генетики атопии с начала 70-ых годов. Было показано, что существует, по крайней мере, два типа генетического контроля синтеза IgE: не связанного с МНС и связанного с МНС). Гипотеза, разрабатываемая в последние годы, предполагает, что подавляющее большинство случаев атопии связано с наследованием локуса на хромосоме 11q, который и контролирует избыточный синтез IgE-антител с последующим специфическим ответом на полипептидные антигены.
Недавно была сделана попытка выяснить генетику синтеза IgE при различных клинических проявлениях атопии с использованием данных семей-пробандов. Было показано, что главный рецессивный локус, детерминирующий высокий уровень сывороточного IgE, влияет также на развитие различных симптом атопического заболевания. В случаях, гокда больной страдает астмой или только экземой, эффект влияния главного гена сходен с рецессивным наследованием; если же присоединяется поллиноз (сенная лихорадка) или рецидивирующий обструктивный бронхит, то скорее речь идет о кодоминантном наследовании. Присоединение к клинической картине дополнительных симптомов атопии свидетельствует о наличии доминантного влияния. В пользу полигенного контроля за многими патогенетическими механизмами атопии свидетельствуют последние данные по идентификации генов, регулирующих содержание IL-3,4,5, расположенных на 5-й хромосоме, ответственных за регуляцию синтеза IgE "сверху".
В последних работах по генетике атопии было показано, в частности, что паразитарные или инфекционные заболевания, могут обладать определенным "адьювантным" эффектом, что будет приводить к гиперпродукции IgE. ПОЭТОМУ, для предотвращения этитх негативных процессов санация лимфоэпителиального кольца Вальдейера-Пирогова и дегельминтизация, которая проводится в детстве имеет крайне важное значение. Частично об этом Вы говорили на кафедре медицинской биологии и генетики.
О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ПРОЯВЛЕНИЯ АЛЛЕРГИИ ПРИ ТОКСИЧЕСКОМ ДЕЙСТВИИ РАДИОНУКЛИДОВ
Проблема экологии человека в настоящее время интенсивно изучается многими научными школами. Вывод о воздействии различных факторов окружающей среды, будь то выбросы различных производств, загрязнение продуктов питания различными поллютантами, включая радиоактивные, психо-эмоциональные нагрузки, в большинстве случаев неоднозначен. Это связано с отсутствием единой методологической базы в проведении исследований и трудностью формирования адекватных групп наблюдения и контроля. Таким образом, в настоящее время идет процесс накопления данных по вопросу состояния людей, проживающих в районах экологического бедствия, что с течением времени потребует формирования единого методологического подхода для оценки эффектов.
Аналогичная ситуация складывается и в проблематике, связанной с аварией на Чернобыльской АЭС (апрель, 1986 г.). Обширное количество публикаций позволяет заметить, что указанная катастрофа неоднозначно затронула иммунную систему, как наиболее уязвимую при воздействии радионуклидов, и в то же время наиболее рано отвечающую комплексом защитных реакций как в ранние часы после аварии, так и при адаптации человека к воздействию малых доз. Описанный H. Selye (1936) общий адаптационный синдром, имеющий место и в районах, загрязненных после аварии, можно рассматривать с разных точек зрения и ВОПРОС инициации и развития аллергии не лишен смысла. Речь идет о выявлении и идентификации комплекса аллергических реакций в условиях поступления радионуклидов, преимущественно с продуктами питания. Необходимо сказать, что проблема взаимоотношения аллергии и радиации не нова. Широко известна монография Н.Н. Клемпарской и соавт. "Аллергия и радиация" (1968) и последующие разработки (Мальцев В.Н., 1983), однако корреляционные механизмы, которые были выявлены при влиянии больших доз радиации в настоящее время полностью экстраполировать на современные условия не представляется возможным и, более того, было бы ошибочно (Москалев Ю.И., 1989).